Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Методические рекомендации к сочинению по картине А.А. Рылова Полевая рябинка для класса интегрированного обучения (возрастная форма ККО) - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Методические рекомендации к сочинению по картине А.А. Рылова Полевая рябинка для класса интегрированного обучения (возрастная форма ККО)


Автор(ы): Красюкова Татьяна Ивановна, учитель русского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Подготовительные упражнения.

(Выполняются на предшествующих уроках русского языка в течение 10-15 дней в соответствии с темой урока.)
1. Прочитайте высказывание К.Г.Паустовского.
- В чём его смысл? Согласны ли вы с мнением автора? Аргументируйте свой ответ.
«Пейзаж – недовесок к прозе и не украшение. В него нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание.»
  • Установите по словарю лексическое значение слова «пейзаж».
  • Вспомните фамилии художников-пейзажистов, названия их полотен.
  • Найдите описания природы в литературных произведениях.
2. Прочитайте отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева.
- С каким чувством, настроением вы его читали? Какие образы рождает это четверостишие?
Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
  • Согласны ли вы с поэтом?
  • Умеете ли вы видеть и слышать природу? Чем, на ваш взгляд, различаются слова смотреть – видеть, слушать – слышать? С помощью толкового словаря раскройте значение глаголов всмотреться, вслушаться.
  • Что можно увидеть и услышать в летней природе, если всмотреться и вслушаться? Запишите слова и сочетания слов, которые возникли в вашем воображении.
  • Что необычного вы увидели, услышали и почувствовали в летнем пейзаже? Прелесть тепла, дождя, поля; полуденное небо; игра красок; шелест листьев; тихое журчание речки, запах разнотравья или ...
  • Нарисуйте красками летний пейзаж.
3. Выразительно прочитайте фрагмент стихотворения А.А.Фета.
Поле зыблется цветами…
В небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.
Взор мой тонет в блеске полдня…
Не видать певцов за светом…
Так надежды молодые
Тешат сердце мне приветом…
  • Найдите языковые средства, которые показались вам необычными при описании летней природы. Выпишите их.
  • В какие цвета вы окрасили бы отрывок из стихотворения А.А.Фета? Есть ли в тексте, на ваш взгляд, «разноцветные» слова и словосочетания? Если да - выпишите их.
  • Расскажите, чем вам запомнились последние дни лета.
4. Прочитайте выразительно отрывок из книги Л. Кассиля «Ранний восход».
«Многое открылось Коле в это погожее лето. Он использовал каждую минуту, чтобы понять сокровенные законы во всём, что его окружало. Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринами на крыле бабочки.
Коля научился подмечать неожиданные сходства. Веточка ландыша напоминала ему капельки молока, брызнувшего на траву…
- Будто табунок молоденьких зебр пасётся, - показывал он на рощицу молодых белоногих берёзок.
Он срывал пшеничный колос с длинными золотыми усами, вертел его над головой, подставлял лучам солнца. Он видел в нём палочку горящего бенгальского огня.
Внимательный взгляд Коли распознавал теперь многое, что ускользало от него раньше.»
  • Назовите, какие открытия сделал герой рассказа летом?
  • А что вы открыли для себя в природе?
5. Сравните тексты.
- Подумайте, что их объединяет? Определите, какими чувствами проникнут каждый фрагмент?
«Берёзы тихо переговариваются друг с другом, перешёптываются о чём-то задушевном. Чего-чего не нашепчет вам берёза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств ...»
В.А.Солоухин
«За рекой стояли, как шары серо-зелёного дыма, вековые ивы и ракиты… Листья висели, как в летаргии, пока не налетал неизвестно откуда взявшийся ветер и не переворачивал их кверху изнанкой. Тогда всё прибрежное царство ив и ракит превращалось в бурлящий водопад листвы ...»
К.Г.Паустовский
  • Найдите в текстах языковые средства, которые основаны на переносном значении слов.
6. Закончите определения.
  1. Произведение живописи в красках называется ... (картина).
  2. Картина, воспроизведённая типографским способом, называется ... (репродукция).
  3. Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание, называется ... (иллюстрация).
  4. Пейзажем называется изображение ... (природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном произведении).
  5. Художник, который пишет пейзажные картины, называется ... (пейзажист).
Домашнее задание перед уроком.
Упражнение 176.
  • Подобрать синонимы к выделенным словам (см. «Словарик синонимов», с. 33 «Справочных материалов»).
  • Найдите в тексте контрастные слова и выражения, подчеркните их волнистой линией.

