Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Урок Поволжье; ЭГП и население, 9-й класс
Автор(ы): Колонистова Ирина Викторовна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Продолжить формирование знаний о районах России на примере Поволжья. Показать районообразующую роль Волги.
- Изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение хозяйства Поволжья.
- Сформировать представление о населении Поволжья.
Оборудование: карта “Экономика Поволжья”, контурная настенная карта России, атласы и контурные карты, дидактический материал (приложения №1,2,3), проектор. (на доске план урока: 1. Состав ПЭР 2. ЭГП района. 3. Природные условия. 4. Приодные ресурсы. 5. Население.) Ход урока Презентация І. Организационный момент. ІІ. Изучение нового материала. 1) . ЭГП района. А) Название района связано с рекой - величайшей реки Русской равнины , самой длинной реки Европы – Волги. - Состав Поволжского экономического района: один ученик работает на настенной контурной карте, учитель на проекторе показывает субъекты , входящие в состав района, все- на к/к отмечают границы ПЭР - Что такое ЭГП района? Приложение №1. (ЭГП - отношение экономико-географического объекта к природным и историко-экономическим объектам, находящимся вне него, но оказывающим влияние на его развитие. План характеристики ЭГП района. 1. Положение в стране (окраинное , пограничное, центральное, к каким морям имеет выход); конфигурация территории. 2. Положение по отношению к другим субъектам РФ. 3. Положение по отношению к другим государствам. 4. Транспортные связи 5. Положение по отношению к сырьевым и энергетическим базам. 6. Влияние ЭГП на развитие и размещение хозяйства территории.) Б) Обсуждение ЭГП по плану , показ территории Поволжья на проекторе, затем учащиеся заполняют таблицу: Приложение №2 “Заполните пропуски: 1. Стержень района –_______________,связующее звено субъектов федерации , образующих экономический район. 2. Район вытянут с _______________________________ (около 1500 км.). 3. Находится между двумя индустриальными ядрами: ___________________________________ и Уралом. 4. Граничит с ________________________________ районом, Северо-Кавказским районом, Уральским районом, __________________________________ районом, ____________________районом (Пензенская область.) 5. Имеет внешние границы с _____________________________, но граница “прозрачная”-_________________________________________, ________________________________________________, рынок сбыта; наркотики. 6. Транспортное положение: А) ___________________________________________________; Б) транзитные_____________________________________________________, ____________________проводы и газопроводы; В) вдоль Волги -Поволжская железная дорога; Г) По Волге и системе волжских каналов выход к морям: Каспийскому, ____________________________________________________________________ Сделайте вывод : ________________________________________________________ Вывод: Поволжье имеет выгодное ЭГП. 2) Природные условия ПЭР. (в презентации даны особенности природы после их обсуждения заполняют таблицу и делают выводы.) Приложение №3 Природные условия. Природные условия | Характеристика природных условий | 1. Рельеф | | 2. Климат | | 3. Природные зоны | | Вывод: условия достаточно благоприятны для хозяйственной деятельности и проживания людей. В) Природные ресурсы ПЭР. (в презентации показаны основные виды ресурсов , после обсуждения и заполнения таблицы , делают вывод) Работа с Приложением №4. Ресурсы ПЭР Заполните таблицу: Ресурсы | Местонахождение | Отрасли специализации(эта часть таблицы заполняется на втором уроке , посвященном хозяйству Поволжья) | | | | | | | | | | | | | | | | Вывод: ресурсы есть , но их недостаточно. Г) Население. (презентация и работа с приложением №5) : Приложение №5. Население. 1.Назовите коренные народы Поволжья:___________________________ ____________________________________________________________. 2.Какие государства существовали на территории Поволжья?__________ _____________________________________________________________ 3.Какое значение имел выход к Волге ,для формирующегося Русского государства ? а) _____________________________________________________; б) _____________________________________________________; в) ______________________________________________________. 4.Какие опорные пункты возникли в Поволжье в ?vІ веке?_____________ _____________________________________________________________________. 5. Когда в Поволжье появились немцы? ___________________________________. 6. Найдите соответствие : народ | религия | а) русские | А) ислам | б) калмыки | Б) православие | в) татары | В) буддизм | 7. Заполните таблицу: Численность населения Поволжья | | Плотность населения | | % урбанизации | | Города -миллионеры | | 8. Проанализируйте таблицы и сделайте вывод. Регион | Численность населения 2002 год (по данным переписи населения) | Численность населения 2005 год | Татарстан | 3 779 265 | 3 768 500 | Пензенская | 1 452 941 | 1 408 000 | Самарская | 3 239 737 |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.03.20 | Просмотров: 3087
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|