Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Медиа-урок по русскому языку в 8-м классе по теме: Изложение с элементами сочинения по тексту В. Пескова Чувство Родины
Автор(ы): Золотарёва Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЦЕЛИ УРОКА: - подготовить учащихся к написанию изложения с элементами сочинения;
- продолжить работу над особенностями публицистического стиля;
- воспитывать у учащихся морально-ценностные чувства, в частности, любовь к Родине.
ЗАДАЧИ УРОКА: - развивать умение работать над изложением с элементами сочинения;
- повторить лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля;
- закрепить умение анализировать текст;
- совершенствовать навыки правописания.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, медиа-проектор. ХОД УРОКА: I. Вступительное слово учителя. Звучит мелодия Баснера «С чего начинается Родина». (Слайд 1. Приложение). С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь об этом, я слышу птичий щебет и чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро – как начало жизни. Оно сулит погожий день, и ко мне возвращается ощущение полноты жизни. Мое понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет, обнадеживает. На нее можно опереться – она надежна. Моя родина – щедра! Итак, как вы уже поняли, наш урок посвящен теме Родины. Сегодня мы готовимся к написанию изложения с элементами сочинения по тексту В. Пескова «Чувство Родины». Откройте тетради и запишите тему урока. (Слайд 2. Приложение). II. Беседа. – Что для вас понятие Родина? Спасибо! Вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно. Заглянем в словарь Ожегова. Родина, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-н., возникновения чего-н..: Москва – его родина. Индия – родина шахмат. (Слайд 3. Приложение). – Назовите те слова, которые возникают у вас в памяти в связи со словом Родина. – Родина? Что может быть дороже? Подберите однокоренные слова к слову Родина. Родинка, родители, родник, родня, родственники, народ, род. (Слайд 4. Приложение). – Давайте попытаемся проникнуть в тайну названий. Задания: 1. Запишите данные слова и произведите их морфемный разбор. 2. Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? (Это что-то родное, близкое, свое по рождению, по духу.) Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины. Проведем небольшую экскурсию по местам, близким нашему сердцу. (Слайды 5–19. Приложение). И все это Родина! Эта тема находит отражение и в лирике. Русская поэзия, созерцая, любуясь, чувствуя, размышляя, осваивает близкие сердцу уголки. Благодаря поэзии, прозе, родина становится очарованием не только для глаз, но и для сердца. Послушайте стихотворение К. Симонова «Родина». III. Чтение стихотворения. Касаясь трех великих океанов, Она лежит, раскинув города. Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда. Но в час, когда последняя граната Уже занесена в твоей руке, И в краткий миг припомнить разом надо Все, что у нас осталось вдалеке, Ты вспомнишь не страну большую, Какую ты объездил и узнал, Ты вспомнишь родину – такую, Какой ее ты в детстве увидал. Клочок земли, припавший к трем березам, Далекую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком. Вот где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли. Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть… Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать. – О какой Родине говорит поэт? Конечно, о малой Родине, о месте, где родился и вырос, о стране своего детства. Мы много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь. IV. Чтение текста учителем. Итак, обратимся к тексту. (Поурочное планирование: К учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5–9 кл. / А.Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 384 с. – (Библиотека учителя. Русский язык), стр. 268.) Давайте попытаемся увидеть изображаемое, пережить с автором все то, что его волнует. (Слайд 20. Приложение). …Чувство Родины (обратите внимание на корни слов: род – родник – Родина) прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей. Родина – это очень много. Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, названия новых машин, которым неистово хлопают во всех городах Земли. По праву человека, изрядно поездившего, должен поделиться своей тревогой. Много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать, но на «клочке земли, припавшем к трем березам», частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. Песчаный берег «украшают» автомобильное колесо или какие–то ящики. Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже и перечислить. И как-то неловко уже после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа. О том, например, что всегда внимание людей останавливало и волновало одиноко стоящее дерево. Вспомним песни «Среди долины ровныя…», «При долине куст калины…», «Во поле березонька стояла…». В основе их человеческое волнение, вызванное родным пейзажем, изюминкой в нем – кустом калины, березой, одиноко стоящим дубом. Восстановите в памяти полотно Шишкина «Среди долины ровныя…» (писалось тоже с натуры!). А теперь мысленно уберите дуб из долины, и вы увидите, как она немедленно поскучнеет, поблекнет. Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. Наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга. V. Работа с текстом. – Сформулируйте основную мысль текста. (Необходимо заботиться об облике нашей земли, начиная со своей малой Родины.) – К какому стилю речи относится этот текст? ( К публицистическому стилю.) – Почему вы считаете, что текст относится к публицистическому стилю? (Задача публицистического стиля – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли; в данном тексте автор призывает нас, читателей, заботиться об облике нашей земли, чтобы наша Родина оставалась прекрасной во всех ее уголках – и в моем доме, и на моей улице, и в моем городе, и в моей стране.) – Как же автору удается достигнуть живости, яркости, которые обязательно присущи публицистическому стилю? (В тексте можно выделить языковые средства, которые воздействуют на читателя – это употребление глаголов в повелительном наклонении, употребление побудительных предложений. Например, вспомните песни…, восстановите в памяти…, обратите внимание… . В тексте есть предложения с однородными членами с многосоюзием: частенько видишь кучу или бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. Также автор использует назывные предложения, например: ...(2-ой абзац ). – Выделите те места, в которых особенно выразительно раскрывается любовь автора к своей родине. – Для публицистического стиля характерна страстность, четкая авторская позиция, выраженная с помощью эмоционально-оценочных прилагательных и наречий. Назовите их. (Облик земли, чувство к Отчизне, должен оставаться прекрасным, неистово хлопают, непременно беречь.) – Укажите способ связи предложений в тексте. (Используется параллельная связь. В первом предложении говорится, что чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Следующие предложения по смыслу и грамматически связаны с первым.) Правильно, для публицистического стиля речи характерен параллельный способ связи, который усиливает впечатление от высказывания, придает речи торжественность. Итак, мы доказали, что стиль текста – публицистический. Публицистический стиль помогает нам почувствовать нравственное содержание текста Пескова, его особую злободневность в настоящее время. – К какому типу речи относится данный текст? (Рассуждение.) – Перескажите текст по абзацам. – Как вы понимаете смысл высказывания: «Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем»? – Что, по-вашему, надо делать, чтобы восстановить и сохранить красоту облика нашей земли. Ребята, этот вопрос и будет вашим творческим заданием. (Слайд 21. Приложение). VI. Повторение орфографии и пунктуации. Ребята, а сейчас давайте повторим орфограммы и пунктограммы, которые чаще всего встречаются в тексте. А поможет нам электронный учебник – тренажер по русскому языку. (Беляев М.И. (методика, тексты) Медиа Хауз, 2001, Com Media, 2001.) Первая группа работает с заданием с помощью электронного учебника, а вторая группа – на местах с раздаточным материа...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.04.26 | Просмотров: 4022
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|