Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Магия слова ( Употребление слов в переносном значении)
Автор(ы): Перова Галина Борисовна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Вид: урок – путешествие. Цели урока. Образовательная: учащиеся должны знать способы объяснения прямого и переносного значения слова; знать признаки фразеологизмов; понимать, что переносное значение слова служит основой художественных тропов (метафоры, олицетворения, эпитета). Развивающая: учащиеся должны различать средства художественной изобразительности при анализе текста; использовать средства художественной изобразительности в своей речи. Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к родному слову, к выразительным возможностям русского языка. Дидактические средства обучения: - раздаточный материал для каждого учащегося (тексты, творческие задания) /Приложение №1/; - Словарь терминов (буклет) /Приложение №2/ - компьютер и проектор для презентации (“Волшебница зима”); - репродукция картины И.Э Грабаря “Февральская лазурь”. - Г.Свиридов. Лирическая миниатюра к повести Пушкина “Метель”. Эпиграф к уроку. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. К.Г.Паустовский Ход урока I. Вступительное слово учителя. На предыдущих уроках мы говорили о прямом и переносном значении слов, о том, что благодаря переносному значению слов наша речь становится образной, выразительной. Тема нашего сегодняшнего урока “Магия слова”. Мы будем раскрывать секреты художественной речи в произведениях писателей и поэтов; учиться видеть красоту русского языка; наблюдать, с помощью каких изобразительных средств поэты и писатели создают художественные образы. Сами попробуем стать художниками слова. Чтение эпиграфа к уроку. ( Как понимаете эпиграф? Как понимаете тему урока?) В конце урока мы попробуем ответить на вопрос: как простые слова становятся магическими? II. Проверка домашнего задания. 1. Связный рассказ на тему “Использование в речи слов в переносном значении”. (Работа со словарём. Приложение №1) 2. Оформление словарей – иллюстраций с прямым и переносным значением слов. (Зачитать составленные предложения с этими словами и фразеологизмами.) III. Основная часть. Слово учителя. Вы все, конечно, любите путешествовать. Вот и я вас приглашаю в необычное путешествие – по сказочным владениям волшебницы зимы. Сопровождать нас будут зимние месяцы: ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ. Посланцы месяцев привезли нам пакеты с заданиями. Им слово. (Презентация, слайд 1) (Учащиеся класса заранее разделены на 3 группы. Этимологические странички готовили дома.) ДЕКАБРЬНазвание месяца “декабрь” образовалось от лат. “децем”, что значит “десять”. Декабрь у римлян был десятым месяцем. Название это сохранилось, хотя месяц стал двенадцатым. А на Руси в древние времена декабрь называли “студень”. Задание № 1. Как вы думаете, почему на Руси декабрь называли “студень”? Каким способом раскроем значение этого слова? Задание № 2. Какие пословицы, поговорки, загадки о декабре (зиме) подготовили? - Запишем пословицу и объясним её значение. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. (Проверяем орфографию и пунктуацию) - Подчеркните слова, помогающие образно представить месяц декабрь. В прямом или переносном значении они употреблены? Как называется этот приём? (Олицетворение) Вывод: с какой целью используется олицетворение в пословицах? | ЯНВАРЬОткрываем календарь – Начинается январь… Встречаем нового гостя. Слово посланцу Января. Древние римляне январь назвали в честь бога Солнца – Янус. Они изображали его как человека с двумя лицами. Одно лицо старое и обращено в прошлое, а другое – молодое, смотрит в будущее. А на Руси в старину январь называли “сечень”. Задание № 1. Как вы думаете, почему на Руси январь называли “сечень”? Каким способом раскроем значение слова? Задание № 2. Запишем предложение. Подчеркнём в нём слова, употреблённые в переносном значении. Как называется это устойчивое сочетание слов? Объясните его значение. В январе от мороза и студёного ветра дух захватывает. Вывод: зачем используются фразеологизмы в нашей речи? | ФЕВРАЛЬВстречаем посланца последнего зимнего месяца – Февраля. Название месяца “февраль” латинское по своему происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца римляне устраивали большой праздник в честь бога Фебруса. Отсюда и название месяца – февраль. В Древней Руси февраль называли “лютый”. Задание № 1. Почему на Руси февраль называли “лютый”? Задание № 2. Работа с текстом “Круговерть”. (Распечатан для каждого ученика.) Приложение № 2. - О чём этот текст? К какому стилю речи мы его отнесём? - Попробуйте нарисовать словами то, что вы увидели, почувствовали. - Подчеркните в этом тексте сочетания слов, в которых о неживом предмете говорится как о живом? Почему так много глаголов? Какое художественное средство использует автор? - Найдите фразеологизм. О чём он нам рассказал? Подберите к нему синонимичные. - Попробуйте озаглавить. Найдём ключевое слово в тексте, особенно ярко характеризующее метель. (Круговерть.) Объясним значение. Вывод: 1.Что же необычного и удивительного увидел в зимнем пейзаже автор? 2. С помощью каких изобразительных средств он нам это показал? | IV. Игра “Чей алмаз ярче?” (Продолжение работы по тексту Н.Сладкова.) Пока мы кружились в вихре метели, озорной февраль похитил из произведения писателя очень важные слова. И текст рассыпал...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.04.14 | Просмотров: 2278
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|