Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Урок естествознания в 5-м классе по теме Географические координаты, Образовательная система 2100
Автор(ы): Ефимова Елена Александровна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: сформировать знания о географических координатах; сформировать умение определять географические координаты объектов и объекты по их географическим координатам; способствовать развитию мышления и способностей учащихся; способствовать воспитанию активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы. Средства обучения: глобус, физическая карта полушарий, карточки с названием темы урока и основными понятиями урока, атласы, рабочая тетрадь к учебнику по естествознанию “Земля и люди” (Бурский О.В., Смоктунович Т.Л.). ХОД УРОКА I. Актуализация знаний. На прошлом уроке мы познакомились с параллелями и меридианами. - Что такое параллели? (Условные линии, огибающие земной шар параллельно экватору.)
- Одинаковы ли параллели по длине? (Нет. Их длина уменьшается от экватора к полюсам.)
- Назовите и покажите на глобусе и карте самую длинную параллель.
- Назовите материки, которые располагаются как в северном, так и в южном полушарии. Поясните ответ. (Африка, Южная Америка, т.к. они пересекаются экватором.)
- Что такое меридианы? (Условные линии, которые пересекают земной шар от полюса до полюса.)
- Все ли меридианы одинаковы по длине?
- Назовите океаны, которые располагаются как в западном, так и в восточном полушарии. Поясните ответ. (Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, т.к. их пересекает Гринвичский, либо 180-й меридианы.)
- Что называют градусной сеткой? (Линии меридианов и параллелей, разделённые на градусы)
- Через какое количество градусов на карте проведены параллели? Где на карте можно увидеть обозначение числа градусов параллели?
- Назовите ближайшую к полюсу параллель.
- Сколько градусов имеет параллель ближняя к экватору.
- Через какое количество градусов на карте проведены меридианы? Где на карте можно увидеть обозначение числа градусов меридианов?
- Для чего на глобусы и карты наносят градусную сетку? (Она помогает ориентироваться, т.е. определять своё положение на местности и на карте по отношению к сторонам горизонта, чтобы можно было точно определить, где находится тот или иной объект.)
- Как можно узнать точное месторасположение объекта на карте, используя градусную сеть? (Надо указать параллель и меридиан, на котором этот объект находится.)
II. Создание проблемной ситуации (с затруднением). Покажите на карте место приземления космического аппарата, если из сообщения удалось услышать, что он приземлился на 20-й параллели и 50 меридиане. (Дети ищут место приземления аппарата на карте, показывают его.) III. Формулирование учебной проблемы (в форме вопроса). Побуждающий от проблемной ситуации диалог. - Вы смогли точно показать место приземления? (Нет.)
- А почему? В чём затруднение? (1. Нет точных данных, к северу или к югу от экватора располагается эта параллель. 2. Неизвестно к западу или востоку от 0 меридиана располагается меридиан, на который приземлился аппарат.)
- Вы как сначала думали определять положение на карте объекта? (Достаточно знать, на какое число градусов от экватора и нулевого меридиана удалена точка.)
- А как на самом деле? Что мы ещё не знаем? (Как уточнить параллель и меридиан.)
IV. Совместное открытие знаний. Как, по-вашему, это можно сделать? (Уточнить к северу или к югу от экватора находится параллель.) Расстояние от экватора до заданной точки, выраженное в градусах показывает географическая широта, (учитель вывешивает карточку с названием понятия на доску, а учащиеся записывают определение понятия “географическая широта” в тетрадь). Если точка располагается к северу от экватора, то её широта северная, а если к югу, то южная (учитель прикрепляет таблички с.ш. и ю.ш.). Географическая широта места приземления 20° с.ш. Расстояние от нулевого меридиана до заданной точки показывает географическая долгота. (Учитель вывешивает карточку с названием понятия на доску, а учащиеся записывают определение понятия “географическая долгота” в тетрадь.) Если точка располагается к востоку от Гринвича, то её долгота восточная, а если к западу, то западная (учитель прикрепляет таблички в.д. и з.д.). Географическая долгота места приземления аппарата 50° в.д. - Покажите на карте место приземления космического аппарата. (Ученик показывает на настенной карте географическое положение объекта.)
- Где находится эта точка? (На Аравийском полуострове.)
- Так как можно на карте точно указать расположение объекта? (Для этого надо определить географическую долготу и широту точки.)
Широту...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.03.23 | Просмотров: 1616
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|