Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Дифференциация содержания обучения в учреждениях дополнительного образования - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Дифференциация содержания обучения в учреждениях дополнительного образования


Автор(ы): Астахова Татьяна Андреевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Модернизация российского образования открыла новые перспективы перед учреждениями дополнительного образования, прежде всего – использование их широких возможностей для реализации предпрофильного и профильного обучения детей, для подготовки ребят к предпринимательской деятельности, исследовательской работе, правового просвещения и т.д.
В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения:
  • уровневую,
  • профильную.
Стремительный рост объема информации в современном мире, постоянное расширение сферы человеческой деятельности делают невозможным усвоение ее в полном объеме каждым человеком. Это приводит к необходимости его специализации в определенной сфере и поэтому – к специализации его подготовки теперь уже и на уровне дополнительного образования. Профильная дифференциация образования обращена на реализацию этой задачи.
В современной педагогике цель профильной дифференциации содержания обучения определяется “в направленной специализации области устойчивых интересов, склонностей и способностей обучаемых с целью максимального их развития в избранном направлении”.
С профильной дифференциацией содержания образования связывают возможности максимального раскрытия индивидуальности, творческих способностей и склонностей личности ребенка, более эффективной и целенаправленной подготовки их к продолжению образования в избранной области, предполагаемой профессиональной деятельности.
Профильная дифференциация предусматривает осознанный, добровольный выбор детьми познавательных потребностей, способностей. Она тесно связана с осуществлением индивидуального подхода по отношению к отдельным группам детей.
Важнейшим фактором развития способностей детей является формирование устойчивых специальных интересов. Это интересы к определенной сфере человеческой деятельности, которые затем перерастают в устремления профессионально заниматься этим видом деятельности.
Содержание дополнительного образования детей всегда отражало основные направления и профили развития науки, культуры и производства.
В нынешних условиях с особой остротой встаёт проблема подготовки подрастающего поколения к будущей самостоятельной трудовой жизни.
Каждый ребёнок – личность со своим внутренним миром, который поначалу, быть может, бессознательно, он будет выражать в своих работах. Главная задача педагога – помочь ему в этом и направить его по пути духовного и профессионального совершенствования.
Микроклимат учреждения дополнительного образования – это скорее всего среда воспитательная, развивающая. В творческих объединениях складываются отношения сотрудничества и взаимопомощи. Здесь формируется характер ребенка, умение общаться, сотрудничать, развиваются творческие способности, царит атмосфера, где ребенок будет наиболее успешен, может попробовать себя в разных направлениях деятельности.
На занятиях в учреждениях дополнительного образования, как ни на каких других, в силу их специфики, педагог близок к ребёнку. Он стремится любую работу – вышивание, изготовление швейного изделия, вязание или плетение, лоскутное шитьё или работу с соломкой, рисование или лепку – сделать максимально индивидуальной.
Каждый ребёнок должен использовать возможность сделать свою работу индивидуальной, неповторимой. Дети, почувствовавшие вкус к творческой работе, стремятся к самовыражению и самоутверждению, а не просто показывают уровень достигнутого мастерства. Они хотят в работе проявить свою индивидуальность, получить максимальное удовольствие от выполняемой работы.

Условия, обеспечивающие психолого-педагогическую поддержку профильного самоопределения детей:

  • уровневый подход;
  • открытость во взаимодействии педагога и ребенка;
  • ориентация на успех;
  • разрешение вопросов личностного, социального плана без нарушения прав и свобод личности.

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности

Одна из задач дополнительного образования - подготовка детей к профессиональному самоопределению и проектированию жизненной карьеры. Начинается этот процесс в семье, детских дошкольных учреждениях, школах, учреждениях дополнительного образования, продолжается в профессиональных учебных заведениях.
Проектная деятельность детей - действенное средство подготовки их к профессиональному самоопределению.
Алгоритм профессионального самоопределения, известная триада “хочу-могу-надо”, созвучна алгоритму проектной деятельности, согласно которому, обосновывая и изготавливая проект, дети согласовывают свои желания, потребности и возможности. Проектная деятельность расширяет сферу познания обучаемых в плане постижения технологической картины мира, овладения новыми технологиями. А также возможностями их применения, преломления в профессиональной деятельности. Этим моментам педагогу необходимо уделять особое внимание, включать их в процесс обсуждения, защиты проекта детьми в дискуссии на профессиональные темы, в ходе которых непосредственно знакомить с терминологией, содержанием различных сфер профессиональной деятельности. Самовыражение в проектной деятельности, осуществляется через реальные достижения, как практические, так и интеллектуальные, личностные, приближает ребенка к адекватному восприятию себя в различных связях и отношениях.
В широком смысле выполнение детьми творческих проектов можно рассматривать как своеобразные профессиональные пробы, которые способствуют профессиональному просвещению, профессиональному воспитанию.

