Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Занятие-игра Путешествие начинается… - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Занятие-игра Путешествие начинается…


Автор(ы): Быстрова Надежда Федоровна, педагог дополнительного образования по экологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Занятие интегрированное. Рекомендуется проводить в сентябре.
Предмет: окружающий мир, естествознание, литература/
Место проведения игры: на природе, желательно, на большой поляне.
Цель и задачи игры:
  • развитие наблюдательности и сообразительности;
  • возможность проявить эрудицию;
  • показ знания природы родного края;
  • показ знаний правил поведения на природе;
  • развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе.
Участники: учащиеся 2-4-х классов.
Ведущий – педагог, помощники ведущего – педагоги, родители или учащиеся 8-10 классов.
Материалы: фотоаппарат, плеер, магнитофон, бинокль (или карточки, на которых изображены эти предметы); карточки с описанием и изображением грибов и растений, гербарий ягодных растений – черники, брусники, брусники; комплекты посуды (“одноразовой”, из термопластика или металла, фаянсовой); мешочки (шапки) по числу команд, желуди или шишки,
ХОД ИГРЫ
I. Организационный момент
Вступительное слово ведущего. Рассказ о значении живой природы для любого человека. Ведущий обращает внимание детей на красоту окружающей их природы. Делает акцент на то, что все пришли в гости к лесным обитателям (или обитателям парка, водоема). Ведущий игры объясняет ход игры, представляет своих помощников – судей на этапах.
Деление на 4 команды (до 7 человек).
Команда выбирает капитана. Придумывают название команды.
Капитаны получают путевые листки, на которых в процессе игры записывают ответы на вопросы, а судьи проставляют баллы. Разыгрывают номера команд. Очередность участия команд на этапах по следующей схеме:
  • этап №1 – команды № 1, № 2, № 3, № 4;
  • этап №2 – команды № 2, № 3, № 4, № 1;
  • этап №3 – команды № 3, № 4, № 1, № 2;
  • этап №4 – команды № 4, № 1, № 2; № 3.
На этапах № 5 и № 6 участвуют все команды одновременно.
II. Игровые задания
Этап № 1. Что возьмем с собой?
Командам предлагаются следующие предметы: фотоаппарат, плеер, магнитофон, бинокль. У каждого предмета есть бирка с номером. Капитаны команд после минуты обсуждения записывают в своем путевом листке номера предметов, которые команда берет с собой в путешествие. Листочки с ответами отдаются ведущему. Затем каждая команда объясняет свой выбор.
Оценка этапа:
  • фотоаппарат +1 балл;
  • плеер –1 балл;
  • магнитофон +1 балл (если для записи голосов) и –1 балл (для прослушивания музыки);
  • бинокль +1 балл.
Время работы – 10 минут.
Этап № 2. Знатоки природы
Ведущий зачитывает каждой команде описание растения и гриба. После обсуждения (30 сек) капитан должен отобрать карточки с изображением тех грибов и растений, которые соответствуют данному описанию (см. варианты заданий к этапу).
Затем командам предлагается определить по гербарию чернику, бруснику и клюкву. Каждое растение имеет свой номер. Капитаны команд после совещания с командой должны в своих путевых листках отметить очередность сбора ягод по мере их созревания: черника, брусника, клюква. Дополнительные очки получает команда, которая может сказать о пользе данных растений для человека и о правилах сбора (нельзя использовать комбайны, т.к. кустарник погибает).
Оценка этапа:
  • определение растения и гриба +2 балл;
  • определение ягод и правильное расположение по срокам сбора +2 балл;
  • за дополнительную информацию +1 балл;
  • каждая ошибка –1 балл.
Время работы – 10 минут.
Этап № 3. Самые сообразительные
Ведущий задает командам вопросы-загадки. За правильный ответ команда получает желудь (шишку), в случае ошибки желудь (шишка) забирается. Каждая команда отвечает на 5 – 6 вопросов (см. задания к этапу “Самые сообразительные”). Затем от каждой команды выбирается по два игрока. Первый игрок бросает заработанные желуди (шишки), а второй – должен поймать их в мешок (шапку). Игроки находятся на расстоянии 2 – 3 метров. Пойманное количество желудей (шишек) и будет количеством баллов за этап. Время работы – 10 минут
Этап № 4. Это удивительное животное
Команда выбирает любого обитателя той местности, где проводится игра, и от его имени рассказывает коротенькую историю, которая с ним произошла.
Оценка этапа: 4–5 баллов, критерии выбирают судьи. Время работы – 10 минут
Этап № 5. Конкурс капитанов
Капитаны отвечают на вопросы ведущего “Живые синонимы” (см. варианты заданий к данному этапу).
Оценка этапа: от 2-х до 5 баллов. Учитывается скорость ответа, точность и остроумие. Время работы – 5 минут.
Этап № 6. Привал
Командам предлагаются наборы посуды (пронумерованы): из стекла, “одноразовая”, термопластик. Капитаны после 1 минуты обсуждения отмечают номер выбранного ими комплекта в путевом листке.
Затем команда должна выбрать карточку с указанием, какой срок будут лежать в природе отходы из бумаги, стекла, жести, пластика. Ответы сдаются жюри. Ведущий обсуждает с членами команды выбор комплектов посуды и последствия для природы от оставленного горе-путешественниками мусора.
Время работы – 10 минут.
III. Подведение итогов игры и награждение победителей
Команды отдыхают. Жюри подводит итоги. На полянке наводят порядок и возвращаются в город.
Варианты заданий к этапу № 2 “Знатоки природы”
Узнай растение по описанию.
