Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Разработка уроков по теме: Системы счисления (уроки 5–8 из 8) - Преподавание информатики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание информатики

Разработка уроков по теме: Системы счисления (уроки 5–8 из 8)


Автор(ы): Данников Анатолий Трофимович, учитель информатики; Данникова Галина Анатольевна, учитель информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Урок № 5

Тема урока: Действия над числами в различных системах счисления.
Цели урока:
  • Дидактическая цель: ознакомить учащихся со сложением и вычитанием в различных системах счисления и провести первичную отработку навыка проведения этих действий.
  • Воспитательная цель: развивать интерес учащихся к познанию нового, показать возможность нестандартного подхода к вычислениям.
  • Развивающая цель: развивать внимание, строгость мышления, умение рассуждать.
Методы обучения:
  • Устный тест.
  • Анализ задачи в процессе её решения.
  • Самостоятельное решение задач.
Структура урока.
  1. Проверка домашнего задания с помощью устного теста.
  2. Домашнее задание.
  3. Решение задач с одновременным анализом и самостоятельной отработкой материала.
ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания (устный тест) – 15 мин.
Учитель последовательно читает вопросы. Ученики внимательно слушают вопрос, не записывая его. Записывается только ответ, причём очень коротко. (Если можно ответить одним словом, то записывается только это слово).
  1. Что такое система счисления?
  2. Какие системы счисления вы знаете?
  3. Ученик записал число, но не указал ССЧ. (129) В какой системе счисления может быть так записано число? (10-я,16-я)
  4. Ученик записал число, но не указал ССЧ. (110) В какой системе счисления может быть так записано число? (В любой из изученных).
  5. Каким математическим действием надо воспользоваться, чтобы перевести число из десятичной ССЧ в любую другую? (Делением)
  6. Что нужно сделать, чтобы перевести число из десятичной ССЧ в восьмеричную? (Последовательно делить на 8)
  7. Перечислите все математические действия необходимые для того, чтобы перевести число из любой ССЧ в десятичную. (Возведение в степень, умножение, сложение)
  8. Что это за цифра F, в какой системе счисления? (15, в 16-ричной)
  9. 2010 – ?2 (101002)
  10. 4510 – ?16 (2D16).
После выполнения теста, ответы произносятся вслух самими учениками, проводится самопроверка и учащиеся сами выставляют себе оценки.
Критерий:
  • 10 правильных ответов (можно небольшой недочёт) – “5”;
  • 9 или 8 – “4”;
  • 7, 6 – “3”;
  • остальные – “2”.
II. Задание на дом (2 мин)
3758 + 4278 (10248)
101112 + 10112 (1000102)
1FC16 – 1D116 (2В16)
6218 – 1578 (4428)
III. Основной материал
1. Сложение
Каждый первый пример выполняет и анализирует учитель, второй – учащиеся самостоятельно.
примеры 1 2 1 2 1 2
101112
+ 10012
101012
+11012
1278
+ 558
7358
+ 778
1А116
+16
19F16
+ A316
ответы 1000002 1000102 2048 10358 1DD16 24216
2. Вычитание
Учитель выполняет проверку примеров №1 из предыдущего задания на сложение. Предварительно полезно проанализировать, как в десятичной ССЧ происходит это действие. На примере 1000–7. Обратить внимание на то, как мы занимаем из высшего разряда.
примеры 1 2 1 2 1 2
1000002
101112
10012
1102
2048
558
6318
378
1DD16
1A116
1CE16
DF16
ответы 10012 112 1278 5728 3C16 EF16
IV. Дополнительно (в случае неодновременного выполнения задания учениками)
примеры 3218
658
17916
FB16
5148
+ 768
C1D16
+ 7916
ответы 2348 7E16 6128 C9616
V. Подведение итогов урока

Урок № 6

Тема урока: Действия над числами в различных системах счисления.
Цели урока:
  • Дидактическая цель: ознакомить учащихся с умножением и делением в различных системах счисления и провести первичную отработку навыка проведения этих действий (в сильных классах или отдельно сильным ученикам); подготовка к контрольной работе.
  • Воспитательная цель: развивать интерес учащихся к познанию нового, показать возможность нестандартного подхода к вычислениям.
  • Развивающая цель: развивать внимание, строгость мышления, умение рассуждать.
Методы обучения:
  • Решение задач на сложение и вычитание.
  • Знакомство с действиями умножения и деления.
  • Самостоятельное решение задач.
  • Самостоятельная работа.
Структура урока:
  1. Решение задач на сложение и вычитание.
  2. Знакомство с действиями умножения и деления (для сильных учащихся).
  3. Самостоятельное решение задач на сложение и вычитание (для слабых учащихся).
  4. Домашнее задание.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
I. Решение задач на сложение и вычитание
Выполняется учащимися на доске.
    Сложение:
    11012
    +1112
    (101002)
    2378
    +7448
    (12038)
    3FA16
    +E2516
    (121F16)
    Вычитание:
    11002
    1112
    (1012)
    12038
    7448
    (2378)
    121F16
    E2516
    (3FA16)
Далее слабым ученикам даётся самостоятельное задание на сложение и вычитание (выполняется по образцу).
Сильным: умножение (сначала проводится умножение в десятичной ССЧ, для того чтобы ещё раз обратить внимание учащихся на условие перехода в следующий разряд). Переход в следующий разряд происходит при достижении основания системы отсчёта, в которой выполняется действие.

