Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Дидактическое проектирование учебной темы, как средство опережающего управления образовательным процессом - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Дидактическое проектирование учебной темы, как средство опережающего управления образовательным процессом


Автор(ы): Михайлова Алевтина Фазизовна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
За последние годы четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания, предполагающие усиление направленности образования на формирование личности как наивысшей ценности, создание адаптивного поля деятельности для ученика и соответственно для учителя.
Эту идею я реализую через рационализацию учебного процесса, то есть через разработку целостной системы логически связанных действий, которая является основой легкости и комфортности продвижения ученика в процессе учебной деятельности, то есть в усвоении той или иной порции учебного материала.
Каковыми же могут быть общие подходы к организации такой деятельности?
Основополагающим здесь является планирование желаемого результата и проектирование учебных действий для его достижения.
Проектировать учебные действия можно заранее путем оперирования с условиями учения, которые затем с большей или меньшей вероятностью не позволяют, чтобы учебные действия “двигались” иным путем и в другую сторону.
Средством для достижения этого, может стать дидактическое проектирование учебной темы, а формой планирования – ее дидактический проект.
Дидактический проект как форма планирования позволяет представить образовательный процесс в виде целостной системы учебных занятий, взаимосвязанных по этапам процесса образования: целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно- регулировочному, рефлексивному.
Дидактический проект темы – это модель процесса поэтапного движения к желаемому конечному результату. Это особое средство обеспечения целенаправленности и интегрированности усилий учителя и ученика.
Как и всякий любой проект, дидактический проект учебной темы должен обладать определенными качествами: актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность сбоям.
Отсутствие у проекта какого-либо из перечисленных свойств будет приводить к тому, что-либо желаемый результаты не будут получены вовсе, либо получены в более поздние сроки или с большими, чем предполагалось, затратами.
Дидактический проект является, прежде всего, рабочим документом для организации текущей и перспективной деятельности по данной теме. В этом его главное назначение.
Как и любую творческую работу, разработку проекта нужно начать с осмысления предстоящей деятельности и ее результатов, создать как бы контуры, определяющие перспективы вашей предполагаемой деятельности и ее результаты.
Наличие такой основы, осознание задуманного, намеченного облегчает процесс подготовки к изучению темы.
Дидактический проект - это паспорт проекта будущего учебного процесса, в котором с предельной лаконичностью и однозначно представлены главные параметры учебного процесса.
Составление проекта я начинаю с проблемно-ориентированного анализа учебного материала.
Анализ - это первый шаг на пути определения целей.
Цель - это модель желаемого будущего. В этом плане цель включает, с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно-воспитательного процесса, а с другой, программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата.
Исходя из общих идей современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер, и складывается из трех аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного.
Сама по себе триединая цель достигнута быть не может. Она достигается посредством решения целого ряда учебно-воспитательных задач, на которые она распадается. Задача раскрывает реальные шаги достижения цели, она как бы отвечает на вопрос “что необходимо сделать для достижения цели?” Поэтому познавательную (образовательную) цель я рассматриваю как комплексную разноуровневую цель, планируемую
  • на уровне знания (что должен знать);
  • на уровне умения (что должен уметь);
  • на уровне значения (область применения).
Причем важным здесь является планируемый исходя из следующей градации
(1-4) Уровень усвоения понятий.
(1) Уровень представлений.
В этом случае ученик имеет представление о предмете. Может отличить один объект от другого, но не всегда может выделить существенные признаки, отделить их от несущественных.
(2) Уровень определения.
Ученик усваивает все существенные признаки понятия. Может отличить их от несущественных; может указать род (более широкое понятие) и видовое отличие (чем данное понятие отличается от всех остальных, входящих в данный род). Например, пирамида - пространственная фигура (родовое отличие), видовое отличие(основание - многоугольник, вершина пирамиды соединена отрезками с вершинами основания).
(3) Уровень элементарного оперирования.
Понятие достаточно обобщено, усвоены наиболее существенные связи данного понятия с другими, ученик может применять данное понятие в несложных ситуациях.
(4) Уровень активного оперирования.
