Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (технология + ИЗО). Изготовление куклы - берегини русском народном костюме (5-й класс) - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Интегрированный урок (технология + ИЗО). Изготовление куклы - берегини русском народном костюме (5-й класс)


Автор(ы): Христолюбова Наталья Васильевна, учитель технологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока
Пробудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны.
Задачи урока
1. Развивающая - продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.
2. Обучающая - формирование умений и навыков учащихся при использовании различных видов техники в работе. Расширить и закрепить знания и умения по работе с тканью. Отработка навыков и умений при работе с тканью.
3. Воспитательная - воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
Сохраняющие здоровье технологии: неформальное общение, цветотерапия, музыкальная терапия, физкультминутка.
Оборудование и материалы:
1. Вид используемых на уроке средств ИКТ – ЦОР на CD-ROM (Презентация о русском народном костюме и вышивке, связь композиции костюма и орнаментом в народном искусстве). Приложение 1.
2. Необходимое аппаратное и программное обеспечение - компьютер и проектор, экран или интерактивная доска.
3. Таблицы с изображением русского народного костюма.
4. Набор открыток по теме «Русский костюм».
5. Эскизы русских народных костюмов, выполненные учащимися.
6. Образцы выполненных кукол. Приложение 2.
7. Таблицы инструкционной карты «Выполнение куклы – закрутки» (Приложение 4)
8. Кусочки хлопчатобумажных тканей.
9. Тесьма, бусы, нитки, кружева, ленты и др.
10. Музыкальный ряд: русские народные песни.
План урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу. Доведение до учащихся плана урока.
2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания
3. Изучение нового материала
Дать первоначальные сведения о русском народном костюм: сарафанная и понёвная форма одежды.
4. Практическая часть, 1
Постановка художественной задачи: выбор композиции и техники.
Исполнение эскиза, в котором ученик определяет колорит и основной характер костюма.
5. Практическая часть, 2
Изготовление куклы из ткани и ниток – способом «закрутки»
а) работа с инструкционными картами; б) проверка наличия материалов и инструментов; в) распределение по группам; г) распределение заданий индивидуально.
Самостоятельная работа: индивидуальная и фронтальная работа с обучающимися.
6. Закрепление новых знаний
Проверка усвоения новых знаний. Выставка работ учащихся. Оценивание выполненных работ.
7. Подведение итогов. Домашнее задание
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Выставление оценок за урок.
Самоанализ урока: дать краткую характеристику проведенного урока.
Ход урока
Изучение нового материала
Учитель. Послушайте, сказку.
“В некотором царстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: – Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и не кому не показывай; а когда приключиться тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью… ” Это, конечно, сказка, но…
Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня. Этот древний ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшних дней.
Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, береста). Иногда куклу помещали перед притолокой двери, приговаривая: “Повернись с добром, отвернись со злом”.
В сказке о Василисе скрыт и еще один нравственный смысл: вещь, переданная от умершей матери, будет беречь нас всю жизнь.
Сегодня мы с вами обращаемся к истокам тех народностей, которые населяют наш регион. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.
Игрушки у многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде. И известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы, и в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки – куклы были разными. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими.
По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.
Учитель. А, теперь, давайте с вами, ребята, представим, что живем в России не в двадцатом веке, а где-то в восемнадцатом! Что можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь?
Дети высказывают свои мысли.
Все правильно вы говорите. Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом - тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовку на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было всем темно. Зато когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду очень берегли, потому что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению в семье.
А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей? Из чего состояла?
Правильно, одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле.
Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.

Самым распространенным видом праздничного головного убора был кокошник - род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Посмотрите, какие они были красивые, разных форм!
И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая ее вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блесток.
Сочетание белого и красного цвета - отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом.
В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора - шапочки (сороки). Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской. Понева шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой и бисером.
Во время рассказа идет демонстрация слайдов о русском народном костюме и вышивке, таблиц и открыток с изображением русского народного костюма.
(Приложение 1)
Физкультминутка
Упражнение для мышц глаз.
Посмотрите прямо вперед. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и сохраните такое положение, считая про себя до 3. Поступ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 5119

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340