Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса Мои права для 5–6-х классов - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Программа элективного курса Мои права для 5–6-х классов


Автор(ы): Казанцева Наталия Викторовна, социальный педагог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В современном обществе выдвигаются новые требования не только к обучению и воспитанию подрастающего поколения, но и к уровню образования. Внедряются более цивилизованные методы решения различных споров и проблем через систему законодательных актов. В средствах массовой информации прослеживается попытка популяризации основных прав гражданина РФ: различные телепрограммы (“Час суда”, “Федеральный судья”, “Знак качества”) и статьи в газетах, журналах рассматривают уголовные и гражданские дела на конкретных примерах. Однако практика показывает, что даже взрослые не знают не только свои права, но и не знакомы с нормативно-правовыми документами, регламентирующими гражданско-правовые и семейные отношения. Учащиеся старших классов на уроках обществознания знакомятся с основными правоведческими понятиями. Но в жизни дети гораздо раньше сталкиваются с жестокой реальностью: нарушаются права в области образования и даже семейного воспитания (жестокое обращение с детьми, вовлечение в преступную деятельность и т.д.). Как этому противостоять, что делать, к кому обращаться – чаще всего школьники этого не знают.
Анкетирование учащихся 5-6 классов показало, что лишь 56% испытуемых имеют некое представление о своих правах (назывались право на свободу слова, на жизнь, на выбор религии) и обязанностях (учиться, соблюдать правила поведения), 44% школьников не смогли ответить на данные вопросы. На вопрос “Что такое закон и какие законы вы знаете?” 32% опрошенных ответили, что “закон – это общее правило для жителей страны”, 48% учащихся назвали уголовные и семейные законы. Большинство испытуемых (78%) не знают что делать, если нарушаются их права, 22% – предложили обратиться в милицию.
Таким образом, представления о нормативной базе по правам детей и механизм защиты своих прав у опрошенных не сформированы. В связи с этим возникает необходимость внедрения правового образования с младшего возраста. Кроме того, актуальность определяется и основными документами: если разработана нормативная база по правам ребенка, то ребенок должен быть ознакомлен с основными положениями этих документов.
Цель курса: Формирование правовой культуры у младших школьников, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу. Данный элективный курс реализует обществоведческий аспект образования, обеспечивает формирование активной гражданской позиции у учащихся.
В основу курса положены материалы:
  • Всеобщая Декларация прав человека;
  • Декларация прав ребенка;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (№ 124-ФЗ от 24.07.1998);
  • Закон ХМАО-Югры “О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства” (№ 45-ОЗ от 7.07.2004);
  • Концепция социально-экономического развития Советского района на период до 2010 года (решение думы Советского района № 333 от 30.11.2005);
  • Устав школы.
Особенностью данного курса является обращение педагога к жизненному опыту ребенка, изучение учебного материала в процессе беседы, диалога, игры, при использовании источников художественной литературы, через приобщение их к делам семьи, школы, общества. Это позволяет не только обеспечить базу развития нравственной, правовой культуры школьника и устойчивого интереса к правовым аспектам общественной жизни, но также вызвать интерес ученика к самому себе, своему окружению, семье, обществу.
По итогам изучения курса “Мои права” учащиеся должны знать:
  • назначение и содержание Декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка (знать свои права);
  • что все дети имеют равные права и должны уважать и соблюдать права других;
  • что государство и родители ответственны за создание условий для свободного и полноценного развития каждого ребенка;
  • что соблюдение прав невозможно без соблюдения каждым своих обязанностей.
Иметь представление о понятиях:
  • Декларация и Конвенция;
  • ООН;
  • ребенок;
  • государство, гражданство;
  • закон;
  • социальная защита, инвалид, милосердие;
  • социально не защищенные слои общества;
  • медицинское обслуживание;
  • дискриминация;
  • раса, расизм;
  • право, свобода, обязанность, ответственность.
Уметь:
  • оперировать терминами и формулировками;
  • отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;
  • оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям Декларации и Конвенции по правам ребенка.