Ученик может использовать данное понятие в разнообразных ситуациях при изучении материала.
Например, при проектировании темы “Уравнение с одной переменной”, комплексная дидактическая цель: углубить понимание сущности известного понятия уравнения, ввести понятие корня, равносильности уравнений, обучить новому способу действий с членами уравнения.
Ее можно расчленить на частные дидактические цели следующим образом.
Что должен учащийся знать:
Определение уравнения с одной переменной. (1)
Что значит решить уравнение? (2)
Определение корня уравнения (2)
Определение равносильности уравнений. (2)
Свойства равносильности уравнений. (3)
Что должен учащийся уметь:
Определять, является ли уравнение уравнением с одной переменной. (2)
Выполнять равносильные преобразования уравнения. (4)
Находить корни уравнения. (3)
Определять, является ли данное число корнем уравнения. (3)
Область применения:
Эти понятия будут широко использоваться при решении всех видов уравнений, математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач.
Нужно отметить, что уровень здесь определяется в зависимости от интеллектуальных возможностей учащихся того или иного класса, в котором мы работаем.
Развивающий аспект цели является наиболее трудным. Здесь необходимо иметь в виду, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс обучения и воспитания. Отсюда следует, что развивающий аспект цели может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, иногда и для уроков целой темы.
Воспитательная цель урока охватывает одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны. Определяя одну воспитательную цель, нужно ставить различные воспитательные задачи. И опять же одна воспитательная цель может быть поставлена ко всей проектируемой теме, так как за один или два урока мы не можем воспитать какое-то определенное качество у учащихся.
Поскольку цели материализуются через содержание, а не секрет, что требования школьной математики сейчас завышены и превышают реальные умственные, физиологические и психологические возможности “среднего” ученика, то сохраняя объективность, можно безболезненно отобрать обязательный материал, определив необходимый с общеобразовательной и житейской точек зрения базовый объем знаний, который должен быть добротно усвоен. Для этого нужно провести проблемно – ориентированный анализ учебного материала от “конца к началу” то есть от того, какие должны быть результаты. Рекомендуемый современный методологический путь от” конца к началу” позволяет отсекать несущественные для конечного результата возможные области поиска проблем и оставлять в поле зрения только наиболее значимые. То есть сделать необходимый отбор содержания материала предложенного автором того учебника, по которому ведется преподавание в том или ином классе, ответив для себя на следующие вопросы:
  1. Нужно ли содержание углубить или какой то теоретический материал изучить поверхностно? (Ответ на этот вопрос зависит от планируемого уровня усвоения материала для каждого конкретного класса).
  2. Между какими понятиями установить отсутствующие, но необходимые связи (частенько вводим понятие, а затем долгое время к нему не обращаемся, но на выходе из школы оно используется)?
  3. Позволяет ли материал темы обеспечить усвоение каких либо новых понятий, ранее не вводившихся, например, статистика, теория вероятности и др.?
  4. Какие ведущие идеи темы нужно знать учащимся?
  5. Какой материал необходим для актуализации знаний?
  6. Какие термины войдут в “Словарь понятий” изучаемой темы? Основные ведущие понятия должны войти в базисный минимум знаний. Понятия частного вида, в дальнейшем не используемые (редко используемые), могут быть исключены после ответа на следующие вопросы:
    – Существенно ли влияние данного понятия на формирование цельной картины изучаемого материала?
    – Насколько значимо усвоение данного понятия учеником с точки зрения овладения им методами изучаемой науки?
    – Как скажется наличие или отсутствие данного понятия на рациональность мышления?
    – Какова практическая значимость данного понятия, нужно ли оно всем ученикам в дальнейшей повседневной жизни?
    – Скажется ли устранение данного понятия при последующем изучении материала?
  7. Можно ли организовать опережающее обучение с целью интенсификации процесса обучения?
  8. Какие способы выполнения заданий, правила их выполнения, алгоритмы, некие инструкции могут обеспечить успешную подготовку ученика?
  9. Какой материал можно изучить в режиме проблемного обучения?
  10. Какие выводы должны быть сформулированы и отработаны с учащимися по каждому разделу.
