Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Интегрированный урок (технология + ИЗО). Изготовление куклы - берегини русском народном костюме (5-й класс)
Автор(ы): Христолюбова Наталья Васильевна, учитель технологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока Пробудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны. Задачи урока 1. Развивающая - продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся. 2. Обучающая - формирование умений и навыков учащихся при использовании различных видов техники в работе. Расширить и закрепить знания и умения по работе с тканью. Отработка навыков и умений при работе с тканью. 3. Воспитательная - воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа. Сохраняющие здоровье технологии: неформальное общение, цветотерапия, музыкальная терапия, физкультминутка. Оборудование и материалы: 1. Вид используемых на уроке средств ИКТ – ЦОР на CD-ROM (Презентация о русском народном костюме и вышивке, связь композиции костюма и орнаментом в народном искусстве). Приложение 1. 2. Необходимое аппаратное и программное обеспечение - компьютер и проектор, экран или интерактивная доска. 3. Таблицы с изображением русского народного костюма. 4. Набор открыток по теме «Русский костюм». 5. Эскизы русских народных костюмов, выполненные учащимися. 6. Образцы выполненных кукол. Приложение 2. 7. Таблицы инструкционной карты «Выполнение куклы – закрутки» (Приложение 4) 8. Кусочки хлопчатобумажных тканей. 9. Тесьма, бусы, нитки, кружева, ленты и др. 10. Музыкальный ряд: русские народные песни. План урока 1. Организационный момент Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу. Доведение до учащихся плана урока. 2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания 3. Изучение нового материала Дать первоначальные сведения о русском народном костюм: сарафанная и понёвная форма одежды. 4. Практическая часть, 1 Постановка художественной задачи: выбор композиции и техники. Исполнение эскиза, в котором ученик определяет колорит и основной характер костюма. 5. Практическая часть, 2 Изготовление куклы из ткани и ниток – способом «закрутки» а) работа с инструкционными картами; б) проверка наличия материалов и инструментов; в) распределение по группам; г) распределение заданий индивидуально. Самостоятельная работа: индивидуальная и фронтальная работа с обучающимися. 6. Закрепление новых знаний Проверка усвоения новых знаний. Выставка работ учащихся. Оценивание выполненных работ. 7. Подведение итогов. Домашнее задание Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Выставление оценок за урок. Самоанализ урока: дать краткую характеристику проведенного урока. Ход урока Изучение нового материала Учитель. Послушайте, сказку. “В некотором царстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: – Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и не кому не показывай; а когда приключиться тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью… ” Это, конечно, сказка, но… Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня. Этот древний ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшних дней. Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, береста). Иногда куклу помещали перед притолокой двери, приговаривая: “Повернись с добром, отвернись со злом”. В сказке о Василисе скрыт и еще один нравственный смысл: вещь, переданная от умершей матери, будет беречь нас всю жизнь. Сегодня мы с вами обращаемся к истокам тех народностей, которые населяют наш регион. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде. И известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы, и в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки – куклы были разными. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом. Учитель. А, теперь, давайте с вами, ребята, представим, что живем в России не в двадцатом веке, а где-то в восемнадцатом! Что можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Дети высказывают свои мысли. Все правильно вы говорите. Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом - тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовку на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было всем темно. Зато когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду очень берегли, потому что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению в семье. А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей? Из чего состояла? Правильно, одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле. Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами. Самым распространенным видом праздничного головного убора был кокошник - род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Посмотрите, какие они были красивые, разных форм! И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая ее вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блесток. Сочетание белого и красного цвета - отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом. В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора - шапочки (сороки). Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской. Понева шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой и бисером. Во время рассказа идет демонстрация слайдов о русском народном костюме и вышивке, таблиц и открыток с изображением русского народного костюма. (Приложение 1) Физкультминутка Упражнение для мышц глаз. Посмотрите прямо вперед. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и сохраните такое положение, считая про себя до 3. Поступ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 5119
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|