Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок Поволжье; ЭГП и население, 9-й класс - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Урок Поволжье; ЭГП и население, 9-й класс


Автор(ы): Колонистова Ирина Викторовна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Продолжить формирование знаний о районах России на примере Поволжья. Показать районообразующую роль Волги.
  2. Изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение хозяйства Поволжья.
  3. Сформировать представление о населении Поволжья.
Оборудование: карта “Экономика Поволжья”, контурная настенная карта России, атласы и контурные карты, дидактический материал (приложения №1,2,3), проектор.
(на доске план урока:
1. Состав ПЭР
2. ЭГП района.
3. Природные условия.
4. Приодные ресурсы.
5. Население.)
Ход урока
Презентация
І. Организационный момент.
ІІ. Изучение нового материала.
1) . ЭГП района.
А) Название района связано с рекой - величайшей реки Русской равнины , самой длинной реки Европы – Волги.
- Состав Поволжского экономического района: один ученик работает на настенной контурной карте, учитель на проекторе показывает субъекты , входящие в состав района, все- на к/к отмечают границы ПЭР
- Что такое ЭГП района?
Приложение №1.
(ЭГП - отношение экономико-географического объекта к природным и историко-экономическим объектам, находящимся вне него, но оказывающим влияние на его развитие.
План характеристики ЭГП района.
1. Положение в стране (окраинное , пограничное, центральное, к каким морям имеет выход); конфигурация территории.
2. Положение по отношению к другим субъектам РФ.
3. Положение по отношению к другим государствам.
4. Транспортные связи
5. Положение по отношению к сырьевым и энергетическим базам.
6. Влияние ЭГП на развитие и размещение хозяйства территории.)
Б) Обсуждение ЭГП по плану , показ территории Поволжья на проекторе, затем учащиеся заполняют таблицу:
Приложение №2
“Заполните пропуски:
1. Стержень района –_______________,связующее звено субъектов федерации , образующих экономический район.
2. Район вытянут с _______________________________ (около 1500 км.).
3. Находится между двумя индустриальными ядрами: ___________________________________ и Уралом.
4. Граничит с ________________________________ районом,
Северо-Кавказским районом, Уральским районом, __________________________________ районом, ____________________районом
(Пензенская область.)
5. Имеет внешние границы с _____________________________, но граница “прозрачная”-_________________________________________, ________________________________________________, рынок сбыта; наркотики.
6. Транспортное положение:
А) ___________________________________________________;
Б) транзитные_____________________________________________________, ____________________проводы и газопроводы;
В) вдоль Волги -Поволжская железная дорога;
Г) По Волге и системе волжских каналов выход к морям: Каспийскому, ____________________________________________________________________
Сделайте вывод : ________________________________________________________
Вывод: Поволжье имеет выгодное ЭГП.
2) Природные условия ПЭР. (в презентации даны особенности природы после их обсуждения заполняют таблицу и делают выводы.)
Приложение №3
Природные условия.

Природные условия Характеристика природных условий
1. Рельеф
2. Климат
3. Природные зоны
Вывод: условия достаточно благоприятны для хозяйственной деятельности и проживания людей.
В) Природные ресурсы ПЭР. (в презентации показаны основные виды ресурсов , после обсуждения и заполнения таблицы , делают вывод)
Работа с Приложением №4.
Ресурсы ПЭР

Заполните таблицу:
Ресурсы Местонахождение Отрасли специализации(эта часть таблицы заполняется на втором уроке , посвященном хозяйству Поволжья)
Вывод: ресурсы есть , но их недостаточно.
Г) Население. (презентация и работа с приложением №5) :
Приложение №5.
Население.

1.Назовите коренные народы Поволжья:___________________________
____________________________________________________________.
2.Какие государства существовали на территории Поволжья?__________
_____________________________________________________________
3.Какое значение имел выход к Волге ,для формирующегося Русского государства ?
а) _____________________________________________________;
б) _____________________________________________________;
в) ______________________________________________________.
4.Какие опорные пункты возникли в Поволжье в ?vІ веке?_____________
_____________________________________________________________________.
5. Когда в Поволжье появились немцы? ___________________________________.
6. Найдите соответствие :
народ религия
а) русские А) ислам
б) калмыки Б) православие
в) татары В) буддизм
7. Заполните таблицу:
Численность населения Поволжья
Плотность населения
% урбанизации
Города -миллионеры
8. Проанализируйте таблицы и сделайте вывод.
Регион Численность населения 2002 год (по данным переписи населения) Численность населения 2005 год
Татарстан 3 779 265 3 768 500
Пензенская 1 452 941 1 408 000
Самарская 3 239 737

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.03.20 | Просмотров: 3087

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340