  11. Какие социально-значимые потребности и мотивы учащихся могут быть реализованы? (Насыщение изучаемого материала сведениями, фактами из повседневной действительности; эстетическое содержание учебного материала; привлечение логических упражнений; занимательных и старинных задач, исторических сведений).
  12. Каковы возможные типичные ошибки? ( В процессе проектирования учебной темы нужно обязательно продумать, каковы могут быть причины их возникновения и какие шаги вы должны предпринять, чтобы не допустить их появления.)
  13. Какие учебные задания предложены для формирования знаний, умений и навыков?
Анализ ключевых категорий учебной деятельности показывает, что усвоение содержания и развития ученика происходит не путем передачи ему извне некоторой информации, а в процессе самостоятельного осуществления им полного цикла учебно-познавательной деятельности этапов восприятия (осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации новых знаний и способов деятельности).
Знания проявляются только в деятельности.
Чтобы ребенку было легко учиться, ему надо дать знание того, как рационально организовать и осуществить свою учебную деятельность и предоставить возможность на практике применить полученные знания. То есть учебные действия можно заранее проектировать путем оперирования с условиями учения.
Одним из факторов, который позволяет осуществлять проектирование учебных действий, являются учебные задачи. Поэтому очень важным этапом в проектировании учебной темы является конструирование системы учебных заданий.
Первое, что я делаю при конструировании, – это просматриваю все задания, предлагаемые при изучении темы в базовом учебнике, альтернативных учебниках, в имеющихся дидактических материалах различных авторов, тестовые и контрольные работы, изучаю требования обязательного государственного образовательного стандарта.
Для “внесения порядка” в систему учебных задач я использую таксономию Даны Толлингеровой, которая позволяет сконструировать систему учебных задач таким образом, чтобы достигнуть запланированного уровня усвоения знаний. В ее таксацию входит пять категорий задач:
  1. Задачи, требующие мнемонического воспроизведения данных (1);
  2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными (2);
  3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными (3);
  4. Задачи, требующие сообщения данных (4);
  5. Задачи, требующие творческого мышления (5).
Внутри каждой категории идет более подробная классификация задач, что, в рассмотренном ниже примере отмечено, например, как (2.5).
Рассмотрим это на следующем примере.
Тема: “Линейная функция”
На уроке использован следующий набор учебных заданий:
  1. Определите вид функции y = x + 5. (2.5)
  2. Что является графиком этой функции? (1.2)
  3. Исходя из вида функции, определите, как будет расположен ее график на координатной плоскости. (2.5)
  4. Установите, в какой точке график функции будет пересекать ось ординат? (2.7)
  5. Постройте график функции. (4.3)
  6. Перечислите свойства данной функции. (2.2)
  7. Найдите для значения х =1,3; –2,4 соответствующие значения функции, используя график и формулу. (2.9)
  8. Сравните полученные результаты. (2.5)
  9. Найдите по значениям функции у = 1/2; 6.3 соответствующие значения аргумента. (2.9)
  10. Сравните полученные результаты. (2.5)
  11. Придумайте функцию таким образом, чтобы ее график был параллелен графику данной функции (5.0)
  12. Придумайте функцию таким образом, чтобы ее график совпал с графиком данной функции (5.0)
Если, например, я на уроке ставлю цель научить решать задачи, требующие совершать сложные логические операции, по таксономии это задачи 3.0, а в данном наборе задач, по частоте преобладают, как вы видите задачи категории 2.0 (задачи, требующие простых мыслительных операций), то дидактическая ценность этого набора невысока и, следовательно, мой педагогический замысел ничего не стоит.
От правильного выбора системы задач и последовательности их ввода, зависит продвижение учащихся по теме и в своем интеллектуальном развитии. Я работаю в классах с разным уровнем обучения (общеобразовательных, с углубленным изучением математики) и конструирование системы учебных заданий в соответствии с таксономией задач Д.Толлингеровой позволяет мне, как заранее спрогнозировать уровень развития того или иного класса, так и правильно оценить все предлагаемые разными источниками учебные задачи.
И, конечно, немаловажно, чтобы каждый наш ученик ясно предста...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1895

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340