Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Методические рекомендации к сочинению по картине А.А. Рылова Полевая рябинка для класса интегрированного обучения (возрастная форма ККО)
Автор(ы): Красюкова Татьяна Ивановна, учитель русского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Подготовительные упражнения. (Выполняются на предшествующих уроках русского языка в течение 10-15 дней в соответствии с темой урока.) 1. Прочитайте высказывание К.Г.Паустовского. - В чём его смысл? Согласны ли вы с мнением автора? Аргументируйте свой ответ. «Пейзаж – недовесок к прозе и не украшение. В него нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание.» - Установите по словарю лексическое значение слова «пейзаж».
- Вспомните фамилии художников-пейзажистов, названия их полотен.
- Найдите описания природы в литературных произведениях.
2. Прочитайте отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева. - С каким чувством, настроением вы его читали? Какие образы рождает это четверостишие? Не то, что мните вы природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… - Согласны ли вы с поэтом?
- Умеете ли вы видеть и слышать природу? Чем, на ваш взгляд, различаются слова смотреть – видеть, слушать – слышать? С помощью толкового словаря раскройте значение глаголов всмотреться, вслушаться.
- Что можно увидеть и услышать в летней природе, если всмотреться и вслушаться? Запишите слова и сочетания слов, которые возникли в вашем воображении.
- Что необычного вы увидели, услышали и почувствовали в летнем пейзаже? Прелесть тепла, дождя, поля; полуденное небо; игра красок; шелест листьев; тихое журчание речки, запах разнотравья или ...
- Нарисуйте красками летний пейзаж.
3. Выразительно прочитайте фрагмент стихотворения А.А.Фета. Поле зыблется цветами… В небе льются света волны… Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны. Взор мой тонет в блеске полдня… Не видать певцов за светом… Так надежды молодые Тешат сердце мне приветом… - Найдите языковые средства, которые показались вам необычными при описании летней природы. Выпишите их.
- В какие цвета вы окрасили бы отрывок из стихотворения А.А.Фета? Есть ли в тексте, на ваш взгляд, «разноцветные» слова и словосочетания? Если да - выпишите их.
- Расскажите, чем вам запомнились последние дни лета.
4. Прочитайте выразительно отрывок из книги Л. Кассиля «Ранний восход». «Многое открылось Коле в это погожее лето. Он использовал каждую минуту, чтобы понять сокровенные законы во всём, что его окружало. Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринами на крыле бабочки. Коля научился подмечать неожиданные сходства. Веточка ландыша напоминала ему капельки молока, брызнувшего на траву… - Будто табунок молоденьких зебр пасётся, - показывал он на рощицу молодых белоногих берёзок. Он срывал пшеничный колос с длинными золотыми усами, вертел его над головой, подставлял лучам солнца. Он видел в нём палочку горящего бенгальского огня. Внимательный взгляд Коли распознавал теперь многое, что ускользало от него раньше.» - Назовите, какие открытия сделал герой рассказа летом?
- А что вы открыли для себя в природе?
5. Сравните тексты. - Подумайте, что их объединяет? Определите, какими чувствами проникнут каждый фрагмент? «Берёзы тихо переговариваются друг с другом, перешёптываются о чём-то задушевном. Чего-чего не нашепчет вам берёза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств ...» В.А.Солоухин «За рекой стояли, как шары серо-зелёного дыма, вековые ивы и ракиты… Листья висели, как в летаргии, пока не налетал неизвестно откуда взявшийся ветер и не переворачивал их кверху изнанкой. Тогда всё прибрежное царство ив и ракит превращалось в бурлящий водопад листвы ...» К.Г.Паустовский - Найдите в текстах языковые средства, которые основаны на переносном значении слов.
6. Закончите определения. - Произведение живописи в красках называется ... (картина).
- Картина, воспроизведённая типографским способом, называется ... (репродукция).
- Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание, называется ... (иллюстрация).
- Пейзажем называется изображение ... (природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном произведении).
