Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Программа элективного курса Мои права для 5–6-х классов
Автор(ы): Казанцева Наталия Викторовна, социальный педагог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В современном обществе выдвигаются новые требования не только к обучению и воспитанию подрастающего поколения, но и к уровню образования. Внедряются более цивилизованные методы решения различных споров и проблем через систему законодательных актов. В средствах массовой информации прослеживается попытка популяризации основных прав гражданина РФ: различные телепрограммы (“Час суда”, “Федеральный судья”, “Знак качества”) и статьи в газетах, журналах рассматривают уголовные и гражданские дела на конкретных примерах. Однако практика показывает, что даже взрослые не знают не только свои права, но и не знакомы с нормативно-правовыми документами, регламентирующими гражданско-правовые и семейные отношения. Учащиеся старших классов на уроках обществознания знакомятся с основными правоведческими понятиями. Но в жизни дети гораздо раньше сталкиваются с жестокой реальностью: нарушаются права в области образования и даже семейного воспитания (жестокое обращение с детьми, вовлечение в преступную деятельность и т.д.). Как этому противостоять, что делать, к кому обращаться – чаще всего школьники этого не знают. Анкетирование учащихся 5-6 классов показало, что лишь 56% испытуемых имеют некое представление о своих правах (назывались право на свободу слова, на жизнь, на выбор религии) и обязанностях (учиться, соблюдать правила поведения), 44% школьников не смогли ответить на данные вопросы. На вопрос “Что такое закон и какие законы вы знаете?” 32% опрошенных ответили, что “закон – это общее правило для жителей страны”, 48% учащихся назвали уголовные и семейные законы. Большинство испытуемых (78%) не знают что делать, если нарушаются их права, 22% – предложили обратиться в милицию. Таким образом, представления о нормативной базе по правам детей и механизм защиты своих прав у опрошенных не сформированы. В связи с этим возникает необходимость внедрения правового образования с младшего возраста. Кроме того, актуальность определяется и основными документами: если разработана нормативная база по правам ребенка, то ребенок должен быть ознакомлен с основными положениями этих документов. Цель курса: Формирование правовой культуры у младших школьников, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу. Данный элективный курс реализует обществоведческий аспект образования, обеспечивает формирование активной гражданской позиции у учащихся. В основу курса положены материалы: - Всеобщая Декларация прав человека;
- Декларация прав ребенка;
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (№ 124-ФЗ от 24.07.1998);
- Закон ХМАО-Югры “О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства” (№ 45-ОЗ от 7.07.2004);
- Концепция социально-экономического развития Советского района на период до 2010 года (решение думы Советского района № 333 от 30.11.2005);
- Устав школы.
Особенностью данного курса является обращение педагога к жизненному опыту ребенка, изучение учебного материала в процессе беседы, диалога, игры, при использовании источников художественной литературы, через приобщение их к делам семьи, школы, общества. Это позволяет не только обеспечить базу развития нравственной, правовой культуры школьника и устойчивого интереса к правовым аспектам общественной жизни, но также вызвать интерес ученика к самому себе, своему окружению, семье, обществу. По итогам изучения курса “Мои права” учащиеся должны знать: назначение и содержание Декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка (знать свои права); что все дети имеют равные права и должны уважать и соблюдать права других; что государство и родители ответственны за создание условий для свободного и полноценного развития каждого ребенка; что соблюдение прав невозможно без соблюдения каждым своих обязанностей. Иметь представление о понятиях: Декларация и Конвенция; ООН; ребенок; государство, гражданство; закон; социальная защита, инвалид, милосердие; социально не защищенные слои общества; медицинское обслуживание; дискриминация; раса, расизм; право, свобода, обязанность, ответственность. Уметь: оперировать терминами и формулировками; отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов; оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям Декларации и Конвенции по правам ребенка. Формой контроля знаний и умений учащихся является использование творческих заданий (составление кроссвордов, ребусов, книжек – малышек о правах ребенка, моделей, проектов, написание эссе). Учет возрастных особенностей школьников отражается в содержании занятий: знакомство с основными понятиями