Примеры 2110
*2710
1112
*112
258
*278
3D16
*AE16
умножение на число единиц +147 +111 + 223 + 356
умножение на число десятков 42 111 52 262
сумма (результат) 56710 101012 7438 297616
Деление: сначала проводится деление в десятичной ССЧ, для того чтобы ещё раз обратить внимание учащихся на этапы процесса деления.
II. Задание на дом (2 мин)
Повторить тему “Системы счисления”. Цель – подготовка к контрольной работе.
III. Самостоятельная работа
1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант 5 вариант 6 вариант
+1012
112
(10002)
+3728
578
(4518)
+7238
578
(10028)
+11012
1102
(100112)
+5738
3268
(11218)
+10112
1012
(100002)
_7328
448
(6668)
1002
112
(12)
_ 10102
112
(112)
2238
578
(1448)
_ 100112
1012
(11102)
_ 5738
3768
(1758)
IV. Дополнительно (в случае неодновременного выполнения задания учениками)
368 3F216
*178 * 2116
(7028) (823216)
V. Подведение итогов урока

Урок № 7

Тема урока: Подготовка к контрольной работе.
Цели урока:
  • Дидактическая цель: подготовка к контрольной работе.
  • Воспитательная цель: развивать интерес учащихся умение выделять главное.
  • Развивающая цель: развивать внимание, ответственность.
Методы обучения:
  • Решение задач на перевод чисел из ССЧ в ССЧ, сложение и вычитание чисел в различных ССЧ
  • Самостоятельное решение задач.
Структура урока:
  1. Знакомство с переводом дробной части числа из десятичной ССЧ в другие ССЧ. (Для сильных классов).
  2. Решение заданий на перевод чисел из ССЧ в ССЧ.
  3. Решение задач на сложение и вычитание.
  4. Знакомство с организацией контрольной работы.
  5. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
I. Перевод дробной части числа из десятичной ССЧ в другие ССЧ
Перевод дробной части из десятичной ССЧ в любую другую осуществляется не делением, а умножением на основание той системы, в которую переводят число. При этом справа от черты оставляют столько цифр, сколько их было первоначально. Умножение проводят последовательно, пока не получат справа от черты 0 или несколько 0.
0,510 – ?2
0,510 = 0,12
0,12510 – ?2
0,12510 = 0,0012


Перевод в другие ССЧ аналогичен, только надо умножать на основание нужной ССЧ. Можно подобрать несколько примеров для самостоятельного выполнения.
II. Учитель делает краткое обобщение и подбирает несколько примеров для самостоятельного выполнения учащимися.
III. Необходимо подобрать примеры для самостоятельной работы учащихся.
IV. Можно ознакомить учащихся с конкретным билетом контрольной работы. Этот билет изымается из набора.
V. Задание на дом (2 мин.)
Повторить тему “Системы счисления”. Цель: подготовка к контрольной работе.
VI. Подведение итогов урока

Урок № 8 Контрольная работа по теме “Системы счисления”.

Билеты контрольной работы здесь представлены с ответами, чтобы можно было быстро проверить работу, несмотря на большое количество вариантов. Для учащихся, естественно, необходимо по этим билетам составить карточки в виде: 17510 –?2 и т.д.
Билет № 1Перевести:
1) 7510 = 1138
2) 2910 = 111012
3) 101112 = 278
4) 1010,12 = 10,510
5) 17010 = АА16
6) 3F116 = 11111100012
Вычислить:
1102
+ 102
10002
6318
378
5728
3CC16
+ 12516
4F116
Билет № 2Перевести:
1) 5710 = 718
2) 1910 = 100112
3) 110102 = 328
4) 1101,012 = 13,2510
5) 15110 = 9716
6) F1С16 = 1111000111002
Вычислить:
5148
+ 768
6128
10012
1102
112
C1D16
+ 7916
C9616
Билет № 3Перевести:
1) 9110 = 1338
2) 2310 = 101112
3) 110012 = 318
4) 1011,0012 = 11,12510
5) 12710 = 7F16
6) 13716 = 1001101112
Вычислить:
2378
+ 758
3348
10102
1012
1012
19916
+ AC16
24516
Билет № 4Перевести:
1) 1111112 = 778
2) 6310 = 778
3) 3110 = 111112
4) 10001,12 = 17,510
5) 16410 = А416
6)1C516 = 1110001012
Вычислить:
17716
+AD16
22416
110112
+ 10112
1001102
3548
1678
1658
Билет № 5Перевести:
1)19910 = C716
2) 17516 = 1011101012
3) 4910 = 618
4) 11101,12 = 29,510
5) 2710 = 110112
6) 10012 = 118
Вычислить:
7358
+6238
15608
101112
1012
100102
91916
+D916
9F216
Билет № 6Перевести:
1) 6110 = 758
2) 3310 = 1000012
3) 100012 = 218
4) 10111,012 = 23,2510
5) 20110 = C916
6) C1D16 = 1100000111012
Вычислить:
AC716
+ A916
B7016
7358
2678
4468
10102
+1112
100012
Билет № 7Перевести:
1) 11102 = 168
2) 2510 = 110012
3) 5910 = 738
4) 101,0012 = 5,12510
5) 19710 = C516
6) A1116 = 1010000100012
Вычислить:
11112
+ 1012
101002
2378
568
1618
19C16

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.03.02 | Просмотров: 2471

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340