Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Исследовательские работы по физике для 7-го класса по теме: Строение вещества
Автор(ы): Жукова Ольга Павловна, учитель физики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Концепция модернизации содержания физического образования предусматривает увеличение доли экспериментальных заданий, усиление практической подготовки учащихся, включающей систему лабораторно-практических заданий. Широкое использование лабораторных работ в учебном процессе создает условия для повышения интереса к науке, познавательной активности (в ходе исследовательской деятельности), развития логического мышления и творческой самостоятельности. Индивидуальная исследовательская работа на уроках дает возможность учителю увидеть ту “искру” интереса, мотивации, развития каждого ученика, чтобы в дальнейшем развивать специальные умения и навыки. Ученик знакомится с методами научного познания окружающего мира, и исследовательские умения развиваются в личностные качества. На лабораторно – практических занятиях учащиеся знакомятся с сущностью процессов, происходящих при физических явлениях. Физика – наука экспериментальная и выполнение практических работ должно занимать значительную часть курса физики. В настоящее время, к сожалению, многие школы не располагают средствами для создания широкой экспериментальной базы. Поэтому лабораторные работы необходимо составлять таким образом, чтобы при их проведении не требовалось сложного оборудования. В статье представлены описания практических и лабораторных работ по физике из тетради “Юный исследователь” для учащихся 7 классов по теме “Строение вещества”, которую я сама составила и использую практически на каждом уроке при изучении нового материала или закрепления пройденного и в качестве самостоятельных домашних исследований. Эти лабораторные работы, достаточно просты и могут быть выполнены фронтально или индивидуально (дома или в школе). Наблюдение делимости вещества. Цель работы: проверить достоверность гипотезы о том, что все тела состоят из маленьких частиц. Приборы и материалы: - кусочек мела,
- мензурка с водой,
- пробирка с кристалликами перманганата калия,
- пробирки с водой – 3 шт,
- стеклянная палочка.
Выполнение работы. 1. Проведите пальцем по кусочку мел. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 2. Опустите в пробирку с водой кристаллик марганцовки. Перемешайте воду стеклянной палочкой. Опишите, что вы наблюдаете. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ 3. Перелейте небольшую часть окрашенной воды во вторую пробирку с чистой водой и запишите свои наблюдения. ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ 4. Перелейте часть окрашенной воды из второй пробирки в третью с чистой водой и снова опишите свои наблюдения. ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ 5. Сделайте вывод: ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ _______________________________________________________________ Контрольные вопросы: 1. В толстостенном стальном цилиндре сжимают масло. При большом давлении капельки масла выступают на внешних стенках. Чем это можно объяснить? _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ 2. Приведите пример опыта, подтверждающего, что вещество состоит из молекул, разделенных промежутками. _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ Это интересно!!! Существуют молекулы-гиганты, в которых содержатся тысячи и сотни атомов. Это молекулы каучука, клетчатки, других органических веществ, полимеров. Наблюдение диффузии в воде и в воздухе. Цель работы: наблюдать явление диффузии и сравнить скорость диффузии в жидкости и в газе. Приборы и материалы: - флакон духов,
- кусочек ваты,
- пробирка с кристаллами перманганата калия,
- мензурка с водой,
- лист бумаги,
- стеклянная трубка.
Выполнение работы. 1. Откройте флакон духов и налейте немного жидкости на кусочек ваты и положите его на стол. Опишите свои наблюдения. _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 2. На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного воды из мензурки и в середину образовавшейся капли поместите кристаллик марганцовки. Опишите свои наблюдения. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 3. Сделайте вывод: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Контрольные вопросы: 1. Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью, даже в спокойной воде становится прозрачным? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 2. Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью? Объясните происходящее явление. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Экспериментальное задание. В стакан налейте слабый раствор крахмала в воде или смеси воды с графитом. Поместите этот стакан между светящейся электрической лампочкой и глазом, а между лампочкой и стаканом – кусок картона или черной бумаги с набольшим отверстием. Пронаблюдайте за движением одной-двух частиц в воде и опишите их движение. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Наблюдение за влиянием температуры на скорость диффузии. Цель работы: выяснить, что скорость диффузии зависит от температуры и смешивающихся веществ. Приборы и материалы: - 2 стакана с водой,
- 2 пакетика чая,
- холодильник.
Выполнение работы. 1. Налейте в оба стакана воды до 3/4 их объема...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 7046
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|