строится на адаптированных текстах документов о правах ребенка. Многие понятия, изложенные в официальных документах о правах ребенка имеют сложный и многоаспектный характер. В связи с этим ребенок не в силах освоить такую информацию в полном объеме. Разработанный курс предлагает детям познакомиться с основными правовыми понятиями в близкой и доступной им форме. В период изучения курса “Мои права” учащиеся знакомятся с основными документами, в которых отражены их права, приобретают навыки общения друг с другом, заботы друг о друге и о родителях с точки зрения уважения прав окружающих людей. Каждое занятие способствует формированию у детей миролюбия, чувства свободы, которое является не вседозволенностью, а обязанностью по отношению к себе, к людям. Все занятия по данному курсу моделируются на основе жизненных ситуаций. Это позволяет ставить школьников перед выбором действия, поступка. Они учатся находить верные решения, приходят к выводу о том, что надо знать и уметь, чтобы не нарушать права друг друга. Изложение материала для детей 10-12 лет осуществляется так, что позволяет идти от частных понятий к общим: сначала дети знакомятся с отдельными правами (на жизнь, на свое мнение и т.п.) и только потом формируется общее понятие “право человека”. При изучении данного курса используются следующие формы организации занятий: - Лекция
– кратковременное выступление педагога (учащегося) в виде монолога по конкретной проблеме (теме). - Семинар
– предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем по заданию педагога с последующим оформлением материала в виде тезисов для реферата, доклада. - Спектакль
– представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия. - Фронтальная беседа
– специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме). - Диспут
– специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме). - Защита проектов
– группа или один участник представляют разработанный проект. Защите проекта предшествует придумывание, разработка и оформление проекта. Методы обучения: – метод, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Рассказ – устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Дискуссия – специально организованный обмен мнениями по проблеме для получения информационного продукта в виде решения. Работа с книгой – самостоятельная работа учащегося с печатными источниками: конспектирование (краткое изложение, краткая запись прочитанного), составление формально-логической модели (словесно-схематическое изображение прочитанного). Разработка проекта – целенаправленное практическое действие, отражающее не только теоретическую подготовку участника проекта, но и его индивидуальность (личное мнение, способ выражения мыслей, качество оформления). В связи с тем, что работа над проектом организуется в несколько этапов, участникам предлагаются карты движения “Мой проект” (Приложение №1) для организации эффективной работы. Формы контроля: Тестирование; Составление моделей; Разработка проекта; Эссе. Учебно-тематический план № | Название темы | Количество часов | Форма контроля | Всего | Теория | Практика | Раздел 1. Я – ребенок, я – человек. | 20 | 7 | 13 | | 1.1 | Большая забота о маленьких детях. | 2 | 1 | 1 | Тестирование | 1.2 | Право на жизнь. | 2 | 1 | 1 | Модель “Право в нашей жизни” | 1.3 | Мой дом – моя крепость. | 2 | 1 | 1 | Проект “Моя крепость” | 1.4 | В лес пускают без билета. | 1 | - | 1 | Проект “Право на отдых” | 1.5 | 7хЯ=СЕМЬЯ | 2 | 1 | 1 | Эссе “Счастье в семье – это когда…” | 1.6 | Казнить нельзя, помиловать? | 2 | 1 | 1 | Проект “Что делать, если…” | 1.7 | Кто я такой и что мне нравится? | 2 | - | 2 | Проект “Это я” | 1.8 | Не хочу учиться..? | 2 | 1 | 1 | Проект “Школа будущего” | 1.9 | В мире профессий. | 1 | - | 1 | Проект “Не место красит человека” | 1.10 | В гостях у Айболита. | 2 | 1 | 1 | Проект “Я бы в медики пошел – пусть меня научат” | 1.11 | Труд детей. | 1 | - | 1 | Проект “Народная мудрость” | 1.12 | Обобщающее занятие по разделу “Я – ребенок, я – человек”. | 1 | - | 1 | | Раздел 2. Защита прав. | 7 | - | 7 | | 2.1 | Страна Справедливости. | 1 | - | 1 | | 2.2 | Маленький, да удаленький. | 1 | - | 1 | Модель “Как защитить свое право” | 2.3 | Твое мнение. | 1 | - | 1 | Модель “Общественное мнение” | 2.4 | Правила честного спора. | 1 | - | 1 | Проект “Правила спора” | 2.5 | Чтобы достойно жить. | 2 | - | 2 | Модель “Права человека” | 2.6 | Мои права – моя свобода. | 1 | - | 1 | Эссе | Раздел 3. Мои обязанности. | 4 | 2 | 2 | | 3.1 | Можно ли быть свободным без ответственности? | 1 | - | 1 | Эссе | 3.2 | Устав школы. Обязанности школьника. | 2 | 1 |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.05.07 | Просмотров: 2991
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|