Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Школьная психологическая служба-программа психологического сопровождения учащихся, учителей и родителей
Автор(ы): Толкачева Нонна Ромиковна, директор школы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Анализ сложившейся ситуации в современной школе показывает, что интересы, проблемы, вопросы учащихся и взрослых, являющихся участниками школьной жизни, имеют общее. Наиболее часто на обсуждение с психологом выдвигаются темы, значимые для учащихся, учителей, родителей. На языке учащихся и взрослых это: - психическое здоровье;
- взаимоотношения в классе;
- выбор друзей и отношения с ними;
- умение общаться;
- решение проблем без оскорбления достоинства других людей;
- способности;
- самостоятельность;
- инициативность;
- терпимость по отношению к окружающим;
- организованность;
- уверенность;
- отношения между полами;
- отношения с учителями, родителями;
- выбор профиля обучения, профессии.
Кроме того, проблемы, которые затрагиваются данными темами, встречаются в анкетах, опросниках учащихся, родителей, учителей. Таким образом, если существуют сходные значимые для детей и взрослых темы и проблемы, то, возможно, существуют и технологии, которые позволят психологу эффективно устанавливать контакт между учащимися, учителями и родителями. Раздел 1 Основное понимание психологического сопровождения. Прежде всего, что значит “сопровождать”? В словаре русского языка мы читаем: cопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожающего. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг Дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги - право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным - это большая удача. Именно в таком сопровождении школьника на всех этапах его школьного обучения и видится основная цель школьной психологической практики. Прежде чем дать научное определение парадигмы сопровождения, необходимо отметить следующее: Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта cреда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребенка со сверстниками и школьниками другого возраста, педагогами, родителями (своими и одноклассников), другими взрослыми, участвующими в школьном процессе. По своему содержанию она может быть интеллектуальной, эстетической, этической, бытовой и др. Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое. Можно сказать, что школьная cреда предлагает школьнику на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться. В помощь предлагаются окружающие его взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личностной позиции могут оказать школьнику разнообразную поддержку. Прежде всего-это, Педагог, Родитель и Психолог. Роль педагога сводится, в самом общем виде, к четкой и последовательной ориентации школьника на определенные пути развития, прежде всего -интеллектуального и этического (“каждый человек должен знать то-то и то- то, уметь вести себя так-то и так-то”). Именно педагог задает большинство параметров и свойств школьной cреды, создавая и реализуя (часто неосознанно) концепции обучения и воспитания, нормы оценивания поведения и учебной успешности, стиль общения и многое другое. Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных микрокультурных ценностей - религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер. Родитель в меньшей степени вмешивается в выбор ребенком конкретных целей и задач школьной жизнедеятельности, он стремится отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка как c физической и правовой точек зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций. Школьный психолог: Его задача: - создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога и Семьи (а иногда и в противовес им), помогать ему делать осознанные личные выборы в этом сложном мире, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других. То есть деятельность психолога во многом задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится ребенок и которая существенно ограничена рамками школьной среды;
- определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников;
- разработка и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников;
- приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.
Итак, сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально- психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Объект - обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия; Предмет – социально - психологические условия успешного обучения и развития; Метод - сопровождение. Психологическое сопровождение в средней школе №42 осуществляется в 1-4;5-9;10-11 классах. Цель психологической программы: Способствовать образовательно-культурному развитию России; гуманизации школьных отношений; инновационной образовательной деятельности педагогов, связанной с внедрением личностно-ориентированных технологий обучения; социализации и творческому развитию учащихся; выстраиванию гармоничных отношений между учащимися, педагогами и родителями в школьной ситуации развития; внедрению эффективных психологических технологий в практику образования. Сопровождение рассматривается нами как процесс, в рамках которого могут быть выделены обязательные взаимосвязанные задачи. Задачи: 1. Следовать за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза с опорой на личные достижения, которые реально есть у ребенка. 2. Учитывать безусловную ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей, и ценностей его развития. 3. Создавать условия для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно-значимых жизненных выборов. (Интеллектуальных, этических, эстетических). Побуждать ребенка к нахождению самостоятельных решений, принятию на себя ответственности за собственную жизнь. 4. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психического развития в процессе школьного обучения. 5. Создавать социально-психологические условия для развития личности учащихся и их успешного обучения. 6. Создавать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии обучении. Соответственно, деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает: 1. Осуществление совместно с педагогами анализа школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она представляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития. 2. Определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников. 3. Разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников. 4. Приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат. Основные направления психологического сопровождения: 1. Психологическое просвещение; 2. Психологическое консультирование; 3. Психологическая диагностика; 4. Психологическая коррекционно - развивающая работа. Предполагаемый результат. Изучение эффективности программы соотносится с поставленной целью и задачами. Методами оценки эффективности программы являются: опросы учащихся, учителей, родителей; - индивидуальные и групповые интервью;
- наблюдения (за проведением конкретных занятий, интересов их участников к содержанию, динамикой в отношениях и др.).
- повышение эффективности стимулирования педагогов к внедрению личностно-ориентированных технологий обучения с учетом: динамики готовности учителей к педагогическим инновациям;
- установление диалоговых отношений между учащимися, учителями, родителями; формирование готовности к поиску вариантов решения проблем, к гибкому вариативному поведению в сложных жизненных ситуациях.
Критерии:
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2022
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|