Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Химические свойства карбоновых кислот
Автор(ы): Шахрай Галина Викторовна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - на примере уксусной кислоты изучить химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот;
- показать сходство и отличие неорганических и органических кислот;
- развивать умение записывать химические реакции с участием органических веществ;
- воспитывать самостоятельность мышления и аккуратность в обращении с химическими веществами.
Тип урока: изучения нового материала. Методы и методические приемы: демонстрационный, словесный (беседа по вопросам, рассказ), наглядный, исследовательская работа. Оборудование и реактивы: а) на столах у учащихся: штативы с 5 пробирками, в 1-ой пробирке – раствор уксусной кислоты, в остальных – магний, оксид магния, гидроксид меди и карбонат кальция; лакмусовая бумажка, инструктивные карточки для выполнения практической работы; б) на демонстрационном столе: 8 химических стаканов (50 мл), из них в 4 –х стаканах – раствор соляной кислоты, в 4-х других – магний, оксид магния, гидроксид меди, карбонат кальция; этиловый спирт, уксусная кислота, концентрированная серная кислота; пробирка, спиртовка, спички, пробиркодержатель. Ход урока I. Организация. II. Проверка домашнего задания (7 мин). - На прошлом уроке вы познакомились с новым классом кислородсодержащих органических веществ – карбоновыми кислотами. Вы узнали как классифицируют кислоты, познакомились с отдельными представителями веществ этого класса. Ответьте на вопросы. - Какие вещества называют карбоновыми кислотами?
- Как классифицируют карбоновые кислоты?
- Каким способом получают карбоновые кислоты?
- С какой кислоты начинается гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот? Чем она отличается от гомологов по строению и свойствам?
- Какие физические свойства характерны для муравьиной и уксусной кислот?
- Каковы области применения муравьиной кислоты и уксусной кислоты?
III. Изучение нового материала. - На сегодняшнем уроке продолжим изучать кислоты. Выясним, какие химические свойства характерны для них, отличаются ли химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот от химических свойств неорганических кислот. Запишите дату и тему урока. - Вспомните, с какими классами веществ взаимодействуют неорганические кислоты. Планируемый ответ ученика. (Неорганические кислоты изменяют цвет индикаторов, взаимодействуют с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и с солями.) Учитель демонстрирует опыты, подтверждающие химические свойства соляной кислоты: 1) изменение цвета индикатора, 2) взаимодействие с магнием, 3) взаимодействие с оксидом магния, 4) взаимодействие со свежеприготовленным гидроксидом меди, 5) взаимодействие с карбонатом кальция. - Химические свойства карбоновых кислот обусловлены подвижность атома водорода гидроксогруппы в карбоксиле. Для выяснения химических свойств карбоновых кислот вы проведёте небольшое исследование. Рассмотрите выданные вам наборы веществ, внимательно прочитайте инструктивную карточку. По ходу выполнения опытов заполните второй и третий столбцы таблицы. Соблюдайте правила проведения опытов. (На выполнение работы и обсуждение её результатов – 30 мин). Содержание инструктивной карточки - Выполните опыты, указанные в таблице.
- Во втором столбце запишите наблюдаемые явления.
- В третьем столбце запишите выводы. Если затрудняетесь сделать вывод самостоятельно, заполнение столбца оставьте до обсуждения.
№ опыта | Опыт | Что наблюдали | Вывод | 1. | В пробирку с уксусной кислотой опустите лакмусовую бумажку. | | | 2. | В пробирку с магнием прилейте уксусную кислоту. | | | 3. | Прилейте уксусную кислоту в пробирку с оксидом магния. | | | 4. | Прилейте уксусную кислоту в пробирку с гидроксидом меди. | | | 5. | Прилейте уксусную кислоту в пробирку с карбонатом кальция. | | | - Вы провели исследование химических свойств карбоновых кислот. Ответьте на вопросы: 1. Как изменяет свой цвет лакмусовая бумажка в растворе уксусной кислоты? Планируемый ответ ученика. (В растворе уксусной кислоты лакмусовая бумажка краснеет.) - Подобно неорганическим кислотам, карбоновые кислоты являются слабыми электролитами, а потому диссоциируют обратимо: СН3 СООН = СН3СОО- + Н+ . - Что вы наблюдали при проведении второго опыта? Какой вывод можно сделать? Планируемый ответ ученика. (Видели, что при взаимодействии уксусной кислоты с магнием выделялся газ. Значит, уксусная кислота взаимодействует с металлами.) - Уксусная кислота взаимодействует с металлами, стоящими в ряду напряжения металлов до водорода: 2СН3 СООН + Мg = (СН3 СОО)2Мg + Н2 . Соли уксусной кислоты называются ацетатами, соли муравьиной кислоты – формиатами. - Что вы наблюдали при проведении третьего опыта? Какой вывод можно сделать? Планируемый ответ ученика. (При проведении третьего опыта мы наблюдали исчезновение порошка оксида магния в растворе уксусной кислоты. Это говорит о том, что уксусная кислота взаимодействует с оксидами металлов.) - Уксусная кислота взаимодействует с основными оксидами и амфотерными оксидами с образованием соли и воды: 2СН3 СООН + МgО = (СН3 СОО)2Мg + Н2О, 2СН3 СООН + ZnО = (СН3 СОО)2 Zn + Н2О. -...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.03.04 | Просмотров: 2536
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|