Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе (развитие речи) Описание помещения. Кабинет А.С. Пушкина в Михайловском (к учебнику Е.И. Никитиной Русская речь) - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе (развитие речи) Описание помещения. Кабинет А.С. Пушкина в Михайловском (к учебнику Е.И. Никитиной Русская речь)


Автор(ы): Григоренко Полина Егоровна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Урок-экскурсия
Цели урока: совершенствование навыков сжатого пересказа текста и навыков описания интерьера на основе понятия цепной и параллельной межфразовой связи; развитие устной и письменной речи.
Методические приемы: повторение изученного материала, реализация межпредметных связей с литературой, беседа по вопросам, подготовленный пересказ, словарная работа.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, диапозитивы “Пушкинский заповедник”, репродукция картины Н.Н. Ге “Пущин в гостях у Пушкина”, запись сочинения П.И. Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” из сборника “Времена года”. ТСО: диапроектор, магнитофон.
На доске записаны значения слов и цель описания.
Цель описания:
1. Раскрыть характер человека, жившего в этом кабинете.
2. Показать, для чего служила каждая вещь, почему она была необходима поэту, какую память несла.
Словарик:
  • Альманах – литературный сборник произведений разных авторов.
  • Баул – продолговатый дорожный сундучок.
  • Интерьер – внутреннее пространство здания, его устройство, убранство.
  • Канапь – диван.
  • Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.
  • Монтексье – французский писатель, историк, философ.
  • Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать.
  • Сафьян – тонкая и легкая кожа козья или овечья, специальной выделки.
  • Столбик с куклою чугунной – статуэтка Наполеона.
  • Туалет – столик с зеркалом, за которым одеваются, причесываются.
  • Чубук – полый деревянный стержень, на конец которого насаживается курительная трубка.
  • Штоф (штофные обои) – ткань тяжелая шелковая или шерстяная с тканым рисунком.
Ход урока
I. Подготовительная беседа
– Что составляет основу описания помещения?
– Каким оно может быть?
– В каких художественных произведениях вам встречалось описание помещения?
– Для чего писатели описывают в художественных произведениях помещение? (Обычно дом становится похож на тех, кто в нем живет, и у писателей есть даже прием: описав дом, дать тем самым характеристику хозяевам).
Сегодня на уроке вы будете описывать кабинет А.С. Пушкина и постараетесь раскрыть характер человека, жившего в этом кабинете, покажете, для чего служили вещи, какую память несут. Но чтобы описать, необходимо увидеть, и поэтому мы с вами отправимся на экскурсию – заочно – в Пушкинский заповедник, в село Михайловское, посетим дом великого поэта, его кабинет, для того, чтобы прикоснуться к миру Пушкина, чтобы он и его произведения стали нам ближе, понятнее и более любимы.
Итак, отправляемся.
Звучит мелодия П.И.Чайковского “Октябрь. Осенняя песня”. Учитель включает диапроектор, показывая диапозитивы, ведет рассказ.
Учитель: Село Михайловское (к. 1) находится на древней псковской земле. С древней псковской землей тесно связана жизнь А.С.Пушкина. Для сердца каждого человека – это светлые места. Очарование псковской природы, близость к простому народу явились истоками его удивительного поэтического вдохновения:
Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как ангел-утешитель,
Спасла меня, и я воскрес душой.
Когда-то земли по берегам красивой речки Сороти и двух озер Кучане и Маленец (к. 2, 3) были дарованы прадеду Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу – арапу Петра Великого. Одно из сел – Михайловское досталось по наследству матери поэта. “Вышев из лицея, я почти тотчас уехал в Псковскую деревню моей матери. Помню, как обрадовался я сельской жизни, русской бане, клубнике и проч.”, – вспоминал Пушкин о своей первой поездке в Михайловское в 1817 году.
В разные годы
Под вашу сень, Михайловские рощи,
Являлся я; когда вы в первый раз
Увидели меня, тогда я был
Веселым юношей, беспечно, жадно
Я приступал лишь только к жизни; годы
Промчалися, и вы во мне прияли
Усталого пришельца; я еще
Был молод, но уже судьба и страсти
Меня борьбой неравной истомили.
Я зрел врага в бесстрастном судии,
Изменника в товарище, пожавшем
Мне руку на пиру, всяк предо мной
Казался мне изменник или враг (...)
В июле 1824 года Пушкин приехал в Михайловское ссыльным поэтом.
Ученик 1: Летом 1824 года царь приказал отправить Пушкина под надзор властей в Псковскую губернию в имение родителей – Михайловское. И вот он в дорожной повозке вместе с верным своим дядькой Никитой Козловым. Дорога дальняя. Только на двенадцатый день подъехали к Михайловской усадьбе (к. 4). Вот и небольшой господский дом на берегу тихой голубой и неширокой речки Сороти. С каким чувством тревоги и радости взбежал Пушкин по ветхим, шатким ступеням Михайловского дома! Здесь жила его семья – родители, брат, сестра.
Прошли первые дни, недели после приезда, и Пушкину стало ясно, что жить с родителями в мире он не станет. Отца пугало и возмущало то, что сын его – поднадзорный поэт, что ни в чем он не хочет раскаиваться, что своим безбожием и вольномыслием, как говорил отец, он заражает сестру и брата.
А за Пушкиным в Михайловском приказано было надзирать; для этого был назначен специальный человек. Вскоре Пушкин узнал, что и отец вынужден был дать подписку, что будет следить за его поведением. Примириться Пушкину с этим было трудно, и он уехал в село Тригорское, к соседям, с которыми был хорошо знаком.
Ученик 2: Окружавшие Тригорское холмы волновали воображение Пушкина своей древней историей. На берегу Сороти, между Тригорским и Михайловским, сохранились остатки древнего укрепления – Савкина гора (к. 5).
