Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Дом – край – мир. Способы реализации национально-регионального компонента на уроках и во внеурочное время
Автор(ы): Михайловская Юлия Валентиновна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
"Последней цивилизацией человека должна быть Сибирь" Шпенглер "Закат Европы". 1. Актуальность Государственными приоритетами в области образования являются единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие национальных культур и литератур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Данные ориентиры позволяют воспитать гражданина страны, мира, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, обладающего высокой политической и демографической культурой, признающего общечеловеческие ценности (семья, отечество, труд, знания, культура и т.д.), уважающего людей других национальностей, приобщенного к культуре предков. Бесспорно, только открыв для себя местную национальную культуру, ее закономерности и противоречия, ученик сможет гармонично войти в российские, мировые сообщества и стать востребованной обществом личностью. Сибирь, родной край – местность, отдаленная от центра, сохранила, избежав дисгармонии окружающей действительности, утверждающей хаос в душах людей, национальную самобытность, духовную культуру, природные богатства. Кроме того, на берегах Енисея рождены талантливые люди, связавшие личную и творческую судьбу с Красноярским краем, в стремительном пульсе которого им удалось уловить биение пульса времени и страны. Великие Люди земли Красноярской смотрели на родное, вечное, прекрасное, сибирское влюбленными глазами, по-хозяйски защищая его, познавая его совершенство, и организовали таким образом процесс "собирания камней". Многообразны пути создания, открытия Сибири как духовной сокровищницы, значение которой в жизни каждого сибиряка предстоит еще осмыслить. 2. Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента. Задачи: а) Дать учащимся понятие о региональной литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с литературой через элективные курсы, практическую деятельность, творческие методы обучения и воспитания и т.д. б) Способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, основ национального самосознания и любви к отечеству; определить потенциал межведомственного взаимодействия школьников при опоре на особенности региональной культуры. 3. Проектная идея. Опыт работы по изучению региональной литературы, ресурсы края свидетельствуют о широких возможностях разработки разнообразных как по содержанию (изучение творчества отдельных писателей, исторический аспект региональной литературы, сибирская литература в контексте общероссийской, фольклор Красноярского края, нравственные проблемы в творчестве красноярских авторов и т.д.), так и по форме: "рассредоточенно", когда тот или иной словесный материал будут изучаться в рамках общелитературного контекста, процесса (в 10 — 11-х кл.), через систему уроков, когда будет выделено имя одного писателя (например, В. П. Астафьева), творчество которого будет подробно исследоваться, знакомство с судьбами других сибирских поэтов и писателей будет проходить обзорно, через активные формы обучения, с опорой на приоритетные направления, в рамках которых происходит освоение программного материала в том или ином классе (см. программы по русскому языку и литературе, 5 — 11-е классы); через интегративные уроки, внеклассные мероприятия, элективные курсы.. В основу реализации программы элективных курсов может быть положен проектный метод организации учебной деятельности (создание музейной экспозиции, издание антологии сибирской прозы, поэзии, выпуск альманаха, создание фильмов, компьютерных презентаций о творчестве писателей-сибиряков (метод сборников и т.д.). Являясь самостоятельным образовательным предметом, данный курс органично войдет в литературу, как учебную дисциплину, позволит школьникам актуализировать, углублять, систематизировать ЗУН, полученные на уроках, а также интегрировать знания по гуманитарным предметам, применяя их на качественно новом уровне. Учитель, определяя содержание и структуру курса в соответствии с учетом особенностей, интересов и уровня подготовленности учащихся, получает возможность реализовать личностно-диагностический подход к обучению, включить школьников в поисково-исследовательскую деятельность и, в конечном счете, помочь им в определении своих интересов внутри гуманитарного профиля (филология, журналистика, научная работа, создание собственных литературных произведений, художественных полотен). Появление данного проекта на основе изучения региональной литературы представляется целесообразным потому, что разработками в данной области успешно занимаются ведущие ВУЗы города (КГПУ, КГУ), ККИПК работников просвещения, красноярский литературный музей, специалисты могут оказать и оказывают существенную помощь в организации данной работы и ее программно-методическому обеспечению. Кроме того, помощь и поддержку в реализации данного проекта способны оказать красноярские литературные периодические издания, художники, композиторы города, талантливые выпускники школы № 10. Таким образом, каждый учащийся, познакомившийся с национально-региональным компонентом, становится сопричастным к жизни родного края, входит в его историю и представляет собой его будущее. Кроме того, процесс реализации НРК дает учителю возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения, а учащимся определиться не только с выбором профиля, но и дифференцировать область своих гуманитарных интересов. 4. Участники. Работу по реализации НРК будут вести по заданным выше направлениям все члены кафедры словесности и учащиеся с 5-го по 11-й класс при сотрудничестве с библиотеками, музеями, ВУЗами г. Красноярска, краевым Государственным Архивом, с замечательными людьми Красноярского края: поэтами Н. Ереминым, Р. Солнцевым, Э. Русаковым и др., художниками: Орловой, А. Красновым и др., композиторами и певцами: В. Елисеевой, Луценко, Трусовым, бардовскими объединениями, членами географических сообществ, Краевым Советом ветеранов, депутатами горсовета Казановой Т. И. 5. Принципы: - сотворчество детей и взрослых в совместном процессе освоения традиционной сибирской культуры;
- формирование целостного представления учащихся о родном крае;
- деятельностный подход.
6. Модули: - святые наши имена (о великих писателях и поэтах Сибири, Красноярска);
- народная память (исторические этапы края, их оценка с точки зрения значительности для жизни России;
- психология сибиряка (нравственный мир, ценности, традиции, обычаи);
- человек и природа;
- наследие (музейная деятельность).
7. Элективные курсы в момент реализации проекта: - музееведение;
- краеведение;
- основы журналистики;
- основы дизайна, флористики;
- школа экскурсоводов;
- библиотечное дело;
- основы рекламного искусства;
- школа молодого лектора;
- школа массовиков-затейников;
- основы проектной деятельности;
- основы фотодела;
- школа юного спасателя;
- участие в НОУ.
Занятия проводятся в первую половину дня. Во вторую половину дня дети под руководством педагогов выполняют полу...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1369
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|