Главная / Методические материалы / Преподавание информатики
Разработка уроков по теме: Системы счисления (уроки 5–8 из 8)
Автор(ы): Данников Анатолий Трофимович, учитель информатики; Данникова Галина Анатольевна, учитель информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Урок № 5 Тема урока: Действия над числами в различных системах счисления. Цели урока: - Дидактическая цель: ознакомить учащихся со сложением и вычитанием в различных системах счисления и провести первичную отработку навыка проведения этих действий.
- Воспитательная цель: развивать интерес учащихся к познанию нового, показать возможность нестандартного подхода к вычислениям.
- Развивающая цель: развивать внимание, строгость мышления, умение рассуждать.
Методы обучения: - Устный тест.
- Анализ задачи в процессе её решения.
- Самостоятельное решение задач.
Структура урока. - Проверка домашнего задания с помощью устного теста.
- Домашнее задание.
- Решение задач с одновременным анализом и самостоятельной отработкой материала.
ХОД УРОКА I. Проверка домашнего задания (устный тест) – 15 мин. Учитель последовательно читает вопросы. Ученики внимательно слушают вопрос, не записывая его. Записывается только ответ, причём очень коротко. (Если можно ответить одним словом, то записывается только это слово). - Что такое система счисления?
- Какие системы счисления вы знаете?
- Ученик записал число, но не указал ССЧ. (129) В какой системе счисления может быть так записано число? (10-я,16-я)
- Ученик записал число, но не указал ССЧ. (110) В какой системе счисления может быть так записано число? (В любой из изученных).
- Каким математическим действием надо воспользоваться, чтобы перевести число из десятичной ССЧ в любую другую? (Делением)
- Что нужно сделать, чтобы перевести число из десятичной ССЧ в восьмеричную? (Последовательно делить на 8)
- Перечислите все математические действия необходимые для того, чтобы перевести число из любой ССЧ в десятичную. (Возведение в степень, умножение, сложение)
- Что это за цифра F, в какой системе счисления? (15, в 16-ричной)
- 2010 – ?2 (101002)
- 4510 – ?16 (2D16).
После выполнения теста, ответы произносятся вслух самими учениками, проводится самопроверка и учащиеся сами выставляют себе оценки. Критерий: - 10 правильных ответов (можно небольшой недочёт) – “5”;
- 9 или 8 – “4”;
- 7, 6 – “3”;
- остальные – “2”.
II. Задание на дом (2 мин) 3758 + 4278 (10248) 101112 + 10112 (1000102) 1FC16 – 1D116 (2В16) 6218 – 1578 (4428) III. Основной материал 1. Сложение Каждый первый пример выполняет и анализирует учитель, второй – учащиеся самостоятельно. примеры | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 101112 + 10012 | 101012 +11012 | 1278 + 558 | 7358 + 778 | 1А116 + 3С16 | 19F16 + A316 | ответы | 1000002 | 1000102 | 2048 | 10358 | 1DD16 | 24216 | 2. Вычитание Учитель выполняет проверку примеров №1 из предыдущего задания на сложение. Предварительно полезно проанализировать, как в десятичной ССЧ происходит это действие. На примере 1000–7. Обратить внимание на то, как мы занимаем из высшего разряда. примеры | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1000002 – 101112 | 10012 – 1102 | 2048 – 558 | 6318 – 378 | 1DD16 – 1A116 | 1CE16 – DF16 | ответы | 10012 | 112 | 1278 | 5728 | 3C16 | EF16 | IV. Дополнительно (в случае неодновременного выполнения задания учениками) примеры | 3218 – 658 | 17916 – FB16 | 5148 + 768 | C1D16 + 7916 | ответы | 2348 | 7E16 | 6128 | C9616 | V. Подведение итогов урока Урок № 6 Тема урока: Действия над числами в различных системах счисления. Цели урока: - Дидактическая цель: ознакомить учащихся с умножением и делением в различных системах счисления и провести первичную отработку навыка проведения этих действий (в сильных классах или отдельно сильным ученикам); подготовка к контрольной работе.
- Воспитательная цель: развивать интерес учащихся к познанию нового, показать возможность нестандартного подхода к вычислениям.
- Развивающая цель: развивать внимание, строгость мышления, умение рассуждать.
Методы обучения: - Решение задач на сложение и вычитание.
- Знакомство с действиями умножения и деления.
- Самостоятельное решение задач.
- Самостоятельная работа.
Структура урока: - Решение задач на сложение и вычитание.
- Знакомство с действиями умножения и деления (для сильных учащихся).
- Самостоятельное решение задач на сложение и вычитание (для слабых учащихся).
- Домашнее задание.
- Самостоятельная работа.
- Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА I. Решение задач на сложение и вычитание Выполняется учащимися на доске. Сложение: 11012 +1112 (101002) | 2378 +7448 (12038) | 3FA16 +E2516 (121F16) | | Вычитание: 11002 –1112 (1012) | 12038 – 7448 (2378) | 121F16 – E2516 (3FA16) | | Далее слабым ученикам даётся самостоятельное задание на сложение и вычитание (выполняется по образцу). Сильным: умножение (сначала проводится умножение в десятичной ССЧ, для того чтобы ещё раз обратить внимание учащихся на условие перехода в следующий разряд). Переход в следующий разряд происходит при достижении основания системы отсчёта, в которой выполняется действие. Примеры | 2110 *2710 | 1112 *112 | 258 *278 | 3D16 *AE16 | умножение на число единиц | +147 | +111 | + 223 | + 356 | умножение на число десятков | 42 | 111 | 52 | 262 | сумма (результат) | 56710 | 101012 | 7438 | 297616 | Деление: сначала проводится деление в десятичной ССЧ, для того чтобы ещё раз обратить внимание учащихся на этапы процесса деления. II. Задание на дом (2 мин) Повторить тему “Системы счисления”. Цель – подготовка к контрольной работе. III. Самостоятельная работа 1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант | 5 вариант | 6 вариант | +1012 112 (10002) | +3728 578 (4518) | +7238 578 (10028) | +11012 1102 (100112) | +5738 3268 (11218) | +10112 1012 (100002) | _7328 448 (6668) | –1002 112 (12) | _ 10102 112 (112) | – 2238 578 (1448) | _ 100112 1012 (11102) | _ 5738 3768 (1758) | IV. Дополнительно (в случае неодновременного выполнения задания учениками) 368 3F216 *178 * 2116 (7028) (823216) V. Подведение итогов урока Урок № 7 Тема урока: Подготовка к контрольной работе. Цели урока: - Дидактическая цель: подготовка к контрольной работе.
- Воспитательная цель: развивать интерес учащихся умение выделять главное.
- Развивающая цель: развивать внимание, ответственность.
Методы обучения: - Решение задач на перевод чисел из ССЧ в ССЧ, сложение и вычитание чисел в различных ССЧ
- Самостоятельное решение задач.
Структура урока: - Знакомство с переводом дробной части числа из десятичной ССЧ в другие ССЧ. (Для сильных классов).
- Решение заданий на перевод чисел из ССЧ в ССЧ.
- Решение задач на сложение и вычитание.
- Знакомство с организацией контрольной работы.
- Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА I. Перевод дробной части числа из десятичной ССЧ в другие ССЧ Перевод дробной части из десятичной ССЧ в любую другую осуществляется не делением, а умножением на основание той системы, в которую переводят число. При этом справа от черты оставляют столько цифр, сколько их было первоначально. Умножение проводят последовательно, пока не получат справа от черты 0 или несколько 0. 0,510 – ?2 0,12510 – ?2 Перевод в другие ССЧ аналогичен, только надо умножать на основание нужной ССЧ. Можно подобрать несколько примеров для самостоятельного выполнения. II. Учитель делает краткое обобщение и подбирает несколько примеров для самостоятельного выполнения учащимися. III. Необходимо подобрать примеры для самостоятельной работы учащихся. IV. Можно ознакомить учащихся с конкретным билетом контрольной работы. Этот билет изымается из набора. V. Задание на дом (2 мин.) Повторить тему “Системы счисления”. Цель: подготовка к контрольной работе. VI. Подведение итогов урока Урок № 8 Контрольная работа по теме “Системы счисления”. Билеты контрольной работы здесь представлены с ответами, чтобы можно было быстро проверить работу, несмотря на большое количество вариантов. Для учащихся, естественно, необходимо по этим билетам составить карточки в виде: 17510 –?2 и т.д. Билет № 1Перевести: 1) 7510 = 1138 2) 2910 = 111012 3) 101112 = 278 4) 1010,12 = 10,510 5) 17010 = АА16 6) 3F116 = 11111100012 Вычислить: 1102 + 102 10002 | 6318 – 378 5728 | 3CC16 + 12516 4F116 | | Билет № 2Перевести: 1) 5710 = 718 2) 1910 = 100112 3) 110102 = 328 4) 1101,012 = 13,2510 5) 15110 = 9716 6) F1С16 = 1111000111002 Вычислить: 5148 + 768 6128 | 10012 – 1102 112 | C1D16 + 7916 C9616 | | Билет № 3Перевести: 1) 9110 = 1338 2) 2310 = 101112 3) 110012 = 318 4) 1011,0012 = 11,12510 5) 12710 = 7F16 6) 13716 = 1001101112 Вычислить: 2378 + 758 3348 | 10102 – 1012 1012 | 19916 + AC16 24516 | | Билет № 4Перевести: 1) 1111112 = 778 2) 6310 = 778 3) 3110 = 111112 4) 10001,12 = 17,510 5) 16410 = А416 6)1C516 = 1110001012 Вычислить: 17716 +AD16 22416 | 110112 + 10112 1001102 | 3548 –1678 1658 | | Билет № 5Перевести: 1)19910 = C716 2) 17516 = 1011101012 3) 4910 = 618 4) 11101,12 = 29,510 5) 2710 = 110112 6) 10012 = 118 Вычислить: 7358 +6238 15608 | 101112 – 1012 100102 | 91916 +D916 9F216 | | Билет № 6Перевести: 1) 6110 = 758 2) 3310 = 1000012 3) 100012 = 218 4) 10111,012 = 23,2510 5) 20110 = C916 6) C1D16 = 1100000111012 Вычислить: AC716 + A916 B7016 | 7358 – 2678 4468 | 10102 +1112 100012 | | Билет № 7Перевести: 1) 11102 = 168 2) 2510 = 110012 3) 5910 = 738 4) 101,0012 = 5,12510 5) 19710 = C516 6) A1116 = 1010000100012 Вычислить: 11112 + 1012 101002 | 2378 – 568 1618 | 19C16
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.03.02 | Просмотров: 2471
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|
|