Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развитие информационной компетентности учащихся на уроках физики в 7-м классе - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Развитие информационной компетентности учащихся на уроках физики в 7-м классе


Автор(ы): Савинкова Галина Львовна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Введение.
Реформирование системы образования в современных условиях направлено на формирование у выпускников школы не только определенного набора знаний, умений навыков, но и так называемых компетенций. При этом под компетенцией понимается готовность молодых людей эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Среди компетенций выделяются ключевые: информационная, коммуникативная и способность увидеть проблему и найти пути ее решения. Созданы и внедрены педагогические технологи, направленные на формирование ключевых компетенций, однако для достижения этой цели можно задействовать и ресурсы самого урока. Целенаправленное формирование у учащихся во время урока умения работать с различными источникам информации приведет в дальнейшем к более успешному усвоению изучаемого материала. Особую актуальность это приобретает при изучении физики на первом году обучения, поскольку учащиеся сталкиваются с необходимостью усвоить огромный поток новой по содержанию и форме подачи информации, научиться выполнять новые учебные задания. Для решения поставленной задачи разработана и апробирована система уроков физики для 7-го класса, направленная на формирование информационной компетентности учащихся через организацию учебной работы на уроке с использованием различных объектов-носителей информации, выполнение домашних заданий, направленных на отработку умений работать с различными информационными объектами, целенаправленное обучение выполнению учебных заданий (решению физических задач, выполнению экспериментальных заданий и т.д.). Уроки составлены с опорой на учебник “Физика и астрономия” под редакцией А.А. Пинского и В.Г. Разумовского и “Сборник задач по физике для 7–9-х классов общеобразовательных учреждений” авторов В.И. Лукашик и Е.В.Иванова. Однако принципы работы по формированию информационной компетенции во время урока могут быть легко перенесены на другие учебные издания.
2. Организация работы с объектами-носителями информации на уроках физики.
Одним из принципов, положенных в основу разработанной системы, является организация изучения учебного материала на уроке через целенаправленное использование разнообразных объектов-носителей информации и обучение работе с ними. У учащихся, впервые приступающих к изучению физики, объективную трудность восприятия вызывает не только большое количество новой информации, но и появление новых объектов, посредством которых эта информация доводится до ученика, а также сочетания этих объектов друг с другом. Знакомые из уроков математики уравнения превращаются в физические формулы, которые несут в себе не только математическую, но и физическую информацию. Графики и таблицы так же наполняются физическим содержанием. Появляются физические величины, физические приборы, единицы измерения физических величин, с которыми учащиеся еще не работали. Физическим содержанием могут быть наполнены дополнительные тексты, которые читают учащиеся, а так же рисунки, схемы и иллюстрации. Текст условия задачи так же можно рассматривать как объект, несущий определенную информацию. От того, насколько правильно и полно ученик эту информацию воспринимает, зависит успешность обучения решению задач.
Для организации работы с объектами-носителями информации прежде всего были определены сами объекты и составлены типовые задания, направленные на формирование умения выделять и использовать информацию, заложенную в этих объектах (Приложение 1). Таких объектов выделено семнадцать: текст учебника, дополнительный текст, текст условия задачи, вопросы к тексту, справочники, физические величины, единицы измерения физических величин, числа, формулы, таблицы, графики, схемы, физические приборы, шкала прибора, модели, определения, физические законы. В качестве примера заданий, направленных на обучение работе с конкретным объектом, рассмотрим задания, выполняя которые, учащиеся приобретают умение извлекать физическую информацию из текста задачи и работать с ней.
  1. Выделить в тексте задачи объекты и происходящие с ними процессы.
  2. Назвать физические величины, приведенные в тексте задачи.
  3. Определить, на какую тему задача.
  4. Выделить вопрос задачи.
  5. Определить, какую физическую величину нужно найти, чтобы ответить на вопрос задачи.
  6. Сделать краткую запись условия задачи.
  7. Составить текст задачи:
  • на заданную тему;
  • по заданным физическим величинам;
  • по заданной краткой записи условия задачи;
  • с опорой на данную текстовую или графическую информацию.
Урок сроится так, чтобы задействовать сразу несколько объектов, несущих информацию, и использовать разные виды заданий для работы с ними. В качестве примера приведены уроки по теме “Введение” для 7-го класса (Приложение 3). Ниже в таблице 1 показано, с какими объектами, несущими информацию, ведется работа во время уроков.