Рукотворный курган Воронич (к. 6), возвышающийся рядом с Тригорским, особенно интересовал Пушкина. В старину Воронич служил сильной крепостью. Много раз враги безуспешно осаждали стены Воронича, но в 1581 году крепость пала под ударами стотысячной армии польского короля Стефана Батория.
Интерес к героическому прошлому русского народа у Пушкина был не случайным. Нередко, надев простонародное платье, Пушкин появлялся на деревенских гуляньях, на ярмарках в Святых горах. Меткие народные выражения, стародавние сказания, припевки нищих на паперти собора, быт и нравы монахов – ничто не ускользало от внимания поэта, все записывалось в черные тетради. Все использовалось в работе.
Поэт вставал очень рано и отправлялся купаться на речку Сороть (к. 7). Затем принимался за работу: много читал, делал наброски будущих произведений, сочинял. После обеда отправлялся на прогулки.
Жизнь ссыльного поэта скрашивала его няня Арина Родионовна. Долгими вечерами при свете лучины рассказывала она удивительные сказки.
Арина Родионовна жила в небольшом флигеле, который сейчас называется “Домик няни” (к. 8). В ее комнате (к. 9) воспроизведено старинное убранство с лавками, сундуками, яркими деревенскими тканями.
Ученик 3: Друзья в Петербурге беспокоились о нем, писали ему, но письма
часто исчезали: их перехватывали на почте. Никуда из Михайловского Пушкин не смел уезжать. За ним следили, и он никогда не был уверен в завтрашнем дне: “ Уснув, не знаю, где проснусь. Всегда гоним, теперь в изгнанье влачу закованные дни”.
Изредка его навещали друзья: был Дельвиг, а в январе 1825 года неожиданно ненадолго заехал Пущин. Это было последнее свидание друзей.
В напряженном творческом труде он находил силы и мужество жить, и как всегда много работал. Писал стихи, записки о себе, о друзьях, трагедию “ Борис Годунов”, романы “Евгений Онегин”, “Арап Петра Великого” – о своем прадеде.
Земля отцов и дедов (к. 12) неодолимо влекла к себе Пушкина, давая ему желанный покой и вдохновение. “Ближе к милому пределу” завещал он похоронить свой прах.
Всего восемь раз приезжал Пушкин в Михаиловское. В последний раз он приезжал на псковскую землю в 1836 году. Он привез в Святогорский монастырь (к. 13, 14,15) для погребения тело матери. У стен Успенского собора находилось фамильное кладбище Ганнибалов-Пушкиных.
А менее чем через год, морозным февральским утром в 1837 г. приняла псковская земля прах гениального русского поэта А.С.Пушкина.
Учитывая огромное культурное и историческое значение Михайловского, Тригорского, Петровского, Святых Гор. Воронича и Савкиной горы, в 1922 году Советское государство признало их заповедниками. Но во время Великой Отечественной войны фашистские варвары разрушили дом-музей, взорвали Святогорский монастырь, заминировали могилу Пушкина.
К 150 годовщине со дня рождения А.С.Пушкина заповедник был открыт.
Учитель: Дом, родители, предки – это корни каждого человека. Лиши корней дерево – и оно погибнет. Так же и с человеком. Пушкин не только заботился о своих корнях, но и трепетно относился ко всему, что связывало его с родным домом.
Давайте и мы войдем в дом Пушкина. В стиле пушкинского времени воссозданы интерьеры гостиной, кабинета Пушкина. Послушайте внимательно рассказ экскурсовода.
(В роли экскурсовода подготовленный ученик описывает кабинет А.С.Пушкина, используется кадр 16.)
Экскурсовод 1. Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловской ссылке. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол. На нем – стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка - ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане- гусиные перья, рядом с чернильницей – песочница. Между окнами – наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, тоже заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены – деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу – огромные трубки с чубуками для курения. На полу – большой, почти во всю комнату ковер.
Учитель: Какова цель этого описания?
– Видим ли мы в этом описании Пушкина-человека, его привычки, страсти, дела?
– Почему это описание не дает нам представления, о чем думал поэт, о чем тосковал, чему радовался, чем занимался, чем интересовался, как ему жилось? Задание: составьте сжатый план описания. (Зачитывают 2–3 учащихся.)
Итак, мы знаем, какие вещи находятся в кабинете Пушкина, но ведь нам нужно знать, как ему жилось, поэтому заслушаем развернутое описание кабинета, но прежде ознакомимся с лексическим значением слов, записанных на доске (словарная работа).
Каждый человек, оказавшись в помещении, где ему предстоит жить, начинает устраиваться по-своему. Давайте понаблюдаем, как А.С. Пушкин выбирал комнату для своего кабинета и обставлял ее.
Экскурсовод 2. А.С. Пушкин долго привыкал к Михайловскому дому. Рассуждал: а зачем ему, в сущности, все эти хоромы?.. Еще в лицее он понял великое таинство уединения, “жития в пещере”, и где бы он ни был, он жил в “скромной келье”, в одной комнате – в Петербурге ли, Кишиневе, Одессе, в гостинице или трактире. В одной комнате он чувствовал себя как-то собраннее, крепче. В ней все под руками, все только нужное. Нет, никогда, никогда не станет он жить в хоромах! Никогда и ни на что не променяет он свою каморку-норку, свою “пещеру”, светелку с заветным сундучком-подголовничком, дорожной лампадкой, чернильницей и верным кожаным баулом!
После отъезда родителей, прежде чем окончательно устроить свой кабинет, он долго присматривался к дедовским покоям. Сперва ему понравилась комната в центре дома, где когда-то было ганнибалово зальце с портретами предков. Стеклянные окна и дверь в сторону...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.05.21 | Просмотров: 4014

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340