Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока Вышивка тверских мастериц - Преподавание технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание технологии

Конспект урока Вышивка тверских мастериц


Автор(ы): Смирнова Татьяна Александровна, учитель технологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: Изучение нового материала.
Класс: 10.
Цели урока:
  • Обучающая – познакомить учащихся с тверской вышивкой, её особенностями; подготовить учащихся к проектной деятельности, совершенствовать умения и навыки при вышивке крестом.
  • Развивающая – развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимательность.
  • Мотивационная – пробудить интерес к вышивке крестом.
  • Воспитательная – воспитывать аккуратность, точность в работе, эстетичность, трудолюбие.
Оборудование: рабочая тетрадь, нитки мулине, канва, пяльцы, игла ручная, ножницы, наперсток, линейка, карандаш «м», готовые вышитые изделия, журналы вышивок, мультимедийный проектор.
План урока.
Этап урока
Дидактические задачи
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Организационныймомент (2 мин.).
Настроить учащихсяна рабочий лад.
Приветствие класса,выявление дежурных, отсутствующих, подготовка оборудования.
Организациярабочего места.
2. Сообщение темыурока, его цели (5 мин.).
Активизация опорныхзнаний.
Сообщение темы,цели урока.
Запись темы урока втетрадь, отвечают на вопросы.
3. Объяснениематериала (20 мин.).
Сформировать уучащихся конкретные представления о вышивке крестом в творчестве тверскихмастериц.
Беседа (показслайдов).
Технологииизготовления креста.
4. Практическая работаучащихся (35 мин.).
Зарисовка эскиза,вышивка крестом.
Вводный инструктаж:закрепить приемы вышивки крестом.
Текущий инструктаж: следить за ТБ.
Заключительный инструктаж: контроль качества стежков.
Упражнения покресту,
5. Итоги урока (10мин.).
Систематизация иобобщение приобретенных знаний.
Оценки за урок,демонстрация лучших работ.
Самоконтроль,взаимоконтроль.
Ответы учащихся.
6. Домашнее задание(3 мин.).
На основевыявленных результатов дать домашнее задание.
Подготовить схему,инструменты, материалы, приспособления для вышивки крестом (запись на доске).
Запись домашнегозадания в дневник.
7. Уборка рабочихмест (5 мин.).
Привитиехозяйственных качеств личности: трудолюбия, аккуратности.
Занесение оценок вжурнал и дневники учащихся.
Уборка рабочихмест, класса.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Слайд № 1, приложение 5.
Приветствие. Выявление дежурных, отсутствующих.
2. Вступительная беседа. Слайд № 2, 3, приложение 5.
Учитель. Здравствуйте! Наш сегодняшний урок посвящен тверскому декоративно- прикладному творчеству, и его особенностям.
Учитель. Разговор я бы начала с вопроса: как вы понимаете смысл выражения «народное декоративно - прикладное творчество»?
Ученики. Народное сделано людьми, народом. Прикладное – это изделие используется в жизни. Декоративное – служит украшением.
Учитель. Верно. Что же изготавливали люди, чем они украшали свою одежду, дом?
Ученики. Различными вышивками они украшали занавески, покрывала, наволочки.
Учитель демонстрирует изделия народных промыслов.
Учитель. Что вы знаете о тверской вышивке?
История изучения первобытных древностей в Тверском крае насчитывает уже более двух веков. Еще в 1775 г. первый археолог Твери Диамид Иванович Карманов писал о том, что некоторые городища, расположенные на реке Волге, "опустели еще до Нестора, а сие служит новым доказательством о бытии здесь сильного народа".
Тверская земля особенно интересна тем, что сохранила много самобытных памятников народного искусства XIX века, в которых нашла отражение её сложная история. При огромном внимании исследователей к старине русского Севера не менее своеобразные произведения Тверской земли изучались мало. Однако, и это необычайно важно: древние традиции, уже забытые в других местах, оказались здесь более устойчивыми. В них особенно явственно прослеживаются очень давние черты. Таким образом, сложились основные виды местного народного творчества (см. приложение 1):Слайды № 4–7, приложение 5.
  • резьба и роспись по дереву;
  • кованый металл;
  • плетение;
  • керамика;
  • набойка;
  • одежда;
  • ткачество;
  • кружево;
  • вышивка.
Учитель. Вышивка Тверской земли представляет огромный интерес по своим разнообразным художественно-стилевым признакам. Местные специфические отличия также свидетельствуют о глубокой устойчивости древних традиций. Не случайно самое широкое распространение здесь получают старинные приемы шитья.
Традиционная сквозная одноцветная белая «строчка» является наиболее типичной для древних юго-восточных центров: Старицы, Торжка, Твери, Кашина. Особенно часто применялись ее разновидности (см. приложение 2): Слайды № 8, 9, приложение 5:
