Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Лабораторное занятие по теме Второстепенные члены предложения, 6-й класс - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Лабораторное занятие по теме Второстепенные члены предложения, 6-й класс


Автор(ы): Полетыкина Марина Николаевна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: расширить и углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения.
Результат обучения:
  1. Знать синтаксическую роль второстепенных членов
    в предложении.
  2. Способы выражения второстепенных членов.
  3. Различать прямые и косвенные дополнения, согласованные
    и несогласованные определения, определять виды обстоятельсв
    по значению.
Оборудование: карточки-схемы, ИОПы (индивидуально-ориентированные планы)
Вид урока: урок теоретических или практических самостоятельных работ.

Ход урока.

1.Начало:

а) Психологический настрой.
Учитель: Дети, давайте возьмемся за руки и передадим мысленно друг другу хорошие мысли и пожелания..
б) Повторение.
Учитель:
В 5 классе мы уже работали по этой теме, вспомните название всех второстепенных членов предложения, на какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражаются. Для этого произведем синтаксический анализ стихотворного отрывка поэта XIX века А.Майкова.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

2.Новый материал.

Учитель:
Сегодня мы должны углубить знания по теме « Второстепенные члены предложения». На этом этапе урока вы работаете по карточкам в группах по 4 человека (метод КСО В.К.Дьяченко). В процессе работы вы должны самостоятельно заполнить таблицу.

Название второстепенного членапредложения. Что обозначает.
На какие вопросы отвечает.
Какие члены предложенияпоясняет.
Какими частями речи чаще всеговыражается.
Виды второстепенных членовпредложения.







Карточка № 1.
Дополнение.
Выучи теоретический материал. Выполни самостоятельно задание.
Помоги товарищу усвоить тему.
1.Выучи определение дополнения,запиши примеры.
Дополнение - второстепенный член предложения, который обозначаетпредмет, с которым связано действие и отвечает на вопросы косвенных падежей(кроме им.падежа). Дополнение зависит от сказуемого и других членовпредложения. Оно чаще всего выражается существительным, местоимением, а такжесловами других частей речи в значении существительного в косвенных падежах.Дополнение могут выражаться синтаксически неделимым словосочетанием.
Например: Девочка любовалась(чем?) анютиными глазками.
Дополнения бывают прямые и косвенные.
Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначаютпредмет, на который направлено действие. Они выражаются винительным падежомбез предлога. Все остальные дополнения косвенные.
Например: Старик ловил неводомрыбу.
2.В данных предложениях найди,подчеркни дополнение и определи его вид.
А) Осенью белочка делаетбольшие запасы.
Б) Приплыла к нему рыбка .В)Ветер сломал дерево .Г) Солнце осветило пшеничное поле.
3.С каждым из данных словсоставь по два предложения, чтобы в первом слово было подлежащим, а вовтором- дополнением.
Например: Мой брат учится вшколе.
Я очень люблю брата.
Школа, иней.
4.Самостоятельная работа.
Перепиши, подчеркни дополнение,укажи прямое оно или косвенное.
А) К утру мороз высушил дорогии тонким ледком затянул лужу. Б) Ранняя весна одела город в нежную зеленькаштанов.
1.Расскажи товарищу то, чтоузнал о дополнении. Запиши в его тетрадь примеры и объясни, как в предложениинайти дополнение.
Попроси товарища повторить, чтоназывается дополнением и ответить на вопросы:
А) От какого члена впредложении зависит дополнение?
Б) Что оно обозначает?
В) На какие вопросы отвечает?
Г) Чем чаще всего бываетвыражено?
Д) Какие дополнения называютсяпрямыми, а какие- косвенными?





2.Продиктуй товарищупредложения. Попроси его подчеркнуть в них дополнение и определить его вид.Пусть докажет правильность выполнения.

3.Предложи товарищу выполнитьзадание. Проверь вместе с ним правильность выполнения.

4.Предложи товарищусамостоятельно выполнить задание.

Сверьте ваши работы.

Карточка № 2.
Определение.
Выучи теорию и выполни задания самостоятельно.
Расскажи товарищу и помоги ему усвоить тему.
1.Выучи, что называетсяопределением.
Запишипример.
Определение - это второстепенный член предложения, которыйобозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие членыпредложения. В основном зависит от подлежащего. Определения отвечают на вопросы:какой? чей? Чаще всего выражаются прилагательными, причастиями, а такжесуществительными с предлогом и без него.
Например: Мы вошли в (какой?)сосновый бор.
Относясь к именамсуществительным, определения, как зависимые слова связываются с ним по способу согласования- это согласованныеопределения. Если при помощи другого способа (управление, примыкание), то этонесогласованные определения.
Например: Чердачная лестницабыла очень
крутая.
Лестница на чердак былаочень
крутая.
Несогласованные определениямогут быть выражены неделимым словосочетанием.
Например: Девочка (какая?) сголубыми
глазами.
2.Запиши предложения, подчеркнисогласованные и несогласованные определения, надпиши, чем они выражены.
А) Где роза без шипов растет?Б) Он положил на стол большую старую перчатку с левой руки и ушел. В) Немногодальше росла черемуха потолще.
3.Самостоятельная работа.
Запиши предложения, подчеркниопределения, определи их вид.
А) Сухие листья тихо шуршат подногами.
Б) По стенам тянулись толстыетрубы парового отопления.
В) Рожок пастуха нарушил покойуснувшей деревни.
1.Расскажи товарищу то, чтоузнал об определении. Запиши в его тетрадь примеры и объясни, как их найти.
Попроси его повторить, чтоназывается определением и ответить на вопросы:
А) От каких членов предложениязависит определение?
Б) Что оно обозначает?
В) На какие вопросы отвечает?
Г) Чем выражается?
Д) Какие определения называютсясогласованными, какие- несогласованными?








2.Продиктуй товарищупредложения. Попроси его найти согласованные и несогласованные определения.Помоги в случае затруднения.

3.Предложи товарищусамостоятельно выполнить задание.

Сверьте ваши работы.
Карточка № 3
Обстоятельство ( места, времени, условия).
Выучи и выполни задания самостоятельно.
Расскажи товарищу и помоги ему усвоить тему.
1.Выучи, что называетсяобстоятельством, запиши примеры.
Обстоятельство - второстепенный член предложения, которыйобозначает те обстоятельства, при которых происходит действие ( время, место,условие и т.д.).
Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения. Выражаютсясуществительным с предлогом или наречием, отвечают на вопросы когда? какдолго? с каких пор? до каких пор? при каком условии?
Например: Однажды мыотправились в поход.
С озера повеялопрохладой.
При старании ты можешь добиться большихуспехов.
2. Из данных предложений выпишиобстоятельства места, времени, условия вместе со сказуемым.
А) Высоко в небе невидимыйсамолет чертил полосы.
Б) Утром я иду в лес.
В) В случае дождя экскурсияотменяется.
3. Самостоятельная работа.
Найди и подчеркниобстоятельства места, времени, условия.
А) В октябре где- то затерялосьпрошедшее лето.
Б) С утра было шумно нагородских улицах.
В) Внизу шумел ручей.
Г) При малейшей удаче онмгновенно ободрялся.
1. Расскажи товарищу обобстоятельстве места, времени, условия. Запиши в его тетрадь примеры,объясни, как найти обстоятельства.
Попроси товарища ответить навопросы:
А) Какой член предложенияпоясняет обстоятельство?
Б) Что обозначаютобстоятельства места, времени, условия?
В) На какие вопросы отвечают?
Г) Какими частями речивыражаются?



2. Предложи товарищу...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.03.09 | Просмотров: 2061

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340