Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Лексика. Тематические группы слов, называющие реалии Кольского Севера. Море - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Лексика. Тематические группы слов, называющие реалии Кольского Севера. Море


Автор(ы): Девяткова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, директор гимназии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Обогащение словарного запаса через введение в языковое сознание учащихся языковых словарных объединений (тематических групп).
  2. Формирование у учащихся умения свободного владения тематическими группами слов при построении собственного высказывания.
  3. Воспитание уважительного отношения к людям тяжелого морского труда.
Оборудование:
  1. С.И. Ожегов. Словарь русского языка.
  2. Сборники стихотворений мурманских поэтов.
Ход урока.
I.Формирование социокультурной компетентности учащихся.
Работа с текстом учебника А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой “Русский язык”.
Упражнение № 268.
  • Прочитайте отрывок из речи академика И.И. Срезневского “Мысли об истории русского языка”.
  • Определите, какая из формулировок не отражает основные мысли текста:
1). Отражение в языке культуры и истории народа.
2). Отражение в языке материальной и духовной культуры народа.
3). Язык – драгоценное сокровище народа.
4). Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
  • Прочитайте предложения, соответствующие данным формулировкам.
  • Письменно ответьте на вопрос: почему в учебник “Русский язык. 10–11” авторы включили отрывок из речи И.И. Срезневского “Мысли об истории русского языка”?
Таким образом, изучение русского языка в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
1) формирование представления о русском языке как культурной ценности народа;
2) развитие коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.
  • Почему И.И. Срезневский называет язык “драгоценным сокровищем народа”?
  • Какие вы знаете высказывания о русском языке, в которых подтверждается, утверждается эта же мысль?
II. Работа по теме урока.
  1. Определение темы урока.
  2. Мы приступили с вами к изучению раздела “Лексика”.
    • Какой раздел науки о языке называется лексикой?
    • Что мы понимаем под лексическим значением слова?
    В учебнике в начале данного раздела помещено стихотворение Б.Заходера. По содержанию оно кажется слишком детским, но для понимания лексического значения слов в нем немало трудностей. (стр.21, упр. 30).
    • Прочитайте выразительно стихотворение Б. Заходера.
    • Вы получили домашнее задание: объяснить лексическое значение слов в данном стихотворении, обозначающих понятие судна. Какими словарями вы пользовались?
    Проверка домашнего задания: ученица зачитывает толкование ( лексическое значение) слов, ученики называют слово.
    • В какую тематическую подгруппу вы объединили бы данные слова? (Названия судов)
    • Частью какой тематической группы является эта подгруппа? (Море)
    • Дайте лексическое значение слова “море”.
    • Сравните свое толкование этого слова с тем, которое дается в толковом словаре:
    Море – большое водное пространство с горько соленой водой. (С. И. Ожегов. Словарь русского языка)
    Вот как называет море северный поэт Вл. Семенов в стихотворении “Смерть капитана Кононова”:
    От Мурманска
    И далее везде
    Колышется соленое пространство.
    Тема сегодняшнего урока- “Тематические группы слов, называющих реалии Кольского Севера. Море”.
  3. Составление тематической группы слов.
  4. А) Слово учителя.
    Кольский Север имеет свой круг символов, каждый из которых многократно используется в художественной речи, запечатляется в ярких образных зарисовках, обнаруживающих особенности поэтической картина мира северян. Это визитная карточка нашего края, немыслимого без моря, залива, порта, скал, ветра, шторма, полярного сияния…Эти слова являются не только символами нашей родины, но и знаками ее неповторимой прелести.
    Под сполохи полярного сиянья,
    Лаптями стежку протоптав в снегу,
    Однажды к морю вышли россияне
    И замерли, толпясь на берегу.
    Они дивились шири необъятной,
    Могучим глыбам голубого льда
    И порешили не ходить обратно,
    У моря поселиться навсегда.
    Б) Введение в языковое сознание учащихся языковых словарных объединений.
    • Запишите ряд слов, ассоциирующихся у вас со словом “море”.
    • Определите микротемы в полученном словарном материале.
    ( Морской пейзаж, названия судов, человек и море, морское ремесло, названия профессий людей, работающих в море и т.п.)
    • Одно из стихотворений В. Тимофеева начинается так:
    Расскажите мальчику про море,
    Какое оно…
    • Запишите ряд прилагательных, характеризующих наше Баренцево море.
    3. Определение задачи урока.
    Каждая из названных реалий живет не только в общенародном языке, но и в языке поэтическом, воплощаясь в многочисленных и разноликих художественных образах. Собрать образные характеристики реалий – символов Кольского Севера, созданные талантом наших мурманских поэтов – вот лексикографическая задача следующих этапов нашего урока.
    4. Работа в творческих группах.
    1). Результаты исследования первой группы по теме “Морской пейзаж”.
    • Запишите слова по теме “Морской пейзаж”. (Залив, скалы, прибой, мыс, волны, шторм, камни, шквал, причал, корабль, вода, море и т.п.)