  • «плотный настил»;
  • «косая штопка»;
  • «стлань».
Учитель. При сходных приемах шитья они не едины по манере исполнения, выделяются разнообразной фактурой, орнаментальным заполнением фигур, оригинально сочетаются со сквозными и глухими швами.
Особенно часто среди старинных глухих счетных швов применяется (см. приложение 3): Слайд № 10, приложение 5:
  • «роспись», характерный для всех центров северной части Тверской области;
  • «крест»;
  • «счетная гладь»;
  • «набор».
Большой интерес представляет колористическое разнообразие вышивки. По древней традиции старинные изобразительные мотивы выполняются строго одноцветно-белыми и разными оттенками ниток красного цвета. Изредка встречается зеленый и синий. Выполнялись вышивки шерстяными и реже шелковыми нитками.
Сюжеты тверской вышивки, семантически связаны с верованиями народа, который отражает, прежде всего, культ солнца (см. приложение 4) Слайды № 11–15, приложение 5.
Широкое распространение получило известное представление солнца в виде скачущего коня с всадником, часто сопровождающимся женской фигурой (1), олицетворяющей богиню земли, или в виде изображения коня с причудливо процветшим хвостом с необычными атрибутами седока (2).
Весеннее солнце воссоздается также по-разному: то в виде фантастической жар птицы с золотыми перьями, расположенной по сторонам жертвенника или цветущего куста; то в виде «златорукой» мужской фигуры с крюкообразно загнутыми вверх и вниз руками, окруженной жертвенниками, то в виде золотого кольца, доставляемого на землю птицами (3).
С культом огня связаны сюжеты с изображениями двуглавой птицы – орла, олицетворявшей бога-громовника и фантастического огненного змея или дракона (4).
Особый интерес представляют сюжетные вышивки: обряды, посвященные сельскохозяйственным работам; торжественные встречи весны; праздники хороводов, совершавшихся на «красной горке» (5); девичьего праздника с «завиванием березки» (6); крещение кукушки, связанный с уборкой урожая (7).
Узоры образуют простой ряд из ритмически повторяющихся или чередующихся фигур, а широких прошвах располагаются друг над другом, в два или несколько рядов.
Учитель: Сейчас мы познакомились с особенностями тверской вышивки. Многие из вас могут выбрать ее темой творческого проекта и сегодняшний материал использовать для правильного его оформления. Один из видов счетных швов, которые использовали тверские мастерицы мы сейчас назвали, а какие вы из них знаете?
Ученик : Знаем роспись и крест.
– Какие материалы, инструменты и приспособления используют для вышивки? Слайд № 16, приложение 5.
Ученик. Для вышивки используют ножницы, иглы, пяльцы, канву, линейку или сантиметровую ленту, карандаш (простой), карандаши цветные, кальку.
Учитель. Вышивка крестом выполняется на плотной ткани с полотняным переплетением или на канве. Что такое канва? Слайд № 17, приложение 5.
Ученик. Канва – это специальная ткань, ее структура представляет собой мелкие клеточки, предназначенные для проколов иглы.
Учитель. Вышивать можно натуральными, искусственными, синтетическими и смешанными нитками. Нитки должны быть крепкими, равномерно и прочно окрашенными, устойчивыми к свету и воде. Лучше всего использовать хлопчатобумажное мулине. Прочность окраски ниток можно проверить, если нитку вложить в белую ткань, смочить и пропарить утюгом. Если на ткани останется след, нитки линяют. Краску можно закрепить уксусом (одна столовая ложка уксуса на стакан воды, на 5 минут).
Учитель. Какие инструменты и приспособления вам будут нужны и как их использовать?
Ученики: Самыми необходимыми инструментами и приспособлениями считают пяльцы, иглы. Пяльцы бывают круглой или прямоугольной формы, пластмассовые или деревянные. Лучше иметь пяльцы деревянные круглые с винтом для регулирования натяжения ткани. Основное назначение пялец – это держать ткань в натянутом виде и предотвращать стягивание вышитого узора. Иглы можно использовать № 2–5, ушко иглы должно быть овальным, с гладкими краями, чтобы при работе не перетиралась нитка, и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда . Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным. Стол со всеми инструментами и приспособлениями должен стоять так, чтобы свет на работу падал с левой стороны или спереди. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы – в левой. Во время работы большое значение имеет правильная постановка рук вышивальщицы: левая рука держит пяльцы, а правая – выполняет вышивку.
Учитель. Давайте вспомним как выполняется вышивка крестом. Слайды № 18, 19, приложение 5.
Ученики: Крест выполняется двумя перекрещивающими ди...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2436

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340