Младший школьный возраст

Основной целью данного возрастного этапа профессиональной адаптации является формирование у детей интереса к области трудовой и профессиональной деятельности. Достижение этой цели предполагает выполнение следующих задач:
- формирование осознанных представлений о мире труда и профессий;
- развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы;
- развитие рефлексии и обучение навыкам по самопознанию;
- развитие реалистической самооценки;
- формирование у детей качеств творчески думающей, активно действующей личности.
Для реализации данных задач в программы творческих объединений педагогам рекомендуется включать соответствующие темы, задания, игры в соответствии с возрастными особенностями детей и изученным материалом.
На первых занятиях педагог выявляет и актуализирует внимание детей на их способности к сопереживанию, чувствительности к проблемам окружающих. Примет такой процедуры - методика “Незаконченные предложения”, в процессе выполнения которой детям предлагается дописать предложения типа :
“Больше всего я радуюсьогорчаюсь, когда…”,
“Больше всего моих родителейучительницу огорчает…”.
С первых занятий важно начать формирование способностей детей выделять и фиксировать свои действия в сознании, выявлять их желания и предпочтения. Для этого педагог проводит беседу о желаниях и предпочтениях воспитанников, о прошлых и будущих действиях:
“Что вы любите больше всего на свете?”,
“Чем бы вы стали заниматься, если бы вам предложили делать все?”,
“Расскажите о своем любимом занятии: как вы играете, гуляете и пр.”,
“Расскажите, что вы больше всего не любите?”,
“Случалось ли с вами раньше что-нибудь интересное? Расскажите”.
Знания о профессиях, инструментах, материалах закладываются в процессе выполнения заданий типа “Древо мудрости”, “Кто использует в работе…?”, “Из чего сделано…?” и других, разгадывания ребусов и загадок об инструментах, профессиях и материалах.
Выполнение детьми доступных им по уровню сложности проектов создает возможность формирования у детей качеств творчески думающей, активно действующей личности.
На занятиях творческих объединений декоративно-прикладной направленности важно развивать и формировать у детей графические умения, пространственное и образное воображение, умение конструировать и моделировать.
Выполнение детьми младшего школьного возраста доступных им по уровню сложности проектов создает возможность формирования у детей качеств творчески думающей, активно действующей личности. Детям 9-11 лет можно предложить для выполнения индивидуально или группой следующие темы проектов : “Вещь из будущего”, “Необитаемый остров”, “Мой будущий дом”, “Город мастеров – золотые руки”.

Подростки

У подростков важно сформировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность для подростка выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь самореализации, раскрытия своих возможностей.
Возрастной аспект профессиональной адаптации детей данного возраста характеризуется как период поисково-зондирующий, период активных проб, направленных на осознание своих интересов, интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в жизни общества.
Старший подростковый возраст - время активного поиска возможностей удовлетворения своих интересов, пробы своих способностей, реализации своих прав на свободу выбора своей профессиональной деятельности с учетом реальности рынка труда.
Этих детей необходимо последовательно знакомить с профессиями страны, региона, перспективами профессионального роста и мастерства; правилами выбора профессии; сформировать умения адекватно оценивать личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии; оказывать им индивидуальную консультативную помощь в выборе профессии, а в случае необходимости определить стратегию действий по освоению запасного варианта.
На занятиях творческих объединений на основе приобретенных знаний, опыта осуществляется профориентационная деятельность, предусматривающая следующие аспекты:
  • Углубленное изучение разделов, к которым у детей проявляется устойчивый интерес и имеются способности.
  • Сосредоточение внимания на формировании профессионально важных качеств в избираемом виде деятельности.
  • Планирование пути для самоподготовки к будущей профессиональной деятельности, способов самодиагностики, оценки результатов, достижений.
  • Формирование основы для социально-профессиональной адаптации воспитанников: ценностные ориентации, мотивы выбора профессии, профессиональная направленность.
  • Формирование профессиональных интересов.
Так, например, на занятиях декоративно-прикладного творчества педагог останавливается на характеристике таких профессий, как художник, дизайнер, модельер и т.п. При этом важно обсудить с воспитанниками психологические понятия: наблюдательность, внимание, воображение и т.п.; рассказать о значении наблюдательности как профессионально важного ка...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1340

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340