Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
О подготовке студентов к обучению английскому языку по действующим УМК для начальной школы на практических занятиях по методике - Преподавание иностранных языков - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание иностранных языков

О подготовке студентов к обучению английскому языку по действующим УМК для начальной школы на практических занятиях по методике


Автор(ы): Розбаум Ирина Рудольфовна, преподаватель английского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Раннее обучение иностранным языкам детей четырёхлетнего возраста (обучающихся в детском саду) и детей шестилетнего возраста (обучающихся в первом классе) в нашей стране началось много лет назад, в 60-е годы, в рамках эксперимента, но неудачного и быстро свернувшегося. И затем вновь, 20 лет назад, в 1987–1988 учебном году, тоже в рамках эксперимента, но на этот раз имевшего положительные результаты. Целью эксперимента было проверить гипотезу о том, что включение раннего обучения иностранным языкам в систему непрерывного образования способствует гармоническому развитию личности ребёнка, развивает его общие и языковые способности, позволяет заложить более прочную основу для успешного изучения иностранного языка в средней общеобразовательной школе.
Наблюдения за ходом эксперимента, результаты медико-физиологических и психолого-педагогических исследований, анализ анкет учителей, тестирование детей показало, что дети не устают от занятий иностранным языком; большинство ребят усваивают предлагаемый языковой материал, правильно реагируют на вопросы учителя (воспитателя), выполняют различные действия по его просьбе, рассказывают о себе, о своих игрушках, сказочных героях.
В настоящее время с каждым годом возрастает количество детских садов, желающих ввести раннее обучение иностранным языкам. А изучение иностранного языка в начальной школе стало обязательным с 2006 года. Однако осуществление этого процесса возможно при укомплектованности школы квалифицированными учительскими кадрами, прошедшими специальную подготовку по детской психологии, педагогике, методике обучения детей раннего возраста, ознакомившихся с программой обучения в начальной школе.
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО) второго поколения (2002 года) предусматривает обучение специальности 050709 Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области иностранного языка в рамках 520 академических часов. Среди четырёх дисциплин дополнительной подготовки: иностранный язык, детская литература стран изучаемого языка, страноведение и методика обучения иностранным языкам в начальных классах.
За время действия ГОС СПО второго поколения из стен ОГОУ СПО “Татарское педагогическое училище” выпущено 15 учителей начальных классов с дополнительной подготовкой в области иностранного языка: выпуск 2005 года – 10 человек, выпуск 2006 года – 5 человек. Выпускники направляются на работу главным образом в сельские школы, совмещая педагогическую деятельность с получением высшего образования заочно. В настоящее время в нашем учебном заведении получают дополнительную подготовку в области иностранного языка ещё 16 студентов.
Положительный результат раннего обучения, вне всякого сомнения, зависит от профессионализма учителя. В соответствии с требованиями ГОС СПО по окончании курса обучения по учебной дисциплине “Методика обучения иностранному языку в начальных классах” выпускник должен знать основы теории обучения иностранным языкам, современные технологии обучения в нашей стране и за рубежом, средства обучения, кроме этого, выпускник должен уметь использовать современные технологии образовательной деятельности по иностранному языку.
В настоящей статье автору хочется поделиться опытом подготовки студентов к обучению английскому языку по действующим УМК (учебно-методическим комплектам) для начальной школы на практических занятиях по методике на школьном отделении ОГОУ СПО “Татарское педагогическое училище”.
Создание системы УМК по всем иностранным языкам явилось новым шагом вперед на пути более полного научно-методического обеспечения педагогической деятельности учителя. Современные учебные пособия представляют собой целые комплексы из 4–5 компонентов.
УМК призваны помочь учителю реализовать цели и задачи обучения иностранному языку в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и школьной программы с учетом объективных условий обучения данному предмету в школе.
Ошибочным было бы считать, что достаточно в профессиональной подготовке того, что студенты познакомятся с УМК на двух видах педагогической практики (практике пробных уроков и преддипломной практике) непосредственно в школе. Как преподаватель методики, понимаю и осознаю, что именно в мои обязанности входит научить студента правильно ориентироваться в УМК, чтобы в процессе активной практики на 4 и 5 курсах он был готов к рациональному использованию всех компонентов УМК в педагогическом процессе. Одна из причин возникающих трудностей по быстрому освоению УМК в том, что сами студенты не изучали иностранный язык в начальных классах и действующие УМК им абсолютно незнакомы.
