Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Традиционный (комбинированный) урок по теме Водород. Общая характеристика, нахождение в природе, физические свойства и получение - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Традиционный (комбинированный) урок по теме Водород. Общая характеристика, нахождение в природе, физические свойства и получение


Автор(ы): Карпенко Елена Рафаельевна, учитель химии и биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: Дать общую характеристику водороду, ознакомиться с его физическими свойствами, методами получения и нахождением в природе.
Образовательные задачи: Охарактеризовать водород как элемент и как простое вещество, показать большое распространение водорода в природе, ознакомить учащихся с аппаратом Киппа, лабораторным и промышленным способами получения водорода и выяснить, какие свойства водорода лежат в основе методов его собирания.
Воспитательные задачи: Продолжить формирование у учащихся диалектико-материалистического понимания природы.
Развивающие задачи: Развитие общеучебных умений и навыков: работа с учебником и дополнительной литературой, правила работы на рабочем столе, умение систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, доказательно и грамотно излагать свои мысли, делать выводы, составлять схемы, зарисовывать.
Развитие специальных умений и навыков: Наблюдать химические явления, обращаться с химическими приборами, реактивами, соблюдать технику безопасности при работе с химическим оборудованием, оформлять демонстрационный эксперимент, закрепить умения уравнивать химические уравнения и определять типы химических реакций, применять полученные знания для объяснения новых фактов.
Форма: Традиционный (комбинированный) урок.
Методы обучения: Объяснения учителя с элементами проблемного изложения и беседы (применение водорода в связи с его лёгкостью), рассуждения (в загадке водород - простое вещество или элемент?; причина процентного увеличения водорода в атмосфере с высотой), сопровождающиеся демонстрационными экспериментами (получение и собирание водорода) и с использованием наглядности.
Достижение целей и задач, поставленных на уроке по теме: «Водород. Общая характеристика, нахождение в природе, физические свойства и получение»было достигнуто с помощью методических приёмов: исторический подход к раскрытию понятий, межпредметные связи, связь изучаемого материала с ранее изученным, использование раздаточного материала, работа с учебником и дополнительной литературой (энциклопедией), поэтапное изучение нового материала, дифференцированный подход, рациональная организация урока, эффект увлекательности содержания, эффект удивления парадоксальным опытам, закрепление новых знаний, инструктаж выполнения домашнего задания, разнообразные вопросы и загадка на логическое мышление и сообразительность.
Методические приёмы: исторический подход к раскрытию понятий, межпредметные связи, связь изучаемого материала с ранее изученным, использование раздаточного материала, работа с учебником и дополнительной литературой (энциклопедией), поэтапное изучение нового материала, дифференцированный подход, рациональная организация урока, эффект увлекательности содержания, эффект удивления парадоксальным опытам, закрепление новых знаний, инструктаж выполнения домашнего задания, разнообразные вопросы и загадка на логическое мышление и сообразительность.
Ход урока
Организационный момент и повторение пройденного.
1. Фронтальный опрос класса:
«Что обозначают записи на доске?
5Н, 2Н2, 6Н, 3Н2
На доске табличная наглядность:

2. Изучение нового материала.
Объяснения учителя.
Общая характеристика.
Химический знак - Н
Относительная атомная масса Ar/(Н) = 1,008
Атомный номер -1
Химическая формула - Н2
Относительная молекулярная масса Mr (Н) = 2,016
В соединениях водород одновалентен.
В ходе объяснения учителя учащиеся пользуются таблицей Д.И. Менделеева.
Первым стал рассматривать водород как химический элемент француз А.Л.Лавуазье, который в 1787 году установил, что при горении на воздухе этот газ образует воду. Поэтому он дал и элементу, и соответствующему ему газу название hydrogen (по-гречески hydro - вода, а gennaÕ - рождаю). В середине XIX в. В России утвердилось произношение символа элемента по-французски («аш»), видимо из-за того, что латинское произношение буквы h («ха») показалось неблагозвучным. Длительное время положение водорода в периодической системе элементов было двойственным - его размещали в 1-й, 7-й. группах, по последним рекомендациям ИЮПАК - водород - элемент группы №1 [2]. (см. стенд таблица Д.И.Менделеева.)
Самостоятельное составление схемы, используя материал учебника [2], работа в тетрадях.

Рисунок 1
Водород является самым распространённым элементом во Вселенной.
Работа с учебником.
Учащимся предлагается работа с внетекстовым компонентом учебника: «Знаете ли вы … в нижних слоях атмосферы содержится исключительно мало водорода, на высоте 50 км его содержится 3 % (по объёму), а на высоте 100 км примерно 95%» [2]. Подумайте почему?
Рассказ учителя.
Физические свойства.
Водород - бесцветный, не имеющий вкуса и запаха газ. Лабораторный водород имеет неприятный запах. Длительное время считали, что это запах самого водорода. Во второй половине XIX века учёные установили, что тщательно очищенный водород запаха не имеет, неприятный запах вызван примесями сероводорода и других газов. Водород - самый лёгкий газ! Он в 14,5 раз легче воздуха (1л весит 0,09 г). Поэтому если мыльные пузыри наполнить водородом, то они поднимаются вверх (см. рисунок в учебнике). Беседа: «Использует ли человек это свойство водорода в своей жизни?»
Растворимость водорода в воде очень мала, а температура сжижения чрезвычайно низкая (-252,8°С) [2].
Раздача дидактического материала – карточек [1].
Если шар объёмом 22,4 м3 наполнить водородом, то в воздухе он может поднять груз массой 27 кг. В первой половине XX века началось строительство летательных аппаратов большой грузоподъёмности - дирижаблей, которые наполняли водородом. Однако водород - взрывоопасный газ, и в 1930-е гг. с дирижаблями произошло несколько крупных аварий. После этого строительство дирижаблей с водородом во всём мире на многие годы прекратилось.Воздушный шар наполняют водородом

Рисунок 2
Загадка классу: «Гость из космоса пришёл, в воде себе приют нашёл» [3].
Конечно же речь идёт о ВОДОРОДЕ.
Но о химическом элементе или простом веществе водороде говорится в загадке?
Рассуждения учащихся.
Получение водорода.
На доске портрет учёного Генри Кавендиш (1731-1810).
Английский учёный Генри Кавендиш получил водород в чистом виде в 1766 году. Учёный принял вначале водород из-за его лёгкости за флогистон.
Работа учащихся в тетрадях.
Получение водорода в лаборатории.
1. Разложение воды электрическим током:

2. Взаимодействие металлов с кислотами (краткий инструктаж по технике безопасности при работе с химическими реактивами):
Демонстрация опыта, его оформление учащимися в тетрадь, пользуясь рисунками учебника [2]
Порядок выполнения Рисунок, уравнения Особенности Вывод
Открыли газоотводную трубку. Кислота поднялась и полностью закрыла цинк. Стали выделяться пузырьки газа. Собрали водород в пробирку и поднесли пробирку к пламени спиртовки, а потом к газоотводной трубке - таким образом, зажгли газ.Раздался лающий хлопок, собранный газ - водород!
Zn+2H → Cl ZnCl2+H2
Цинк соляная кислота водород. (р. замещения)

Собирание водорода методом вытеснения воздуха, так как газ легче воздуха.







Собирание водорода методом вытеснения воды, так как газ мало растворим в воде.
Получен водород взаимодействием металлов с кислотами. Учитывая физические свойства ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.03.26 | Просмотров: 1339

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340