Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Система использования ИКТ-технологий на уроках истории - Преподавание информатики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание информатики

Система использования ИКТ-технологий на уроках истории


Автор(ы): Корницкая Лариса Ильинична, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современный урок и подготовку к нему трудно представить, без использования мультимедийных приложений и ИКТ. Двухлетний опыт применения на уроке истории пошаговых презентаций, отражающих план урока, позволил проанализировать успешность работы учащихся на уроке и их мотивацию на усвоение учебного материала.
На уроках истории используются фрагменты электронного издания «Всеобщая история. История Древнего мира», разработанного издательством «Кордис медиа» (www.cordis.ru), объединяющего достоинства электронных энциклопедий, гипертекстовых учебников, программ - репетиторов с новыми учебно–методическими приемами. Данное электронное издание выпущено для пятых – восьмых классов и дает возможность учителю использовать на уроках и во внеурочной работе различные методики и технологии.
При подготовке презентаций к урокам как детьми, так и учителем, используются различные электронные издания и материалы полученные в поисковых системах Интернета (ссылка на источники информации в планах обязательна), а так же традиционные бумажные носители информации и экскурсии в краеведческий музей.
В домашнем задании дается опережающее задание, позволяющее найти информацию для создания ученических презентаций мини проектов и помочь учителю сделать акценты на факты или события, вызвавшие наибольший интерес у учащихся. Все в сумме дает позитивный настрой на уроке и повышенную мотивацию на обучение предмету у учащихся.
Роль учащихся в данном проекте, благодаря опережающим заданиям, состоит в поиске материалов и информации по темам изучаемого предмета (в данном случае, истории), создании презентаций, в виде демонстрационного материала по итогам работы учащихся над мини проектами.
Используя, возможности проведения уроков в классах с компьютерным сопровождением, появилась идея систематизации всех поурочных планов в электронном варианте в виде презентаций с гиперссылками на нужный урок. Как пример предлагается презентация «ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ 5 класс» (приложение 1). По гиперссылке, можно легко и быстро выйти на презентацию необходимого вам плана урока. Наглядность используемого на уроке материала, использование всех видов памяти во время контроля, объяснения и закрепления, полученных ЗУН, позволяет рекомендовать данный опыт к применению.
Апробация данной работы прошла в МОУ»Средняя общеобразовательная школа №7» города Бийска Алтайского края и Краевом государственном специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бийская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат III – IVвида».
Презентация поурочного плана на экране дает возможность учащимся с разной скоростью восприятия, письма и различными видами памяти комфортно чувствовать себя на уроке, не зависеть от скорости восприятия учебного материала другими учениками. Наглядность и дополнительный материал, получать который позволяет электронное издание, а так же другие мультимедиа ресурсы и возможности Интернета, стимулируют у учеников интерес к предмету и позволяют в обычной школе более углубленно изучать предмет.
Поурочные планы 5 класс
СЛАЙД 1
Раздел I.
Жизнь первобытных людей
Урок 4
СЛАЙД 2
Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований.
Цель урока:
  1. Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления.
  2. Продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты.
Учебное оборудование: карта мира, учебник, рабочие тетради, памятка с алгоритмом решения познавательных задач, «Всеобщая история» учебное электронное издание – история Древнего мира (www.cordis.ru), компьютерная сеть, проекционная система.
Информация для учителя
Для развития логического мышления учащихся на уроках истории можно применять решение познавательных задач. Но добиться эффекта можно, только если дети научены решать такие задачи. Поэтому начинать эту работу целесообразно с первых уроков, поэтапно, начиная с простых и переходя к более сложным задачам, соблюдая алгоритм их решения. У каждого ученика должен быть в тетради «Алгоритм решения творческих задач». Первое время, учителю целесообразно представлять учащимся алгоритм во время решения задач на слайде на экране.
СЛАЙД 3
Алгоритм решения творческих задач
  1. Внимательно прочитай условие задачи и вопрос к ней.
  2. Выдели из текста задачи, что дано (географический объект, исторический объект, исторический деятель, дата, исторический факт).
