Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа спецкурса по математике для 10—11-х классов по теме Избранные вопросы математики - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Программа спецкурса по математике для 10—11-х классов по теме Избранные вопросы математики


Автор(ы): Наумова Марина Ивановна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Пояснительная записка

Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запасы историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математикев школе:
  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
  • формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому человеку, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи расширенное и углубленное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.
Занятия курса призваны помочь ученику осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, с тем, чтобы он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного либо обычного изучения математики. Интерес и склонности учащегося к математике должны всемерно подкрепляться и развиваться. Учащиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач и доказательствах теорем, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приемы вычислений и тождественных преобразований, использовать наиболее употребительные эвристические приемы и т.д.
В программу включены ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к курсу алгебры и начал анализа и расширяющих и углубляющих его по основным идейным линиям. Включены также самостоятельные разделы, которые в настоящее время не изучаются, но являются важными содержательными компонентами системы непрерывного математического образования.
Включение дополнительных вопросов преследует две цели:
  • создание в совокупности с основными разделами курса базы для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к математике;
  • восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее содержанию расширенного и углубленного изучения необходимую целостность.
Расширенное и углубленное изучение математики предполагает наполнение курса разнообразными, интересными и сложными задачами, овладение основным программным материалом на более высоком уровне.
Для поддержания и развития интереса к предмету в программу включены занимательные задачи, сведения из истории математики.
Программа составлена на основе изучения курса алгебры и начал анализа по учебнику «Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / [С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин]. – М.: Просвещение, 2006.
Цель программы:
  • создать условия для расширенного и углубленного изучения материала, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей учащихся в соответствии с основными темами курса алгебры и начал анализа 10-11 классов.
Задачи программы:
  • формировать у учащихся сознательное и прочное овладение системой математических знаний, умений, навыков;
  • систематизировать, расширить и углубить знания по алгебре и началам анализа; детально расширить темы, недостаточно глубоко изучаемые в школьном курсе и, как правило, вызывающие затруднения у учащихся;
  • развивать математические способности учащихся;
  • способствовать вовлечению учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность.
Класс гимназический, универсальный.
Срок реализации программы – 2 года.

Содержание программы

10 класс

Название раздела, темы Теоретический раздел программы
Рациональные уравнения и неравенства Деление многочленов с остатком. Алгоритм Евклида.
Теорема Безу.
Корень многочлена.
Решение текстовых задач Задачи на проценты.
Задачи на смеси и сплавы.
Задачи на совместную работу.
Разные задачи.
Корень степени n Функция у = х и ее график.
Логарифмы Десятичные логарифмы.
Степенные функции.
Преобразование выражений, содержащих логарифмы.
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства Показательные уравнения.
Логарифмические уравнения.
Уравнения с модулем. Уравнения с параметром.
Показательные и логарифмические неравенства.
Неравенства с модулем. Неравенства с параметром.
Графический способ решения уравнений и неравенств.
Синус и косинус угла Примеры использования арксинуса и арккосинуса.
Формулы для арксинуса и арккосинуса.
Тангенс и котангенс угла Примеры использования арктангенса и арккотангенса.
Формулы для арктангенса и арккотангенса.
Тригонометрические уравнения и неравенства Тригонометрические уравнения.
Замена неизвестного t = sin x + cos x.
Тригонометрические неравенства.
Уравнения и неравенства с модулем.
Уравнения и неравенства с параметром.
Элементы теории вероятностей Математическое ожидание.
Сложный опыт.
Формула Бернулли. Закон больших чисел.

Учебно-тематический план

10 класс

Наименование раздела, темы Количество часов по теме
Рациональные уравнения. Неравенства.
Деление многочленов с остатком. Алгоритм Евклида.
Теорема Безу.
Корень многочлена.
3/6
1/2
1/2
1/2
Решение текстовых задач.
Задачи на проценты.
Задачи на смеси и сплавы.
Задачи на совместную работу.
Разные задачи.
6/12
1/2
1/2
1/2
3/6
Корень степени n.
Функция у = х и ее график.
2/4
2/4
Логарифмы.
Десятичные логарифмы.
Степенные функции.
Преобразование выражений, содержащих логарифмы.
2/4
1/2
1/2
4/8
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства.
Показательные уравнения.
Логарифмические уравнения.
Уравнения с модулем. Уравнения с параметром.
Показательные и логарифмические неравенства.
Неравенства с модулем. Неравенства с параметром.
Графический способ решения уравнений и неравенств.
6/12
1/2
1/2
1/2
1/2
1/2
1/2
Синус и косинус угла.
Примеры использования арксинуса и арккосинуса.
Формулы для арксинуса и арккосинуса.
2/4
1/2
1/2
Тангенс и котангенс угла.
Примеры использования арктангенса и арккотангенса.
Формулы для арктангенса и арккотангенса.
2/4
1/2
1/2
Тригонометрические уравнения и неравенства.
Тригонометрические уравнения.
Замена неизвестного t = sin x + cos x.
Тригонометрические неравенства.
Уравнения и неравенства с модулем.
Уравнения и неравенства с параметром.
5/10
1/2
1/2
1/2
1/2
1/2
Элементы теории вероятностей.
Математическое ожидание.
Сложный опыт.
Формула Бернулли. Закон больших чисел.
3/6
1/2
1/2
1/2
Итого 35 часов/70 часов

Содержание программы

11 класс

Название раздела, темы Теоретический раздел программы
Функции и их графики Основные способы преобразования графиков. Графики функций, связанных с модулем. Графики сложных функций. Разрывные функции.
Производная Непрерывность функций, имеющих производную. Дифференциал. Производная сложных функций. Производная обратной функции.
Применение производной Теоремы о среднем. Производные высших порядков. Выпуклост...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 4182

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340