Освоение учебно-методических комплексов студентами – далеко непростая задача, её решение требует большой целенаправленной и системной работы. Основными направлениями в этой работе выделяю следующие:
  • изучение студентами школьных УМК в процессе непосредственной методической подготовки на лекционно-практических и практических занятиях;
  • подбор материала в “Методическую копилку по английскому языку” на протяжении всех курсов обучения;
  • научно-исследовательская работа студентов по методике обучения иностранному языку в начальных классах;
  • планомерное развитие у студентов профессиональных речевых умений, необходимых будущему учителю для проведения уроков иностранного языка;
  • тесная совместная работа преподавателя, ведущего методику, с учителями иностранного языка базовых школ.
Остановимся подробнее на каждом из этих направлений.
Освоение студентами действующих УМК происходит на протяжении трёх лет обучения на лекционно-практических и практических занятиях по методике.
Выбор учебников в настоящее время огромен, а их разнообразие может привести в состояние растерянности не только начинающего, но и достаточно опытного преподавателя иностранного языка, и особенно английского. Чтобы такого не произошло, вначале обзорно знакомлю студентов со всем многообразием учебников по английскому языку для начальной школы. Материалы для такого обзора собираются в тематическую папку в кабинете иностранного языка.
На мой взгляд, большой вред будущему учителю и школе в целом наносят те преподаватели, ведущие занятия по методике, которые при ознакомлении студентов с действующими УМК резко критикуют УМК и все неуспехи в преподавании иностранных языков пытаются объяснить их “некачественностью”.
Для того, чтобы студенты чётко представляли, чем отличаются грифы “допущено” и “рекомендовано”, рассматриваем вопрос о том, как учебник попадает в школу. Авторы (преподаватели вузов, учёные, учителя с большим стажем) направляют рукопись учебника в издательство, затем готовый макет учебника отправляют на экспертизу в федеральный экспертный совет, в составе которого также преподаватели вузов, учёные, учителя с большим стажем. Если учебник получает положительное заключение экспертов, то его дальнейший путь в министерство образования и науки, именно там учебнику присваивается гриф или отказывается в его присвоении. С грифом “допущено” учебник поступает в школу. А если учебник в течение трёх лет зарекомендовал себя в школах, то ему могут присвоить более престижный гриф “рекомендовано”.
Схема “Как учебник попадает в школу” имеется у каждого моего студента, к тому же они знают, что гриф учебнику присваивается на 5 лет.
В начале каждого учебного года студенты пополняют свою методическую копилку по английскому языку перечнем УМК по английскому языку для начальной школы, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации на текущий учебный год. В числе УМК, рекомендованных к использованию в 2006–2007 учебном году, названы учебники Богородицкой В.Н. и Хрусталёвой Л.В. “Английский язык” для 2, 3, 4-х классов, Тер-Минасовой С.Г. и др. “Английский язык” для 2 класса, Никитенко З.Н. и др. “Английский язык” для 3 и 4-го класса, Верещагиной И.Н. и др. “Английский язык” для 2, 3, 4-х классов, Биболетовой М.З. и др. “Enjoy English-1”, “Enjoy English-2”.
Выбор учебника учителем зависит не только от объективных причин, таких, как качество, соответствие целям обучения и т.д., но и от ряда субъективных. Очень важно, чтобы учебник соответствовал характеру и склонностям учителя и учеников. Одни, например, обожают игровые формы работы, другим нравятся более академические приемы и методы. В сегодняшних условиях каждый может выбрать учебник по вкусу.
Учителя английского языка г.Татарска и Татарского района остановили свой выбор на УМК М.З. Биболетовой и др. “Enjoy English-1”, “Enjoy English-2” и на протяжении нескольких лет успешно работают по ним. Учебники этих авторов в новой редакции вошли в Федеральный перечень учебников на 2007–2008 учебный год и имеют гриф “Рекомендовано”.
Именно по УМК этих авторов и ведется тщательная подготовка студентов.
Татарского педагогического училища к обучению английскому языку в начальных классах. Для того, чтобы было возможно эффективно организовать работу с УМК, в книжном фонде кабинета иностранного языка имеются УМК этих авторов по одному экземпляру на каждого студента.
На первом лекционном занятии дается краткая общая характеристика нескольких УМК, перечисляются методические принципы построения каждого УМК, особенности организации обучения и структуры уроков. В качестве примера приведу характеристику УМК авторов М.З. Биболетовой и др.