Формой контроля знаний и умений учащихся является использование творческих заданий (составление кроссвордов, ребусов, книжек – малышек о правах ребенка, моделей, проектов, написание эссе).
Учет возрастных особенностей школьников отражается в содержании занятий: знакомство с основными понятиями строится на адаптированных текстах документов о правах ребенка.
Многие понятия, изложенные в официальных документах о правах ребенка имеют сложный и многоаспектный характер. В связи с этим ребенок не в силах освоить такую информацию в полном объеме. Разработанный курс предлагает детям познакомиться с основными правовыми понятиями в близкой и доступной им форме.
В период изучения курса “Мои права” учащиеся знакомятся с основными документами, в которых отражены их права, приобретают навыки общения друг с другом, заботы друг о друге и о родителях с точки зрения уважения прав окружающих людей.
Каждое занятие способствует формированию у детей миролюбия, чувства свободы, которое является не вседозволенностью, а обязанностью по отношению к себе, к людям.
Все занятия по данному курсу моделируются на основе жизненных ситуаций. Это позволяет ставить школьников перед выбором действия, поступка. Они учатся находить верные решения, приходят к выводу о том, что надо знать и уметь, чтобы не нарушать права друг друга.
Изложение материала для детей 10-12 лет осуществляется так, что позволяет идти от частных понятий к общим: сначала дети знакомятся с отдельными правами (на жизнь, на свое мнение и т.п.) и только потом формируется общее понятие “право человека”.
При изучении данного курса используются следующие формы организации занятий:
  • Лекция – кратковременное выступление педагога (учащегося) в виде монолога по конкретной проблеме (теме).
  • Семинар – предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем по заданию педагога с последующим оформлением материала в виде тезисов для реферата, доклада.
  • Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия.
  • Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме).
  • Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме).
  • Защита проектов – группа или один участник представляют разработанный проект. Защите проекта предшествует придумывание, разработка и оформление проекта.
Методы обучения:
  • Беседа – метод, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.
  • Рассказ – устное повествовательное изложение содержания учебного материала.
  • Дискуссия – специально организованный обмен мнениями по проблеме для получения информационного продукта в виде решения.
  • Работа с книгой – самостоятельная работа учащегося с печатными источниками: конспектирование (краткое изложение, краткая запись прочитанного), составление формально-логической модели (словесно-схематическое изображение прочитанного).
  • Разработка проекта – целенаправленное практическое действие, отражающее не только теоретическую подготовку участника проекта, но и его индивидуальность (личное мнение, способ выражения мыслей, качество оформления). В связи с тем, что работа над проектом организуется в несколько этапов, участникам предлагаются карты движения “Мой проект” (Приложение №1) для организации эффективной работы.
Формы контроля:
  • Тестирование;
  • Составление моделей;
  • Разработка проекта;
  • Эссе.
Учебно-тематический план
Название темы Количество часов Форма
контроля
Всего Теория Практика
Раздел 1.
Я – ребенок, я – человек.
20 7 13
1.1 Большая забота о маленьких детях. 2 1 1 Тестирование
1.2 Право на жизнь. 2 1 1 Модель
“Право в нашей жизни”
1.3 Мой дом – моя крепость. 2 1 1 Проект “Моя крепость”
1.4 В лес пускают без билета. 1 - 1 Проект “Право на отдых”
1.5 7хЯ=СЕМЬЯ 2 1 1 Эссе “Счастье в семье – это когда…”
1.6 Казнить нельзя, помиловать? 2 1 1 Проект “Что делать, если…”
1.7 Кто я такой и что мне нравится? 2 - 2 Проект “Это я”
1.8 Не хочу учиться..? 2 1 1 Проект “Школа будущего”
1.9 В мире профессий. 1 - 1 Проект “Не место красит человека”
1.10 В гостях у Айболита. 2 1 1 Проект “Я бы в медики пошел – пусть меня научат”
1.11 Труд детей. 1 - 1 Проект “Народная мудрость”
1.12 Обобщающее занятие по разделу “Я – ребенок, я – человек”. 1 - 1
Раздел 2.
Защита прав.
7 - 7
2.1 Страна Справедливости. 1 - 1
2.2 Маленький, да удаленький. 1 - 1 Модель
“Как защитить свое право”
2.3 Твое мнение. 1 - 1 Модель
“Общественное мнение”
2.4 Правила честного спора. 1 - 1 Проект “Правила спора”
2.5 Чтобы достойно жить. 2 - 2 Модель “Права человека”
2.6 Мои права – моя свобода. 1 - 1 Эссе
Раздел 3.
Мои обязанности.
4 2 2
3.1 Можно ли быть свободным без ответственности? 1 - 1 Эссе
3.2 Устав школы.
Обязанности школьника.
2 1

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.05.07 | Просмотров: 2991

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340