Главная / Методические материалы / Преподавание информатики
Решение заданий ЕГЭ по информатике с использованим элементов алгебры логики
Автор(ы): Зигангараева Рамзия Накиповна, учитель информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В настоящее время на вступительных экзаменах по информатике есть много заданий по теме “алгебра логики”. Цель данного урока – закрепление навыков решения заданий ЕГЭ по информатике с использованием элементов алгебры логики. Цели урока: - Формирование умения применять полученные знания на практике;
- Развитие умения построения таблиц истинности по заданным формулам;
- Развитие умения решать текстовые задачи с использованием законов логики.
Задачи урока: - Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
- Образовательная – повторение основ математической логики, выполнение практических заданий.
- Развивающая – развитие логического мышления, внимательности.
Ход урока Повторение логических операций и законов. Применение логических операций и законов на практике. Объяснение домашнего задания. Сегодня мы с вами завершаем тему “Основы логики” и применим основные логические операции, законы преобразования для решения заданий ЕГЭ по информатике. Урок идет параллельно с презентацией. <Приложение1> 1. Повторение логических операций и законов. Алгебра логики – раздел математической логики, изучающий строение сложных логических высказываний и способы установления их истинности с помощью алгебраических методов. Вопросы: 1. Основоположник формальной логики? Аристотель. 2. Основоположник алгебры логики? Джордж Буль. 3. Перечислите логические операции: ¬ отрицание (инверсия) &, / конъюнкция (“И”) V дизъюнкция (“ИЛИ”) логическое следование (импликация) равнозначность (эквивалентность) 4. В чем смысл закона двойного отрицания? Двойное отрицание исключает отрицание. 5. Законы де Моргана (законы общей инверсии). Отрицание дизъюнкции является конъюнкцией отрицаний: ¬(A V B) = ¬A / ¬B Отрицание конъюнкции является дизъюнкцией отрицаний: ¬(A /B) = ¬A V ¬B 6. Закон идемпотентности (одинаковости). A V A = A A / A = A 7. В чём смысл закона исключения третьего? Из двух противоречащих высказываний об одном и том же одно всегда истинно, второе ложно, третьего не дано: A V ¬А= 1 8. О чём закон противоречия? Не могут быть одновременно истинны утверждение и его отрицание: A / ¬А= 0 9. Закон исключения констант. Для логического сложения: A V 1 = 1 A V 0 = A Для логического умножения: A / 1 = A A / 0 = 0 10. Как выразить импликацию через дизъюнкцию? А В = ¬A V В 2. Примение логических операций и законов на практике. Пример 1. (Задание А11 демоверсии 2004 г.) Для какого имени истинно высказывание: ¬ (Первая буква имени гласная -> Четвертая буква имени согласная)? 1) ЕЛЕНА 2) ВАДИМ 3) АНТОН 4) ФЕДОР Решение. Сложное высказывание состоит из двух простых высказываний: А – первая буква имени гласная, В – четвертая буква имени согласная. ¬ (А В) = ¬ (¬A V В) = (¬ (¬А) / ¬B) = A / ¬B Применяемые формулы: 1. Импликация через дизъюнкцию А ? В = ¬A V В 2. Закон де Моргана ¬(A V B) = ¬A / ¬B 3. Закон двойного отрицания. (Первая буква имени гласная / Четвертая буква имени гласная) Ответ: 3 Пример 2. (Задание А12 демоверсии 2004 г.) Какое логическое выражение равносильно выражению ¬ (А / ¬B)? 1) A / B 2) A / B 3) ¬A / ¬B 4) ¬A / B Решение. ¬ (А / ¬B)= ¬ А / ¬ (¬B)= ¬ А / B Ответ: 4 Пример 3. Составить таблицу истинности для формулы ¬ (B / C) V (A/C B) Порядок выполнения логических операций: ¬ (B / C) V (A/C B) 2 1 5 3 4 Составить таблицу истинности. Сколько строк будет в вашей таблице? 3 переменных: А, В, С; 23=8 Сколько столбцов? 5 операций + 3 переменных = 8 Решение: A | B | C | (B / C) | ¬ (B / C) | A/C | (A/C ? B) | ¬ (B / C) V (A/C B) | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | Какие ответы получились в последнем столбце? Ответ: 1 Логическое выражение называется тождественно-истинным, если оно принимает значения 1 на всех наборах входящих в него простых высказываний. Тождественно-истинные формулы называют тавтологиями. Решим этот пример аналитическим методом: упрощаем выражение ¬ (B / C) V (A/C B)= (применим формулу для импликации) ¬ (B / C) V ¬ (A / C) V B = (применим 1 и 2 законы де Моргана) (¬B V ¬C) V (¬A V ¬C) V B = (уберём скобки) ¬B V ¬C V ¬A V ¬C V B= (применим переместительный закон) ¬B V B V ¬C V ¬C V ¬A = (закон исключения третьего, закон идемпотентности) 1 V ¬С V ¬A = 1 V ¬A = 1 (закон исключения констант) Ответ: 1, означает, что формула является тождественно-истинной или тавтологией. Логическое выражение называется тождественно-ложным, если оно принимает значения 0 на всех наборах входящих в него простых высказываний. (задание 3 домашнего задания) Пример 4. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу. Для обозначения логической операции “ИЛИ” в запросе используется символ I, а для логической операции “И” – символ &. А | Законы & Физика | Б | Законы I (Физика & Биология) | В | Законы & Физика & Биология & Химия | Г | Законы I Физика I Биология | Решение: Первый способ основан на рассуждении. Рассуждая логически, мы видим, что больше всего будет найдено страниц по запросу Г, так как при его исполнении будут найдены и страницы со словом “законы”, и страницы, со словом “физика”, и страницы со словом “биология”. Меньше всего будет найдено страниц по запросу В, так как в нем присутствие всех четырех слов на искомой странице. Осталось сравнить запросы А и Б. По запросу Б будут найдены все страницы, соответствующие запросу А, (так как в последних обязательно присутствует слово “законы”), а также страницы, содержащие одновременно слова “физика” и “биология”. Следовательно по запросу Б будет найдено больше страниц, чем по запросу А. Итак, упорядочив запросы по возрастанию страниц, получаем ВАБГ. Ответ: ВАБГ. Второй способ предполагает использование графического представления операций над множествами. (Смотри презентацию) Пример 5. (Задание А16 демоверсии 2006 г.) Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных о результатах тестирования учащихся (используется стобалльная шкала) Фамилия | Пол |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.03.22 | Просмотров: 1808
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|