Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Музейный урок Орнамент – узорная письменность народов Ямала
Автор(ы): Белоусова Ирина Яковлевна, педагог дополнительного образования
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели занятия: Обучающие: - познакомить учащихся с образцами ненецкого и мансийского орнаментов, их характерными признаками; - познакомить с различиями в орнаментах мужской и женской одежды (праздничной и повседневной); Развивающие: - развивать умения и навыки анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать; - развивать творческое мышление; - развивать коммуникативные умения учащихся; Воспитывающие: - воспитывать чувства уважения к коренным жителям ЯНАО и их культуре; - воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине. Методы: словесный (слово учителя, сообщения детей, беседа с учащимися); наглядный (выставка иллюстраций орнаментов, образцов народных промыслов, детских творческих работ из бисера, папье-маше, меха, сукна; флаг и герб ЯНАО. Ход занятия 1. Вступительная беседа учителя. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в очередной раз мы с вами встречаемся в музее. Я предлагаю наше занятие начать с разгадывания кроссворда, в ходе которого мы вспомним персонажей ранее изученных сказок, загадки, животных нашего края, народы Ямала. Слайд №1 (кроссворд). 2. Разгадывание кроссворда. 1. загадка: В ночь беззвездную до чума кто добраться вам поможет? Кто разыщет путь по ветру, если в тундре бездорожье? 2. Персонаж ненецкой сказки « Хозяин ветров», злой дух. 3. Самый многочисленный коренной народ нашего края. 4. Полуостров, название которого в переводе с ненецкого означает «край земли». 5. Самый малочисленный народ ЯНАО. 6. Животное хвойных лесов с пушистым хвостом и кисточками на ушах. 7. Разновидность обуви у северных народов. 8. Главный герой хантыйской сказки «Стрелок из лука». Итак, ключевое слово – орнамент. И тема нашего занятия: Слайд №2. «Орнамент - узорная письменность народов Ямала». 3. Изучение нового. Сегодня мы должны узнать, что такое орнамент, и почему он является узорной письменностью народов Ямала, а также побеседуем о красоте северной природы, познакомимся с образцами ненецкого орнамента, их характерными особенностями и выполним эскизы предметов ненецкой одежды и украшений. Ребята! Каждый человек по натуре своей – художник, он всюду стремится вносить в свою жизнь красоту. Характер целого народа может выражаться в предметах, созданных руками людей. 4. Выставка изделий народных промыслов (украинских, узбекских, русских, молдавских, татарских). Посмотрите на предметы на столе. На что вы обратили внимание в первую очередь? Конечно, вы заметили, что они украшены различными узорами. Как вы думаете, какую роль они выполняют? Верно, у всех народов - для красоты. И в переводе с латинского языка «орнаментум» - украшение. А теперь посмотрите на два предмета, сравните их художественное оформление (рисунки) и скажите, какое вы заметили отличие? Сделайте вывод о том, что такое орнамент. Слайд №3. Итак, орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и четком расположении элементов. Содержание орнаментов народные художники черпают из окружающей жизни, показывают индивидуальные особенности цветов, птиц, животных, людей, свободно перерабатывают их в декоративные формы. По цвету орнаменты могут быть одноцветными и многоцветными. (показ образцов орнаментов разных народов) Вы видите, ребята, какие яркие, красочные эти орнаменты. 5. Сообщения учащихся об особенностях украинских, узбекских, русских, татарских, молдавских орнаментов). А теперь давайте с вами перенесемся на далекий Север… Послушайте стихотворение Л.Лапцуя и определите, какими красками описывает автор природу северного края. 6. Чтение стихотворения. Зимнею порою Куда я ни взгляну, Вижу - всюду бело, Вижу - всюду пусто, Только снег блестит… Посмотрю на озеро - Только лед синеет, Погляжу на горы - Камни там чернеют… И мила мне тундра, Белая земля… (учащиеся называют цвета: синий, белый, черный) Именно такие основные цвета присутствуют в орнаментах народов Ямала. Как вы думаете, почему? Слайд № 4,5 (тундра) На слайдах вы видите нашу природу - скромную, окрашенную в белый, серый, коричневый цвета. Природа нашего края суровая, зима продолжительная, и поэтому в орнаментах, украшающих повседневную одежду северян, краски неяркие. Но когда наступает весна, а это всегда праздник, природа расцветает. И в праздничных одеждах мы можем видеть и желтый, и красный, и зеленый цвета. Слайд №6,7,8,9 (одежда, пояс, сумка-тучанг, накосник, убранство оленьей упряжки) Отличаются по покрою, цвету и способу нанесения орнаментов мужская и женская одежда. Повседневная мужская зимняя верхняя одежда- малица- украшена тесьмой по подолу и рукавам. Женская зимняя одежда – паница -украшена более ярко, орнамент наносят на полы, подол, рукава. Накосник – женский праздничный головной убор – выполняют из ткани, бисера. Украшают орнаментами и женские сумочки, тучанги (обычно...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2363
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|