Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа спецкурса Комплексные числа - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Программа спецкурса Комплексные числа


Автор(ы): Иванова Тамара Доржиевна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Объяснительная записка

Наряду с решением основной образовательной задачи обучения математики в школе, цель любого спецкурса - это углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, знакомство их с новыми идеями и методами, развитие их математических способностей, привитие учащимся интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, привитие исследовательских навыков, воспитание и развитие их инициативы и творчества.
Данный курс преследует цель углубления и расширения развития понятия числа, обобщения понятия числа – знакомство с комплексными числами, что является естественным завершением изучаемых в школе числовых систем, с приложениями теории комплексных чисел (программа ориентирована на повышение уровня математического развития учащихся), познакомить учащихся с некоторыми историческими сведениями.
В результате изучения курса учащиеся должны хорошо представлять развитие понятия числа, связь между действительными и комплексными числами. Уметь выполнять арифметические действия с комплексными числами в алгебраической и тригонометрической формах, геометрически изображать комплексные числа, уметь применять комплексные числа при нахождении корней многочленов, доказательстве тригонометрических формул и др. приложения комплексных чисел.

Содержание курса

История развитие числа: натуральные, целые, рациональные, действительные, комплексные (потребность в комплексных числах). Определение комплексного числа. Комплексные числа в алгебраической форме. Условие равенства двух комплексных чисел. Действия над комплексными числами в алгебраической форме.
Сопряжённые комплексные числа и их свойства. Возведение комплексного числа в целую степень. Корень из комплексного числа в алгебраической форме.
Полярная система координат. Комплексная плоскость. Тригонометрическая форма комплексного числа. Модуль и аргумент комплексного числа. Изображение множеств точек, задаваемых на комплексной плоскости уравнениями и неравенствами. Умножение, деление и возведение в степень комплексных чисел в тригонометрической форме. Извлечение корня из комплексных чисел. Формула Муавра.
Применение комплексных чисел. Вывод тригонометрических формул с помощью комплексных чисел.
(Дополнительно, при наличии времени, в зависимости от подготовленности учащихся: Распространения второго замечательного предела на комплексную плоскость. Формула Эйлера (элементарный, но строгий вывод формулы Эйлера) и экспоненциальная форма комплексного числа. Применение комплексных чисел в физике и технике, например – метод комплексных амплитуд в теории колебаний – межпредметная связь).
Комплексные корни многочлена (многочлены в поле комплексных чисел): основная теорема алгебры многочленов и её следствия. Теорема о комплексном корне многочлена с действительными коэффициентами. Разложение многочлена на множители. Обобщённая теорема Виета. Показательная форма комплексного числа.
Замечание:
1. "Комплексные числа" – традиционная тема физико-математических классов при 9-ти часовой недельной нагрузке. При переходе на профильное обучение, где предусматривается на изучение математики 6 часов появляется необходимость вынести данную тему на занятия элективного курса.
2. В программу введены дополнительные вопросы по практическому приложению комплексных чисел.
Полное усвоение программы курса предполагает ведение курса на высоком методическом уровне, с небольшой группой (не более 15) учащихся, желающих изучать данный курс на добровольных началах, (для учащихся физико-математических классов - обязательный курс).
По окончанию курса учащиеся сдают зачёт (с оценкой) по вопросам, охватывающим основной теоретический материал, решают основные типовые примеры и задачи по курсу, пишут контрольную работу, включающей и задачи повышенного уровня и задачи прикладного характера. Возможна защита реферата по теоретическим и приложениям комплексных чисел в математике, физике, технике.
Основные формы ведения курса – лекционный метод, практические семинары, собеседование, консультации, рефераты учащихся по теоретическим вопросам, приложениям комплексных чисел, по решению задач, самостоятельная работа учащихся с учебной и научно-популярной литературой, возможны исследовательские работы учащихся.
Лекция охватывает весь теоретический и практический материал темы, в ней определяются крупные блоки изложения материала. Количество часов, отводимое на лекцию, определяется объёмом изучаемого материала и уровнем восприятия данного класса. Рассматриваются примеры решения задач по теме. Учащиеся получают информацию о вопросах зачёта, об объёме контрольной работы.
На практических занятиях учащиеся должны закрепить и углубить знание теоретического материала, усвоить алгоритмы решений основных типовых примеров и задач, подготовиться к зачёту и контрольной работе.
Зачёт позволяет предварительно оценить знания учащихся, по результатам которой проводится коррекционная форма работы - консультации, дополнительные практические занятия. Виды зачётов: письменный, устный, тестовый. Зачёт может быть проведён во время практических занятий.
Контрольная работа подводит окончательный итог знаний.
Тематическое планирование лекционных и практических занятий (24 ч.)

Содержание
Количествочасов
лекции
практика
Зачёт,к/работы
1
Историяразвития числа, определение комплексного числа

2






№1
2





№2
2
2
Алгебраическаяформа комплексного числа. Равенство комплексных чисел. Действия надкомплексными числами в алгебраической форме.
2
3
Сопряжённыекомплексные числа и их свойства. Возведение комплексного числа в целуюстепень. Корень из комплексного числа в алгебраической форме.
2
4
Знакомство сполярной системой координат. Геометрическая интерпретация комплексных чисел.Комплексная плоскость. Модуль и аргумент комплексного числа. Примерыизображения множеств точек, задаваемых на комплексной плоскости уравнениями инеравенствами, содержащими комплексные числа.
1


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2059

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340