Я – ягода-лежебока, долго нежусь я на мягких подушках из мха на родном болоте, прежде чем покраснеет мой круглый бочок, вот тогда приходит ко мне много гостей, Любят меня люди, с удовольствием клюют птицы, лакомятся мною лисицы. Не успел собрать меня осенью? Не огорчайся, жди весны. Когда сойдет снег, найдешь меня целой и невредимой на моей любимой подушке. За зиму я потеряла немного витаминов, которыми я так богата, зато стала еще вкуснее. Мои ягоды содержат специальное вещество, оберегающее меня от гниения, поэтому я не порчусь, как другие ягоды. (Клюква)
Я люблю хвойный лес, мой дом – торфяное болото, приходи ко мне в гости. Среди разноцветного мха и болотной травы увидишь высокий кустарничек с плотными небольшими светло-зелеными листочками, раздвинь их, и глянет на тебя мой голубой глазок – крупная, похожая на виноградинку, ягода, присмотрись: ягод так много, что вся полянка кажется голубой. Не ленись собрать меня в корзинку. В моих скромных ягодах больше витаминов, чем в заморском ананасе! (Голубика)
Мои сладкие красные ягоды – и лакомство, и лекарство, полезны и свежие ягоды, и варенье из них, и сушеные ягоды. Целебны и мои листья, цветы, побеги. Когда в солнечный летний полдень набираешь горсть душистых ягод с высокого куста, будь осторожен, не поранься колючками, которые во множестве усеивают мои стебли. Ученые спорят о происхождении моего названия, одни говорят, что назвали меня так за цвет моих ягод, другие считают, что называют меня так потому, что каждая моя ягодка состоит из множества маленьких частей, как бы слепленных между собой. (Малина)
Мое имя означает “румяная ягода”, когда появляется на березе первый желтый лист, пора отправляться за мной в лес. Видишь, пестреет что-то на солнечной полянке, как будто рассеянная красавица потеряла здесь свой нарядный платок? Это мои красные ягодки высунули из-под темных плотных листьев румяный бочок. Собирай, не ленись! Не перечесть полезных веществ, которые я в себе храню. Ростом я невеличка, ниже остальных ягод, но и у меня есть свои секреты. В земле прячется мой огромный корень, он живет очень долго, много побегов успевает вырастить на своем веку. Приглядись к обратной стороне моих округлых листьев. Видишь округлые точечки? Это - крохотные насосики, которыми я всасываю влагу. (Брусника)
Почему меня, фиолетовую ягоду, так прозвали? А вот посмотрись-ка в зеркало после того, как собирал меня в лесу. Узнаешь этого чумазого ребенка? И рот, и щеки, и ладошки – все, чего я касалась, окрасилось в темно-синий, почти черный цвет, так что будь осторожен со мной, не посади темное пятно на нарядную одежду. Не проходи мимо меня в лесу: мои ягоды очень полезны, в них много витаминов, немало болезней можно вылечить и моими листьями. Узнать меня легко: я невысокий кустарничек с плотными листьями, тоненьким стволиком и округлыми ягодами. (Черника)
Почему меня так прозвали? Много раз поклонишься матушке-земле, прежде чем наберешь лукошко моих алых ароматных ягод. Под их тяжестью низко склоняются тонкие стебли, ловко прячутся краснобокие красавицы под зубчатыми листьями. Не поленись и ты: наклонись пониже, раздвинь травку, приподними листья – алыми рубинами сверкнут у самой земли мои спелые ягоды, радуют глаз и мои белые цветочки с желтой серединкой, и изящные листья из трех лепестков. Сверху мой листик гладкий, а снизу покрыт тонкими серебристыми волосками. Первой из всех лесных ягод поспеваю я летом. До встречи на лесной опушке! (Земляника)
Лев – царь зверей, а я – царь среди грибов. Встрече со мной больше всего рад грибник. Мы бываем не очень похожи друг на друга, если выросли в разных лесах. В темной еловой чаще растут тонконогие высокие красавцы в желто-бурых шляпах. В сосновом бору выглядывают из мха низкорослые крепыши с толстенькими, как бочонки, ножками, бурыми или черноватыми шапками. Если мы выросли в березовых или дубовых рощах, то наши шляпки совсем светлые, сероватые или бледно-коричневые. У всех нас светлые гладкие ножки. И шляпка, и ножка внутри белы, как только что выпавший снег. Хоть суши нас, хоть вари, хоть жарь – мы не изменим цвета. Поэтому нас так и называют. (Белый гриб)
Мое имя подсказывает тебе, где меня искать. Моя родина – светлая березовая роща. Здесь, неподалеку от светлых стволов, застенчиво выглядывают из-под прошлогодней листвы наши головки. Мы бываем очень разные: и белесые, и коричневатые, и темно-коричневые у нас шляпки. Среди нас есть настоящие красавцы, но часто нас портят прожорливые слизняки и грибные мушки. У всех нас стройная ножка с белыми, серыми или буроватыми чешуйками. Растем мы быстрее остальных грибов, но и старимся скорее. (Подберезовик)
Мы – дружные ребята. Нашу веселую семейку часто можно встретить на старом пне. За это и получили мы свое название. Отыщешь в лесу такой пень – и корзинка уже полна больше, чем наполовину. Тесно прижавшись друг к другу, растем мы и на корнях живых деревьев. Ведь нас много, а корень на всех один. Наши буроватые шляпки покрыты темными чешуйками. Пока мы молоды, наши шляпки соединены со стройными ножками тоненькой белой пленкой. Когда мы подрастаем, она рвется и одевает ножку белой коротенькой юбчонкой. По этому признаку нас можно отличить от наших родственников - ложных грибов. Ах, как мы вкусны и ароматны! (Опята)
Я – нарядница и модница, очень люблю носить разноцветные шляпки. И красную одену, и жел...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1481

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340