- Художник, который пишет пейзажные картины, называется ... (пейзажист).
Домашнее задание перед уроком. Упражнение 176. - Подобрать синонимы к выделенным словам (см. «Словарик синонимов», с. 33 «Справочных материалов»).
- Найдите в тексте контрастные слова и выражения, подчеркните их волнистой линией.
Основные этапы организации и проведения урока по подготовке к сочинению по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка». Цель: формирование умения воспринимать художественные образы картины. Задачи: - Познакомить учащихся с творчеством А.А.Рылова.
- Формировать умение анализировать изобразительно-выразительные средства картины.
- Совершенствовать умение сопоставлять выразительные средства, используемые в различных видах искусства.
- Обогатить словарь учащихся лексикой, передающей настроение и основную мысль произведения изобразительного искусства.
Ключевые слова: - художник-пейзажист;
- сюжет картины;
- настроение;
- цветовая гамма.
1. Культурологический комментарий. Знакомство с творчеством А.А.Рылова и историей написания картины «Полевая рябинка». 2. Учимся «читать» картину и чувствовать её настроение. - Рассмотрите репродукцию картины А.А.Рылова «Полевая рябинка».
- Понравилась ли вам она? Если да, то попробуйте объяснить чем.
- Вспомните, что такое пейзаж? Каковы его признаки? (Пейзаж – это жанр изобразительного искусства; картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу. Главным в пейзаже является избранный художником природный мотив. Пейзажная картина даёт возможность художнику выразить своё отношение к миру.)
- Как вы понимаете выражение погрузиться в пейзаж?
- Какие чувства рождает эта картина у зрителя – грусть, задумчивость, покой, печаль или?..
- Дайте лексическое значение слова колорит. (Колорит – 1. Соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета ...)
- Замените слово колорит синонимичными. (Цвет, тон, краски, окраска.)
- Найдите в «Словарике эпитетов», каким может быть колорит? (Бедный, богатый, насыщенный, многокрасочный, светлый, тёмный, праздничный, радостный, нарядный, сдержанный, тусклый, однотонный, блёклый, приглушённый, спокойный, мрачный.)
- Выпишите в тетрадь эпитеты, которые подходят для описания картины «Полевая рябинка».
- По данным моделям составьте предложения, связанные с описанием анализируемой картины.
Художник | обратился | к какому-либо изображению ... к какой – либо сказке ... к какому-либо эпизоду ... | | Живописец | выделил | какую-либо фигуру ... какой-либо предмет ... | каким-либо цветом ... композиционно ... | Автор | добивается | какого-либо настроения ... точности изображения ... ясности композиционного построения ... | противопоставлением каких-либо цветов ... благодаря какому-либо контрасту ... | 3. Составим план описания картины. - История написания картины А.А.Рылова «Полевая рябинка».
- Описание картины:
а) изображение зарослей рябинника; б) тихое журчание речки; в) бескрайние просторы. - Особенности колорита картины.
- Настроение, которое вызывает картина.
4. Самостоятельная работа по картине. Приступая к работе над сочинением, воспользуйтесь справочными материалами. Справочные материалы. При написании текста сочинения помогут: а) Слова и словосочетания со значением места: - слева от … виднеется;
- прямо перед нами изображены ... ;
- на переднем плане художник пишет ... ;
- задний план занимает ... ;
- вдалеке открывается ... .
б) Образно – выразительная лексика: - бескрайний зелёный массив, величавая тишина, внешняя простота, воздух прозрачный, воспринимать красоту; достоверная картина; естественная красота, желтеющая трава, живописный уголок, замечательно передать;
- запечатлеть облик, золотисто-жёлтый оттенок, золотистый тон, золотое сияние; изумительное живописное богатство, изумрудная зелень, изящество штриха; клочковатые тучи, колорит картины, кучевые облака; линия горизонта, лирические пейзажи; мастерски написана, многогранное цветовое решение, мчатся облака; нежное ц...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.05.25 | Просмотров: 2781
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|