    • Прослушайте результаты исследования первой группы по данной теме и дополните свой список образными характеристиками данных реалий наших мурманских поэтов.
    Результаты исследования по теме “Пейзаж моря”.
    Мы исследовали стихотворения поэтов Кольского Севера и собрали материал по теме “Пейзаж моря”.
    Кто, как ни человек, родившийся на севере нашей страны, на Кольском полуострове, проживший здесь большую часть жизни, лучше всех способен описать и передать всю прелесть моря, его внешнюю красоту.
    И выйдешь к морю напрямик,
    Застынешь волн великих возле,
    Вмиг отрешившись от земли,
    Чтобы глотать соленый воздух
    С лимонным привкусов зари …(А. Миланов “Два крыла”)
    Поэта Заполярья стараются доказать читателю, насколько жизнелюбиво, необычно, загадочно наше северное море. Они используют яркие эпитеты, оригинальные олицетворения, метафоры, чтобы создать образ моря.
    Я проверял себя морем – его принесла мне юность,
    Было оно огромным, радужно- голубым. (В. Тимофеев “Земля”)
    Угрюмен и сумрачен залив,
    Зажатый в сопках и ветрах… (Ю. Байнев)
    Достаточно живо и захватывающе поэты передают жизнь вокруг моря, его роль в обитании флоры и фауны, которые являются неотъемлемой частью морского пейзажа:
    Белых чаек над рифами крик…( Вл. Смирнов)
    Где- то в черной воде маскируется окунь,
    Где-то дремлет до утренней зорьки плотва. (В. Матвеев)
    Луна золотистой горбушкой
    Дымилась на блюде залива.
    И чайки, мешая друг дружке,
    Клевали луну суетливо. ( В. Сычев “Привычный рейс”)
    Ночью Кольский залив
    Серебром голубит.
    И скребут якоря
    Дно чугунною лапой. (В. Сычев “Привычный рейс”)
    Белый- белый дым над трубой.
    Белые- белые облака.
    Белой пеной вскипел прибой
    У белого маяка. (В. Смирнов “Поморье”)
    Мир встает, движеньем искаженный,
    Брызги, пена, воздух раскаленный.
    Горизонт вращается, как жернов,
    Волны рушатся, как древние колонны. (В. Тимофеев “Земля”)
    – Какие слова данной темы могут быть связаны с микрогруппой “Музыка моря”, которую выделили ученики первой группы, исследуя лексику стихотворений мурманских поэтов? (Шторм, шквал…)
    • Запишите слова, характеризующие звуки моря.
    • Почему ребята назвали данную группу слов “Музыка моря”?
    • Прослушайте результаты исследования по данной теме, дополните свой список.
    Так в симфонию звуки вяжутся.
    Я уверен: они тебе,
    Коль прислушаешься, покажутся
    Гимном силе, труду, борьбе.
    2). Результаты исследования по теме “Названия судов”
    Умеют это только корабли-
    Всю жизнь куда-то в океан стремиться,
    Надолго отрываться от земли,
    Жить без нее и быть ее частицей.
    От берегов, от маяков вдали,
    Лежать на курсе при любой погоде-
    Умеют это только корабли…
    И люди- те, которые их водят.
    Группа составляет задания классу.
    Результаты исследования по теме “Названия судов”
    Анализируя лексику стихотворений мурманских поэтов, мы собрали словарный материал по теме “Названия судов”.
    • Запишите названия судов, слушая результаты исследования нашей группы.
    В процессе чтения и изучения стихотворений, написанных поэтами Кольского Севера, мы выделили отрывки, в которых встречаются названия морского транспорта, названия судов.
    Вот караван. Глава- атомоход.
    Стреляют в солнце ледяные брызги.
    За ним, как за мамашею, пойдет
    Пяток судов… (В. Тимофеев “Ночной вагон”)
    Без консервщика траулер дальше погреб…
    На плавбазе консервщик затылок скреб… (В. Тимофеев “До причала”)
    Владимир Матвеев в стихотворении “Корабли” утверждает: “Да, корабли - они совсем как люди…”. Наверное, поэтому авторы используют такие олицетворения:
    В стороне от крикливых лайнеров
    Буксиры фыркали у пристани. (В. Тимофеев “Парус”).
    Они хранят, как человек,
    Тепло земли, тепло причала. (В. Матвеев “О чем мечтают корабли”)
    Тема “Названия судов” включает такую микротему, как “Атрибуты корабля”:
    Встреча корабля. За метром - метр,
    Ближе, ближе ржавый борт к причалу
    И все круче, он все круче вверх.
    Трап завис. Чему? Кому? Начало?
    Трап- это несколько метров, которые каждый моряк проходит, чтобы попасть на судно, чтобы вернуться по нему на родную землю. Эти насколько метров, которые соединяют сушу с морем, ожидание со вс...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.03.11 | Просмотров: 2346

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340