  3. Начни обдумывать эти данные (слово за словом, строку за строкой) и определи, что они делают для ответа на вопрос.
  4. Подумай, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.
  5. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомни, что ты знаешь по теме задачи, и подумай, что из этих знаний может помочь решению.
  6. Обязательно докажи свое решение.
  7. Проверь, является ли твое решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли твой ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи.
Если урок проводится с использованием учебного электронного издания «Всеобщая история» – история Древнего мира (www.cordis.ru), то возможны два варианта:
  1. В кабинете есть сеть и каждый ученик может на компьютере (одев наушники) самостоятельно посмотреть и прослушать материал. Желательно по алгоритму до начала урока установить начало просмотра необходимого фрагмента. Возможно привлекать учащихся в помощь учителю до урока, по алгоритму найти и установить необходимый к уроку материал.
  2. В кабинете нет сети. Есть только компьютер у учителя. В таком случае идет групповая работа во время просмотра необходимого к изучаемой теме фрагмента.
Для данного урока алгоритм следующий:
СЛАЙД 9
АЛГОРИТМ самостоятельной работы с электронным учебником
  • Первобытный мир
  • Тема 1
    Становление и развитие человеческого общества. Происхождение человека. Наука и религия о происхождении человека.
  • Подтема
    Религия и искусство в первобытном мире. Зарождение искусства. Наскальная живопись. Первобытные мифы. Появление религиозных представлений
  • Смотрим и запоминаем
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Родовые общины охотников и собирателей»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 3
КАРТОЧКА №3
Подготовь развернутый ответ на вопрос «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?». Для этого вспомни:
  • Какие природные изменения произошли на земле примерно 100 000 лет назад?
  • Как изменился животный мир?
  • Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?
  • Что называется родовой общиной?
Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося: Примерно 100 тыс. дет назад, на земле произошло сильное похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих новых природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть землянки, освоил пещеры, начал шить одежду. Животный мир изменился тоже. Появились более мелкие животные, охотиться на которых было сложнее. Поэтому человек придумал лук и стрелы. А так же люди стали родовыми общинами, т.е. коллективами родственников, имеющих все общее.
2. Решение творческих задач с классом.
СЛАЙД 4
Задача № 1
В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади — 2, медведя —2, горного козла — 767, леопарда — 1.
Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?
Ответ: Охота.
Можно задание сформулировать и так: «Какие выводы можно сделать на основе этих археологических данных?»
Ответ: Люди занимались охотой, ловили больше горных козлов, меньше ~ лошадей, медведей и леопардов.
СЛАЙД 5
Задача №2
Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие - на стоянки людей каменного века?
Ответ: Первый признак стоянки древнего человека — следы костра, обломки хорошо обработанных каменных орудий (у обезьянолюдей-расколотая галька).
3. Развернутый ответ учащегося по карточке № 3.
III. Переход к изучению новой темы
Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснять явления природы. На помощь приходит религия.
Задача для учащихся: Что такое религия? Почему она появилась?
IV. Изучение новой темы
СЛАЙД 2
План
  1. Причины появления религии.
  2. Появление искусства.
1. Рассказ учителя.
Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животным и его изображением, которое создает художник, существует какая-то сверхъестественная связь. Если и глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдении за племенами в Австралии, сделанные в наши дни (см. с. 20, учебник Вигасина). Люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят и в них самих. Например, почему человек видит сны? Люди поверили в то, что у человека есть душа. Если человек спит — душа его встречается с душами других людей...
2.Работа с дополнительной литературой.
Цитируется небольшой текст.
«...Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями — гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывали головные уборы, нитки бус, височные подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а так же ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное...»
Го...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.05.04 | Просмотров: 1983

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340