Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Лингвистический анализ текста в 10-м классе (по тексту К.Г. Паустовского Скрипучие половицы) - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Лингвистический анализ текста в 10-м классе (по тексту К.Г. Паустовского Скрипучие половицы)


Автор(ы): Максимова Валентина Ильинична, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Форма урока: урок-практикум.
Цель:
  • Систематизировать и углубить знания по стилям;
  • Закрепить и углубить навыки комплексного анализа текста художественного стиля;
  • Пробуждать языковое чутье;
  • Воспитывать бережное отношение к языку.
Эпиграф:
Созвучья слова не случайны!
Пусть связь речений далека,
В ней неразгаданные тайны
Всего живого языка:
В.Шефнер
Ход урока
Оргмомент.
- Звучит музыка. (Осенняя песня из Времен года Чайковского). Ученица читает наизусть отрывок из рассказа Скрипучие половицы Константина Паустовского.
- Мы прослушали отрывок из текста К.Паустовского Скрипучие половицы, по которому сейчас будем работать на уроке.
К.Г.Паустовский - художник слова с неповторимой душевной интонацией, с изумительным даром особого раздумья о природе. Его произведения - это живопись словом, когда земля родная открывается через родное слово. Добрый свет, который излучают его путевые зарисовки, очерки, рассказы, новеллы и повести, высвечивают прекрасное в природе, в любви, в судьбах знаменитых и безвестных соотечественников, в произведениях искусства. Паустовский обладал тем редким лирическим дарованием, которое помогало ему находить поэзию в самой, казалось бы, скучной прозе жизни. Недаром он увлекся созданием произведений, посвященных людям творческого труда: художникам, композиторам, поэтам.
В них обнаруживалось настоящее своеобразие писателя: умение соединить тончайшее настроение человека с настроением пейзажа и при этом добавить, по выражению автора, каплю грусти.
- Сегодня у нас урок-практикум. Мы будем совершенствовать навыки по лингвистическому анализу текста, но сегодня проанализируем его не от содержания к форме, а наоборот попытаемся от определенных языковых средств подойти к пониманию основной идеи рассматриваемого текста, потому что в каждом тексте (читаю эпиграф).
- Работать будем в группах. Первая группа рассмотрит лексический уровень, вторая - морфологический, третья синтаксический. Поскольку объем текста большой, на подготовку даем 10 минут, на выступление - по 5 минут.
Выступления групп.
Слово первой группе. Вниманию остальных групп: выступление очередной группы конспектируете, в конце выступлений можете задавать вопросы.
(Лексический уровень:
Единство текста обеспечивает следующие тематические группы слов:
1. Тема дома:
  • Дом рассохся деревянный дом, в комнатах пахло; скрипучие половицы, сухие стропила, двери; старушка - люстра, в маленьком зале, в застекленной прихожей.
2. Время:
  • С утра ждет, просыпаясь ночью, дневную музыку, ночное треньканье, ночные звуки; проходит жизнь, отражая в сумерках серп, туманные зори, туманные русские закаты, великолепные позлащенные закаты.
3. Пространство:
  • На поляне, в сосновом лесу, в вершинах сосен, на поляне, перед крыльцом, просека, заросли, заброшенные дороги, околицы, тропинки.
4. Звуки:
  • Скрипучие половицы, ни одна из них не скрипнула, дом запоет, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, дневная музыка, треньканье деревянного дома, ночные звуки.
5. Ощущения:
  • Легкий восторг, от зрелища радуги.
  • В тексте много олицетворений: ветер шумел, дом запоет, дом ждет, дом скучал, пропоет половица, отзовется старушка-люстра;
Эпитетов:
  • Скрипучие половицы, любимая нота, легкий восторг, небогатая дань, любимый поэт, удивительный воздух, печальные закаты, туманные зори, позлащенные закаты.
Сравнения, сопоставления:
  • Цветы напоминали клочья пуха; самая простая музыка, как симфония; работал как вол; как поденщик; хрустали, как дубовые листья; выразительная звукопись, передающая шорохи; певучие звуки; мелодии дома).
- К какому выводу вы пришли в итоге своих наблюдений?
(Стиль художественный, тип описание с повествованием. Данные тематические группы слов, тропы помогают автору нарисовать живую картину, создает образы, характерные для этого стиля. Старый дом изображен, словно живое существо со своим характером, чувствами, голосом. Такое описание музыкального дома передает внутреннее состояние героя, то есть композитора. Паустовский как бы чувствует, разгадывает мысли и чувства Чайковского и восхищается его чуткостью. Текст очень эмоциональный, лиричный, что тоже является приметами художественного текста).
Вторая группа. Вы должны были рассмотреть морфологические средства выразительности речи.
( В тексте художественный образ создают качественные прилагательные: неприятное, удивительное, веселое, любимое, небогатая, легкий, печальные и т.д.; качественные прилагательные превосходной степени: тончайшим, самая простая, самых легких. Эти прилагательные использованные в качестве красочных эпитетов, с их помощью автору удалось передать переживания композитора, а еще создать, как зрительные, так и слуховые восприятия предмета.
В качестве образного олицетворения используется неодушевленное существительное в значении одушевленного: старушка- люстра.
Наряду с прилагательными и существительными художественно- изобразительную функцию в тексте выполняют глаголы. Все глаголы почти использованы в прошедшем времени, несовершенном виде, помогая автору передать непрерывные движение духовной жизни композитора: Чайковский садился за рояль; прекрасная оркестровка!- думал Чайковский; Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица; еще это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты и т.д.
Использование причастий: старушка-люстра, потерявшая половину своих хрусталей, похожих на дубовые листья, и т.д. помогает образно описать предмет;
Деепричастия в тексте также придают выразительность, динамичность: иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту, и т.д.
Насыщение текста личными и притяжательными местоимениями: он, его, из них, своих, своему народу, ему, в их, свое сердце, ее лесам, ее околицам, тропинкам, песням и т.д. усиливает взволнованность, задушевность текста.
Повтор частиц: то одна, то другая половица; то тут, то там; то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей и т.д. выполняет усилительную функцию.
Проведенные наблюдения на морфологическом уровне позволяет сделать вывод, что данный текст художественного стиля).
Вывод: Мы сейчас наблюдали над тем, как работают морфологические средства выразительности речи в комплексе с лексическим уровнем над созданием художественного образа и как участвуют в передаче замысла автора).
- Выступает третья группа. Вашей задачей было осмыслить синтаксический уровень.
К какому выводу вы пришли?
(Одним из синтаксических средств выразительности в данном художественном тексте является использование глагольных словосочетаний, придающих образность: проносил вереницы облаков, запоет от звуков рояля, разыгрывалась этим домом, с утра ждет, скучал без ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.03.29 | Просмотров: 1905

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340