Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Субъект – субъектные взаимодействия классного руководителя в вопросах воспитания культуры здоровья школьников - Классное руководство - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Классное руководство

Субъект – субъектные взаимодействия классного руководителя в вопросах воспитания культуры здоровья школьников


Автор(ы): Гаркуша Наталья Сергеевна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Практика гуманистического личностно - ориентированного воспитания, для которого характерно субъект - субъектное взаимодействие, - важное условие развития индивидуальности ребенка, а одним из важнейших направлений модернизации российского образования является смена педагогики насильственного формирования личности на педагогику поддержки ребенка.
В деятельности классного руководителя является важным содействие реализации творческого потенциала личности, обеспечение социальной защиты детей, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий школьников по решению их собственных проблем, через разнообразные формы и методы индивидуальной работы, создание благоприятных условий для развития гражданственности, мировоззренческой культуры и культуры здоровья.
При рассмотрении сущности субъект - субъектных взаимодействий классного руководителя и школьников в процессе воспитания культуры здоровья школьников под «взаимодействием» мы понимаем форму организации совместной деятельности классного руководителя и воспитанников, основанную на сотрудничестве, в процессе которого происходит обмен действиями между субъектами с целью воспитания культуры здоровья подрастающего поколения. Ведущая роль классного руководителя в этом случае выражается не в регламентации и жестком управлении воспитательным процессом, а в том, чтобы вывести ребенка на уровень самоактуализации и саморазвития.
Для эффективности процесса воспитания культуры здоровья школьников в работе классного руководителя необходим системный подход, то есть культура здоровья школьников должна развиваться в целостном интегрированном воспитательном процессе, в котором все компоненты взаимосвязаны. Если рассматривать систему (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение) как «целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах» [1], то можно выразить основные принципы системы: целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность, множественность описания.
В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, так как применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и эффективным. Таким образом, мы считаем, что классный руководитель должен создать систему, направленную на воспитание культуры здоровья школьников.
В современном словаре по педагогике автор-составитель Е. С. Рапацевич дает следующие определение воспитательной системы – это совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как воспитательные цели; люди, их реализующие в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между её участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнедеятельности воспитательной системы [2].
Воспитательная система, по мнению Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, В. А. Караковского, имеет сложную структуру. Ее компоненты: цели, выраженные в исходной концепции (то есть совокупности идей, для реализации которых система создается); деятельность, обеспечивающая реализацию целей; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий, рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы [3].
Под воспитательной системой класса Е. Н. Степанов понимает способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующих развитию личности и коллектива [4].
Система работы классного руководителя по воспитанию культуры здоровья школьников – это сложная совокупность логически и организационно взаимосвязанных явлений, характеризующаяся единством цели, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм, методов и приемов работы, отражающаяся в различных взаимодействиях классного руководителя с медицинской, психологической, социальной, библиотечной службами, семьями, учителем физической культуры, учителями - предметниками, тренерами спортивных секций, педагогами дополнительного образования, администрацией школы, работниками оздоровительных инфраструктур и других учреждений, основанных на программе воспитание культуры здоровья школьников.
Поясним сущность различных взаимодействий классного руководителя с субъектами в процессе воспитания культуры здоровья школьников.
1. Взаимодействие классного руководителя с администрацией школы.
Классный руководитель планирует работу по воспитанию культуры здоровья школьников на основе разработанной администрацией нормативной базой и теоретических основ воспитания культуры здоровья школьников. Администрация оказывает консультативно - методическую и психолого - педагогическую помощь, организует самообразование классных руководителей по вопросам воспитания культуры здоровья школьников, разрабатывает пакет методических материалов для классных руководителей, внедряет систему мониторирования состояния здоровья школьников и классных руководителей.
2. Взаимодействие классного руководителя с медицинской службой.
Классный руководитель организует консультации школьников и родителей с психотерапевтом, неврологом, гинекологом, логопедом и другими узкими специалистами. Совместно с медицинскими работниками проводит мониторинг показателей соматического здоровья, гигиеническое обучение школьников, медико-педагогический всеобуч всех субъектов воспитания культуры здоровья школьников.
3. Взаимодействие классного руководителя с психологической службой.
Классный руководитель совместно со школьным психологом изучает психофизиологические особенности воспитанников, осуществляет консультативную помощь, содействует созданию благоприятного психологического климата в классном коллективе, проводит психологическое просвещение и профилактику негативных явлений, коррекционно-развивающую работу, которая способствует творческой самореализации, развитию познавательной активности, формированию креативного и критического мышления, профессиональному самоопределению воспитанников.
4. Взаимодействие классного руководителя с социальной службой.
Классный руководитель совместно с социальным педагогом изучает материальное положение, жилищно-бытовые условия школьников, организует правовое просвещения обучающихся, проводит индивидуальная работу: с трудными детьми по привлечению в спортивные кружки и секции; оставшимися без попечения родителей; с детьми-инвалидами; вынужденными переселенцами; воспитанниками из многодетных и малообеспеченных семей. Способствует развитию коммуникабельности и организаторских способностей, выявляет и помогает разрешать конфликтные ситуации в межличностных отношениях школьников.
5. Взаимодействие классного руководителя с библиотечной службой.
Классный руководитель совместно со школьным библиотекарем занимается информационной подготовкой школьников в вопросах культуры здоровья, используя различные формы массовой пропаганды здорового образа жизни: организацию лекций, семинаров, публикации в газетах, журналах и другие. Способствует формированию нравственного здоровья школьников.
6. Взаимодействие классного руководителя с семьями школьников.
Классный руководитель проводит индивидуальную работу с родителями, профилактику девиантного поведения школьников, пропаганду здорового образа жизни в семьях, способствует формированию у родителей предвидения опасностей окружающей детей жизни, выработке единой линии воспитания культуры здоровья школьников...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.03.27 | Просмотров: 2032

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340