Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Магия слова ( Употребление слов в переносном значении) - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Магия слова ( Употребление слов в переносном значении)


Автор(ы): Перова Галина Борисовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид: урок – путешествие.
Цели урока.
Образовательная: учащиеся должны знать способы объяснения прямого и переносного значения слова; знать признаки фразеологизмов; понимать, что переносное значение слова служит основой художественных тропов (метафоры, олицетворения, эпитета).
Развивающая: учащиеся должны различать средства художественной изобразительности при анализе текста; использовать средства художественной изобразительности в своей речи.
Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к родному слову, к выразительным возможностям русского языка.
Дидактические средства обучения:
- раздаточный материал для каждого учащегося (тексты, творческие задания)
/Приложение №1/;
- Словарь терминов (буклет) /Приложение №2/
- компьютер и проектор для презентации (“Волшебница зима”);
- репродукция картины И.Э Грабаря “Февральская лазурь”.
- Г.Свиридов. Лирическая миниатюра к повести Пушкина “Метель”.
Эпиграф к уроку.
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно
тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
К.Г.Паустовский
Ход урока
I.
Вступительное слово учителя.
На предыдущих уроках мы говорили о прямом и переносном значении слов, о том, что благодаря переносному значению слов наша речь становится образной, выразительной.
Тема нашего сегодняшнего урока “Магия слова”. Мы будем раскрывать секреты художественной речи в произведениях писателей и поэтов; учиться видеть красоту русского языка; наблюдать, с помощью каких изобразительных средств поэты и писатели создают художественные образы. Сами попробуем стать художниками слова.
Чтение эпиграфа к уроку. ( Как понимаете эпиграф? Как понимаете тему урока?)
В конце урока мы попробуем ответить на вопрос: как простые слова становятся магическими?
II. Проверка домашнего задания.
1. Связный рассказ на тему “Использование в речи слов в переносном значении”.
(Работа со словарём. Приложение №1)
2. Оформление словарей – иллюстраций с прямым и переносным значением слов.
(Зачитать составленные предложения с этими словами и фразеологизмами.)
III. Основная часть.
Слово учителя. Вы все, конечно, любите путешествовать. Вот и я вас приглашаю в необычное путешествие – по сказочным владениям волшебницы зимы. Сопровождать нас будут зимние месяцы: ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ. Посланцы месяцев привезли нам пакеты с заданиями. Им слово. (Презентация, слайд 1)
(Учащиеся класса заранее разделены на 3 группы. Этимологические странички готовили дома.)
ДЕКАБРЬНазвание месяца “декабрь” образовалось от лат. “децем”, что значит “десять”. Декабрь у римлян был десятым месяцем. Название это сохранилось, хотя месяц стал двенадцатым. А на Руси в древние времена декабрь называли “студень”.
Задание № 1. Как вы думаете, почему на Руси декабрь называли “студень”?
Каким способом раскроем значение этого слова?
Задание № 2. Какие пословицы, поговорки, загадки о декабре (зиме) подготовили?
- Запишем пословицу и объясним её значение.
Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.
(Проверяем орфографию и пунктуацию)
- Подчеркните слова, помогающие образно представить месяц декабрь. В
прямом или переносном значении они употреблены? Как называется
этот приём? (Олицетворение)
Вывод: с какой целью используется олицетворение в пословицах?
ЯНВАРЬОткрываем календарь –
Начинается январь…
Встречаем нового гостя. Слово посланцу Января.
Древние римляне январь назвали в честь бога Солнца – Янус. Они изображали его как человека с двумя лицами. Одно лицо старое и обращено в прошлое, а другое – молодое, смотрит в будущее. А на Руси в старину январь называли “сечень”.
Задание № 1. Как вы думаете, почему на Руси январь называли “сечень”? Каким
способом раскроем значение слова?
Задание № 2. Запишем предложение. Подчеркнём в нём слова, употреблённые в
переносном значении. Как называется это устойчивое сочетание слов?
Объясните его значение.
В январе от мороза и студёного ветра дух захватывает.
Вывод: зачем используются фразеологизмы в нашей речи?
ФЕВРАЛЬВстречаем посланца последнего зимнего месяца – Февраля.
Название месяца “февраль” латинское по своему происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца римляне устраивали большой праздник в честь бога Фебруса. Отсюда и название месяца – февраль. В Древней Руси февраль называли “лютый”.
Задание № 1. Почему на Руси февраль называли “лютый”?
Задание № 2. Работа с текстом “Круговерть”. (Распечатан для каждого ученика.)
Приложение № 2.
- О чём этот текст? К какому стилю речи мы его отнесём?
- Попробуйте нарисовать словами то, что вы увидели, почувствовали.
- Подчеркните в этом тексте сочетания слов, в которых о неживом предмете говорится как о живом? Почему так много глаголов? Какое художественное средство использует автор?
- Найдите фразеологизм. О чём он нам рассказал? Подберите к нему синонимичные.
- Попробуйте озаглавить. Найдём ключевое слово в тексте, особенно ярко характеризующее метель. (Круговерть.) Объясним значение.
Вывод: 1.Что же необычного и удивительного увидел в зимнем пейзаже автор?
2. С помощью каких изобразительных средств он нам это показал?
IV. Игра “Чей алмаз ярче?” (Продолжение работы по тексту Н.Сладкова.)
Пока мы кружились в вихре метели, озорной февраль похитил из произведения писателя очень важные слова. И текст рассыпал...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.04.14 | Просмотров: 2278

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340