Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Музейный урок Орнамент – узорная письменность народов Ямала - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Музейный урок Орнамент – узорная письменность народов Ямала


Автор(ы): Белоусова Ирина Яковлевна, педагог дополнительного образования


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели занятия:
Обучающие:

- познакомить учащихся с образцами ненецкого и мансийского орнаментов, их характерными признаками;
- познакомить с различиями в орнаментах мужской и женской одежды (праздничной и повседневной);
Развивающие:
- развивать умения и навыки анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать;
- развивать творческое мышление;
- развивать коммуникативные умения учащихся;
Воспитывающие:
- воспитывать чувства уважения к коренным жителям ЯНАО и их культуре;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине.
Методы: словесный (слово учителя, сообщения детей, беседа с учащимися); наглядный (выставка иллюстраций орнаментов, образцов народных промыслов, детских творческих работ из бисера, папье-маше, меха, сукна; флаг и герб ЯНАО.
Ход занятия
1. Вступительная беседа учителя.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в очередной раз мы с вами встречаемся в музее. Я предлагаю наше занятие начать с разгадывания кроссворда, в ходе которого мы вспомним персонажей ранее изученных сказок, загадки, животных нашего края, народы Ямала.
Слайд №1 (кроссворд).
2. Разгадывание кроссворда.

1. загадка: В ночь беззвездную до чума кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру, если в тундре бездорожье?
2. Персонаж ненецкой сказки « Хозяин ветров», злой дух.
3. Самый многочисленный коренной народ нашего края.
4. Полуостров, название которого в переводе с ненецкого означает «край земли».
5. Самый малочисленный народ ЯНАО.
6. Животное хвойных лесов с пушистым хвостом и кисточками на ушах.
7. Разновидность обуви у северных народов.
8. Главный герой хантыйской сказки «Стрелок из лука».
Итак, ключевое слово – орнамент. И тема нашего занятия:
Слайд №2. «Орнамент - узорная письменность народов Ямала».
3. Изучение нового.

Сегодня мы должны узнать, что такое орнамент, и почему он является узорной письменностью народов Ямала, а также побеседуем о красоте северной природы, познакомимся с образцами ненецкого орнамента, их характерными особенностями и выполним эскизы предметов ненецкой одежды и украшений.
Ребята! Каждый человек по натуре своей – художник, он всюду стремится вносить в свою жизнь красоту. Характер целого народа может выражаться в предметах, созданных руками людей.
4. Выставка изделий народных промыслов
(украинских, узбекских, русских, молдавских, татарских).
Посмотрите на предметы на столе. На что вы обратили внимание в первую очередь?
Конечно, вы заметили, что они украшены различными узорами. Как вы думаете, какую роль они выполняют?
Верно, у всех народов - для красоты. И в переводе с латинского языка «орнаментум» - украшение.
А теперь посмотрите на два предмета, сравните их художественное оформление (рисунки) и скажите, какое вы заметили отличие?
Сделайте вывод о том, что такое орнамент.
Слайд №3. Итак, орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и четком расположении элементов.
Содержание орнаментов народные художники черпают из окружающей жизни, показывают индивидуальные особенности цветов, птиц, животных, людей, свободно перерабатывают их в декоративные формы.
По цвету орнаменты могут быть одноцветными и многоцветными.
(показ образцов орнаментов разных народов)
Вы видите, ребята, какие яркие, красочные эти орнаменты.
5. Сообщения учащихся об особенностях украинских, узбекских, русских, татарских, молдавских орнаментов).

А теперь давайте с вами перенесемся на далекий Север… Послушайте стихотворение Л.Лапцуя и определите, какими красками описывает автор природу северного края.
6. Чтение стихотворения.

Зимнею порою
Куда я ни взгляну,
Вижу - всюду бело,
Вижу - всюду пусто,
Только снег блестит…
Посмотрю на озеро -
Только лед синеет,
Погляжу на горы -
Камни там чернеют…
И мила мне тундра,
Белая земля…
(учащиеся называют цвета: синий, белый, черный)
Именно такие основные цвета присутствуют в орнаментах народов Ямала. Как вы думаете, почему?
Слайд № 4,5 (тундра)
На слайдах вы видите нашу природу - скромную, окрашенную в белый, серый, коричневый цвета. Природа нашего края суровая, зима продолжительная, и поэтому в орнаментах, украшающих повседневную одежду северян, краски неяркие. Но когда наступает весна, а это всегда праздник, природа расцветает. И в праздничных одеждах мы можем видеть и желтый, и красный, и зеленый цвета.
Слайд №6,7,8,9 (одежда, пояс, сумка-тучанг, накосник, убранство оленьей упряжки)
Отличаются по покрою, цвету и способу нанесения орнаментов мужская и женская одежда. Повседневная мужская зимняя верхняя одежда- малица- украшена тесьмой по подолу и рукавам. Женская зимняя одежда – паница -украшена более ярко, орнамент наносят на полы, подол, рукава. Накосник – женский праздничный головной убор – выполняют из ткани, бисера. Украшают орнаментами и женские сумочки, тучанги (обычно...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2363

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340