Основные этапы организации и проведения урока по подготовке к сочинению по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка».

Цель: формирование умения воспринимать художественные образы картины.
Задачи:
  1. Познакомить учащихся с творчеством А.А.Рылова.
  2. Формировать умение анализировать изобразительно-выразительные средства картины.
  3. Совершенствовать умение сопоставлять выразительные средства, используемые в различных видах искусства.
  4. Обогатить словарь учащихся лексикой, передающей настроение и основную мысль произведения изобразительного искусства.
Ключевые слова:
  • художник-пейзажист;
  • сюжет картины;
  • настроение;
  • цветовая гамма.
1. Культурологический комментарий.
Знакомство с творчеством А.А.Рылова и историей написания картины «Полевая рябинка».
2. Учимся «читать» картину и чувствовать её настроение.
  • Рассмотрите репродукцию картины А.А.Рылова «Полевая рябинка».
  • Понравилась ли вам она? Если да, то попробуйте объяснить чем.
  • Вспомните, что такое пейзаж? Каковы его признаки? (Пейзаж – это жанр изобразительного искусства; картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу. Главным в пейзаже является избранный художником природный мотив. Пейзажная картина даёт возможность художнику выразить своё отношение к миру.)
  • Как вы понимаете выражение погрузиться в пейзаж?
  • Какие чувства рождает эта картина у зрителя – грусть, задумчивость, покой, печаль или?..
  • Дайте лексическое значение слова колорит. (Колорит – 1. Соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета ...)
  • Замените слово колорит синонимичными. (Цвет, тон, краски, окраска.)
  • Найдите в «Словарике эпитетов», каким может быть колорит? (Бедный, богатый, насыщенный, многокрасочный, светлый, тёмный, праздничный, радостный, нарядный, сдержанный, тусклый, однотонный, блёклый, приглушённый, спокойный, мрачный.)
  • Выпишите в тетрадь эпитеты, которые подходят для описания картины «Полевая рябинка».
  • По данным моделям составьте предложения, связанные с описанием анализируемой картины.
Художник обратился к какому-либо изображению ...
к какой – либо сказке ...
к какому-либо эпизоду ...
Живописец выделил какую-либо фигуру ...
какой-либо предмет ...
каким-либо цветом ...
композиционно ...
Автор добивается какого-либо настроения ...
точности изображения ...
ясности композиционного построения ...
противопоставлением каких-либо цветов ...
благодаря какому-либо контрасту ...
3. Составим план описания картины.
  1. История написания картины А.А.Рылова «Полевая рябинка».
  2. Описание картины:
    а) изображение зарослей рябинника;
    б) тихое журчание речки;
    в) бескрайние просторы.
  3. Особенности колорита картины.
  4. Настроение, которое вызывает картина.
4. Самостоятельная работа по картине.
Приступая к работе над сочинением, воспользуйтесь справочными материалами.
Справочные материалы.
При написании текста сочинения помогут:
а) Слова и словосочетания со значением места:

  • слева от … виднеется;
  • прямо перед нами изображены ... ;
  • на переднем плане художник пишет ... ;
  • задний план занимает ... ;
  • вдалеке открывается ... .
б) Образно – выразительная лексика:
  • бескрайний зелёный массив, величавая тишина, внешняя простота, воздух прозрачный, воспринимать красоту; достоверная картина; естественная красота, желтеющая трава, живописный уголок, замечательно передать;
  • запечатлеть облик, золотисто-жёлтый оттенок, золотистый тон, золотое сияние; изумительное живописное богатство, изумрудная зелень, изящество штриха; клочковатые тучи, колорит картины, кучевые облака; линия горизонта, лирические пейзажи; мастерски написана, многогранное цветовое решение, мчатся облака; нежное ц...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.05.25 | Просмотров: 2781

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340