Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок химии по теме Нефть, 11-й класс - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Урок химии по теме Нефть, 11-й класс


Автор(ы): Мельникова Аксана Евгеньевна, учитель химии, педагог психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема урока: Нефть.
Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти.
Задачи:
  • знать сущность перегонки термического и каталитического крекинга, риформинга;
  • уметь по схеме объяснять процесс перегонки нефти;
  • составлять уравнения химических реакций, отражающих процесс крекинга;
  • иметь представление об октановом числе и детонационной стойкости бензина.
Тип урока: изучение новой темы.
Форма урока: урок-презентация.
Оборудование: информационная карта «ректификационная колонна», мультимедийная установка, ноутбук, физическая карта мира.
Сообщения учащихся: «Теория происхождения нефти», «Экологические проблемы использования нефтепродуктов».
Вещества: нефть в пробирке, стакан с водой.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
II. Актуализация знаний
– На прошлом занятии мы приступили к изучению природных источников углеводородов.
– Назовите источники углеводородов? (Нефть, природный и попутные нефтяные газы, каменный уголь.)
– Перечислите основные продукты, получаемые из попутного и нефтяного газов? (Растворители, синтетический каучук, пластмассы, этиловый спирт.)
– Природные и попутные нефтяные газы являются ценным химическим сырьем, нефть более ценное сырье. По количеству добываемой нефти судят об экономической мощи страны.
III. Изучение новой темы
– Цель нашего урока: познакомиться с составом, свойствами и переработкой нефти (Приложение, слайд 1).
Любая попытка дать характеристику нефти не может быть исчерпывающей…
(слайд 2)
1. Состав нефти
– Рассмотрите таблицу «Содержание углеводородов в нефти в разных месторождениях» и сделайте вывод о содержание углеводородов в нефти (слайд 3).
Учащиеся делают вывод о составе нефти и записывают в тетрадь.
Ответ: нефть-смесь углеводородов, в разных месторождениях состав нефти различный (слайд 4).
– Почему нефть разных месторождений имеет разный количественный состав углеводородов? (Это зависит от происхождения.)
2. Теории происхождения нефти (слайд 5)
– Существует три основный теории происхождения нефти:
  1. Карбидная;
  2. Биологическая;
  3. Космическая.
Сообщения учащихся «Происхождение нефти» (Приложение 1)
Вывод: состав нефти зависит от происхождения.
3. Физические свойства нефти
Лабораторный опыт: изучение физических свойств нефти.
– нефть в пробирке, описать внешний вид: цвет, запах, агрегатное состояние.
– в пробирку с водой добавить 2–3 капли нефти и встряхнуть; сделать вывод о плотности нефти и растворимости (слайд 6 – физические свойства нефти).
– Нефть различных месторождений имеет различный состав, следовательно, различные свойства (переход количественных изменений в качественные).
4. Переработка нефти
Вопрос учащимся: какой способ можно предложить для разделения углеводородов входящих в состав нефти?
Ответ: разные углеводороды имеют разную молекулярную массу, следовательно, разную температуру кипения. Вывод: разделение нефти основано на основе нагревания.
Разделение нефти на углеводороды – перегонка, крекинг, риформинг (слайд 7).
А) Перегонка-ректификация
Строение ректификационной колонны (слайд 8).
Самостоятельная работа учащихся с информационной картой: «Строение ректификационной колонны» (Приложение 2).
Вопрос учащимся: расскажите о ректификации нефти.
Вывод: ректификация (перегонка) – физический способ.
Продукты, получаемые из нефти, делятся на две группы: светлые и темные (слайд 9).
Бензин получаемый в результате первичной переработки – риформинга получают низкого качества.
Б) Крекинг.
Разработали вторичную переработку нефти (Шухов, Гаврилов 1891 год) – крекинг термический и каталитический.
В результате крекинга происходит расщепление углеводородов (рассмотреть пример на слайде 10)
Задание учащимся: составьте уравнения крекинга гексадекана, октана.
C16H34 ––> C8H18 + C8H16
гексадекан октан октен
C8H16 ––> C4H10 + C4H8
бутан бутен
Каталитический бензин содержит изотеры углеводородов, возросло октановое число.
В) Понятия: детонация и октановое число (слайд 11).
Д...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.06.02 | Просмотров: 1321

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340