Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Мастерская творческого письма Дождь. Урок развития речи, 5-й класс - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Мастерская творческого письма Дождь. Урок развития речи, 5-й класс


Автор(ы): Бурукина Алевтина Станиславовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: научить постигать тайны слова, самостоятельно добывать знания, повторить и закрепить понятие стилей речи. Развивать речь и мышление, познавательные и творческие способности учащихся, создать условия для развития коммуникативных способностей учеников (через групповую форму работы) Воспитывать любовь к живой природе (через литературный материал урока)
Оборудование: словари, листы с распечатанными текстами, диск с записью шума дождя, CD проигрыватель, листы с напечатанными словами, опускаемыми в копилку.
Ход урока.
  1. Организация класса (класс делится на группы для дальнейшей работы).
  2. Слово учителя.
- Ребята, сегодня у нас мастерская творческого письма, этот вид занятия нам уже знаком. Вы распределились по группам, в которых привыкли работать. На данном занятии мы будем продолжать учиться постигать тайны слова и самостоятельно добывать знания, развивая наши творческие способности, а также повторим стили речи. Мы продолжим наполнять нашу копилку. Чем мы на уроке наполняем копилку?
Ученики:
- Словами, мыслями.
Учитель:
- Итак, у каждого своя копилка, моя копилка – это доска, которую мы начнем наполнять. А итогом нашей работы будет создание художественного текста. Давайте опустим в копилку первое слово, которое будет темой нашей мастерской. А что бы найти его, закройте глаза и послушайте запись.
Звучит запись дождя.
- Опустите найденное слово в копилку. Какое оно?
На доске появляется слово «Дождь».
- Тема нашей мастерской «Дождь». Какие еще слова всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слово «дождь»? Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, звучанию. Запишите их в столбик в своей копилке. Прочитайте. Учащиеся зачитывают слова, а учитель записывает на доске. (Например: ливень, настроение, тучи, молния, гром, капли, лужи, воздух, грязь, птицы, печаль).
- Распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получить словосочетания. Обменяйтесь мнениями в группах, выберете лучшие, прочитайте полученные словосочетания. Не забывайте дополнять свои копилки словосочетаниями, которых у вас нет. На доске запись пополняется. (Например: сильный, небесный, грустное, темные, синие, сверкающая, страшный, большие, громадные, серое, глубокие, свежий, мокрая, на душе).
- Теперь попробуйте написать определение слова «дождь». Каждая группа создает свое определение. Прочитайте.
На доске новая запись:
Дождь – это плач неба.
Дождь – это природное явление.
Дождь – это капельки, чистые, прозрачные.
- Это ваши впечатления и ассоциации, основанные на личное опыте. А теперь давайте обратимся к словарям и текстам писателей. И с их помощью наполним наши копилки. Вы сейчас пытались дать определение слова дождь. А теперь первая группа выпишет, какое определение дано этому слову в «Толковом словаре» Ожегова.
Вторая группа . У вас текст Ю.Куранова. Выпишите из него, какие бывают дожди. И слова, которые подбирает Куранов, для характеристики этого явления.
Ночью дождь приходит неслышно. Он одевает стены, крыши, огороды дремотным влажным шелестом. Сквозь раскрытые окна доносится мокрый запах смородины. Утренний дождь всегда бывает неожиданным. Его никто не ждет, даже если долго стояла жара. Он приходит с грозой откуда-то из-за леса. Его несет удивительно черная туча. Жесткие редкие молнии бьют сокрушительно, и долго после каждой из них ходит по оврагам гул. Вечерами дожди идут низко, ровными длинными косами. Теперь только к полночи пробьются в небе звезды, и прохладно засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи. Но всех реже и всех необыкновенней так называемый слепой дождь. Он случается перед концом дня, когда небольшая туча над головой, а солнце уже спешит к горизонту. Капли и струи налиты светом и счастливым сиянием. Словно и самому дождю радостно, что он пришел без мглы, такой веселый.
(Ю.Куранов)
Третье группа – из словаря синонимов выпишет синонимы к слову дождь. Четвертая группа – у вас текст Н.Гарина-Михайловского. Выпишите, как автор характеризует дожд...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.04.24 | Просмотров: 2962

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340