Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Исследовательские работы по физике для 7-го класса по теме: Строение вещества - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Исследовательские работы по физике для 7-го класса по теме: Строение вещества


Автор(ы): Жукова Ольга Павловна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Концепция модернизации содержания физического образования предусматривает увеличение доли экспериментальных заданий, усиление практической подготовки учащихся, включающей систему лабораторно-практических заданий.
Широкое использование лабораторных работ в учебном процессе создает условия для повышения интереса к науке, познавательной активности (в ходе исследовательской деятельности), развития логического мышления и творческой самостоятельности.
Индивидуальная исследовательская работа на уроках дает возможность учителю увидеть ту “искру” интереса, мотивации, развития каждого ученика, чтобы в дальнейшем развивать специальные умения и навыки. Ученик знакомится с методами научного познания окружающего мира, и исследовательские умения развиваются в личностные качества. На лабораторно – практических занятиях учащиеся знакомятся с сущностью процессов, происходящих при физических явлениях.
Физика – наука экспериментальная и выполнение практических работ должно занимать значительную часть курса физики. В настоящее время, к сожалению, многие школы не располагают средствами для создания широкой экспериментальной базы. Поэтому лабораторные работы необходимо составлять таким образом, чтобы при их проведении не требовалось сложного оборудования.
В статье представлены описания практических и лабораторных работ по физике из тетради “Юный исследователь” для учащихся 7 классов по теме “Строение вещества”, которую я сама составила и использую практически на каждом уроке при изучении нового материала или закрепления пройденного и в качестве самостоятельных домашних исследований. Эти лабораторные работы, достаточно просты и могут быть выполнены фронтально или индивидуально (дома или в школе).
Наблюдение делимости вещества.
Цель работы:
проверить достоверность гипотезы о том, что все тела состоят из маленьких частиц.
Приборы и материалы:
  • кусочек мела,
  • мензурка с водой,
  • пробирка с кристалликами перманганата калия,
  • пробирки с водой – 3 шт,
  • стеклянная палочка.
Выполнение работы.
1. Проведите пальцем по кусочку мел. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
2. Опустите в пробирку с водой кристаллик марганцовки. Перемешайте воду стеклянной палочкой. Опишите, что вы наблюдаете.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
3. Перелейте небольшую часть окрашенной воды во вторую пробирку с чистой водой и запишите свои наблюдения.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
4. Перелейте часть окрашенной воды из второй пробирки в третью с чистой водой и снова опишите свои наблюдения.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
5. Сделайте вывод:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. В толстостенном стальном цилиндре сжимают масло. При большом давлении капельки масла выступают на внешних стенках. Чем это можно объяснить?

_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
2. Приведите пример опыта, подтверждающего, что вещество состоит из молекул, разделенных промежутками.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Это интересно!!!
Существуют молекулы-гиганты, в которых содержатся тысячи и сотни атомов. Это молекулы каучука, клетчатки, других органических веществ, полимеров.
Наблюдение диффузии в воде и в воздухе.
Цель работы:
наблюдать явление диффузии и сравнить скорость диффузии в жидкости и в газе.
Приборы и материалы:
  • флакон духов,
  • кусочек ваты,
  • пробирка с кристаллами перманганата калия,
  • мензурка с водой,
  • лист бумаги,
  • стеклянная трубка.
Выполнение работы.
1. Откройте флакон духов и налейте немного жидкости на кусочек ваты и положите его на стол. Опишите свои наблюдения.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного воды из мензурки и в середину образовавшейся капли поместите кристаллик марганцовки. Опишите свои наблюдения.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3. Сделайте вывод:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью, даже в спокойной воде становится прозрачным?

_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью? Объясните происходящее явление.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Экспериментальное задание.
В стакан налейте слабый раствор крахмала в воде или смеси воды с графитом. Поместите этот стакан между светящейся электрической лампочкой и глазом, а между лампочкой и стаканом – кусок картона или черной бумаги с набольшим отверстием. Пронаблюдайте за движением одной-двух частиц в воде и опишите их движение.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Наблюдение за влиянием температуры на скорость диффузии.
Цель работы:
выяснить, что скорость диффузии зависит от температуры и смешивающихся веществ.
Приборы и материалы:
  • 2 стакана с водой,
  • 2 пакетика чая,
  • холодильник.
Выполнение работы.
1. Налейте в оба стакана воды до 3/4 их объема...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 7046

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340