Серия учебников английского языка для начальной школы “Enjoy English” авторов М.З. Биболетовой и других представляет собой курс английского языка для начального этапа общеобразовательной школы и с успехом используется в школах 2 модели.
Многие положения данного курса пересекаются с концепцией учебников И.Н.Верещагиной, что позволяет использовать его частично и в школах 3 модели.
Курс отличается системностью, преемственностью и фундаментальностью. Он состоит из книги для учителя, рабочей тетради, аудиокассет и сборника песен “Game Songs” с аудиокассетой (для первого года обучения).
Все компоненты неразрывно связаны между собой. Учебный материал в книге для учащегося (первый год обучения) распределен по циклам, но объединен единой сюжетной линией. В дальнейшем используется тематическая организация материала в серии уроков. В целом организация курса способствует плавному переходу от одной изучаемой темы к другой, выстраивает пройденный материал в логической последовательности.
Учебные материалы отличаются прекрасной полиграфией, в них много ярких красочных рисунков, схем, что является хорошей наглядной опорой для развития речи и создания необходимых речевых ситуаций.
В данной серии УМК предусмотрено качественное обучение всем видам речевой деятельности.
Обучение аудированию основано не только на восприятии на слух речи учителя и одноклассников, но и на понимание фабульных текстов. Большое значение в данном контексте играет использование Action-songs и Game-songs.Эти игры помогают формировать различные языковые, речевые, социокультурные навыки, а также способствуют физическому, эмоциональному и творческому развитию ребенка. В целом надо отметить, что в данном курсе сказочные сюжеты естественно переплетаются с совершенно реальными, что хорошо учитывает особенности данного возраста детей.
Обучение говорению направлено на формирование навыков монологического и диалогического общения с учетом разнообразия форм, таких, как описание, сообщение, рассказ, расспрос, интервью и т.д.
Обучение чтению начинается с формирования техники чтения и затем последовательно развивает различные технологии чтения, связанные с извлечением информации в различных объемах, в зависимости от поставленных речевых задач. Тексты для домашнего чтения позволяют ученикам овладевать приемами самостоятельной работы с текстом, включая умение пользоваться словарем.
Обучение письму ведется поэтапно от формирования графических, орфографических навыков к обучению различным формам записи и собственно письму. Учащиеся ориентированы на решение таких коммуникативных задач, как заполнение анкеты, подготовка и проведение интервью с последующим написанием заметки в газету и т.д.
В курсе уделяется большое внимание произносительной, лексической и грамматической сторонам речи. Использование рабочих тетрадей помогает сделать курс более эффективным в данном отношении. [3, c.52]
После вводной обзорной лекции проводятся лекционно-практические занятия, лекционная часть которых чаще всего бывает короче, чем практическая. Совершенно очевидно, что задачами лекционно-практических занятий по методике должны быть овладение современной методической теорией (которое должно происходить не в процессе традиционного “обговаривания”, а в процессе активной практической деятельности студентов) и формирование чётко отобранных профессионально значимых умений (которые необходимо и возможно сформировать в условиях практических занятий в педагогическом училище).
Практическая часть занятия отводится для выполнения студентами под руководством преподавателя заданий практического характера на материале УМК, по которым работают учителя английского языка базовых школ. Студентами тщательно изучаются рекомендации из книги для учителя по обучению различным видам речевой деятельности, разрабатываются и проводятся фрагменты уроков по обучению аудированию, чтению, говорению, письму.
При подготовке к семинарско-практическим занятиям студентам предлагаются такие вопросы для обсуждения:
1. Принципы построения учебников по английскому языку “Enjoy English-1” (для первого года обучения), “Enjoy English-2” (для второго и третьего года обучения).
2. Структура и содержание учебников по английскому языку “Enjoy English-1” (для первого года обучения), “Enjoy English-2” (для второго и третьего года обучения).
Среди заданий для самостоятельной работы есть и такие:
1. Вспомните дидактические и методические принципы обучения иностранным языкам и определите:
  • в чём специфика реализации дидактических принципов в учебнике английского языка и других средствах обучения;
  • как реализуются основные методические принципы (коммуникативности, функциональности, ситуативности и др.) в учебнике английского языка и других средствах обучения.
2. Проанализируйте учебник для первого года обучения: структура, объем и характер языкового материала, упражнения и т. д. [1, c.23]
В работе с УМК имеют место и учебно-исследовательские задания:
  1. Выберите один из учебников для начальной ступени обучения и продумайте, как бы вы познакомил...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.04.05 | Просмотров: 2029

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340