Приложение 2
Таблица 1
Домашние задания, которые выполняют учащиеся, направлены не только на усвоение физического материала, но и на выработку умения работать с информацией. Работая над домашним заданием, ученики выполняют те же действия, какие отрабатывались на уроке. Например, в ходе первого урока ученики читают часть текста параграфа и находят в ней ответ на вопрос к этому параграфу, помещенный после него. Домашнее задание: найти ответы на остальные вопросы. В ходе второго урока ученики находили в текстах заданную информацию: примеры наблюдений, гипотез и экспериментов. Дома они находят аналогичные примеры в другом тексте. На третьем уроке знакомились с тем, как описать наблюдение, а дома проводят свое наблюдение и описывают его.
В дальнейшем при выполнении домашнего задания ученикам предлагаются разнообразные формы и способы представления информации: словесное описание, таблица, графические способы и т.д.
В качестве домашних заданий часто используются “обратные”, например, создать свой текст (рассказ, сказку и т.д.), насыщенный физическим содержанием, составить свой справочник по физике, придумать свою задачу, нарисовать рисунок, сделать иллюстрацию. Такие задания носят творческий характер, дают ученикам свободу выбора темы, содержания, объема работы. Если домашнее задание интересно, то ученикам не терпится его поскорее сделать. Если ученик не может блеснуть в точных науках, он может проявить свои таланты, выполняя творческие задания. При этом каждый ученик может быть успешным!
3. Объекты, с которыми учащиеся выполняют учебные действия и обучение работе с ними.
Приступая к изучению физики, учащиеся сталкиваются с новыми для них учебными заданиями: решение физических задач (вычислительных и качественных), выполнение экспериментальных заданий и лабораторных работ. Не все ученики сразу успешно справляются с подобными заданиями. Анализируя причины, можно увидеть, что некоторые ученики не понимают текст задания, вызывает трудность выделение конкретной информации, которая необходима для выполнения задания. Оформление выполненной работы, т.е. представление результата выполненных действий, так же часто вызывает затруднение. Целенаправленное обучение выполнению заданий и оформлению результата работы может быть организовано в ходе урока. При этом текст задания следует рассматривать как объект, содержащий некоторую информацию, и обучать работе с ней.
Уже на первых уроках физики можно обращаться к текстам задач на темы, которые будут изучаться в дальнейшем. Не решать задачу, а использовать ее, как текст, несущий определенную информацию. Например, после знакомства с понятиями “физическое тело”, “физическое явление”, “физическая величина”, “единица измерения” можно обратиться к такой задаче:
За сколько времени плывущий по течению плот пройдет 15 км, если скорость течения 0,5 м/с? (№ 130, В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, Сборник задач по физике)
Вопросы, которые предлагаются ученикам:
  • о каких физических телах говорится в задаче?
  • какие явления с ними происходят?
  • назовите физические величины, которые упоминаются в задаче?
  • какой буквой их принято обозначать?
  • какая физическая величина имеет размерность км?
  • в чем принято измерять эту величину в системе СИ?
Отвечая на эти вопросы, ученики не только закрепляют ранее пройденный материал, но и учатся анализировать задачу.
Важно отметить, что специально подобранные тексты задач дают возможность организовать предварительное знакомство с материалом, который только предстоит изучать в дальнейшем. Прием предварительного знакомства можно использовать, работая с любыми информационными объектами. При этом ученики привыкают к новой терминологии, зрительно запоминают формулы и обозначения физических величин. Многие ученики, поощряемые к этому учителем, начинают читать учебник с опережением. Это положительно сказывается на эффективности усвоения нового материала.
На начальном этапе изучения физики ученики зачастую испытывают затруднения в оформлении решения задачи. Если подходить к условию задачи и к краткой записи ее условия, которая выполняется при оформлении решения, как к объектам, несущим определенную информацию, можно сказать, что учеников нужно научить преобразовывать один вид информации в другой: текстовую запись в запись с помощью условных обозначений. Выполнить эту операцию помогут следующие вопросы к тексту задачи:
  • сколько цифр приведено в тексте задачи?
  • какие единицы измерения у приведенных в тексте цифровых данных?
  • какие физические величины имеют соответствующие единицы измерения?
  • какими буквами принято обозначать эти физические величины? Или: Какой буквой можно обозначить данную величину, если для нее нет общепринятого обозначения?
  • какую физическую величину нужно определить, чтобы ответить на вопрос задачи?
  • какой буквой ее обозначить?
Большую роль при формировании этого умения играют “обратные” задания, когда по приведенной краткой записи условия задачи ученики придумывают текст задачи. Более сложный вариант этого задания: самому придумать новую задачу на заданную тему и решить ее. Задание носит творческий характер, и ученики с удовольствием его выполняют. А вместе с тем, работы учащихся показательны и позволяют увидеть, какие трудности в понимании условия задачи и оформлении ее решения испытывают ученики.
Вот еще оди...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.03.25 | Просмотров: 1651

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340