Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Исследовательский метод как способ активизации мышления учащихся на уроках физики - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Исследовательский метод как способ активизации мышления учащихся на уроках физики


Автор(ы): Никитенко Ирина Георгиевна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Широкое применение исследовательского метода на уроках связано с определенными трудностями, так как для его реализации, как правило, требуется большая затрата учебного времени и дифференцированный подход к учащимся. Названные трудности практически отсутствуют при организации внеклассной работы, поэтому именно здесь этот метод используется мною более широко.
Максимальное развитие познавательных сил учащихся может быть достигнуто путем применения исследовательского метода при умелом сочетании классной и внеклассной работы. Несколько различный характер заданий на уроке и во внеурочной работе, различие в обстановке, условиях и ситуациях способствуют формированию творческих черт личности школьника. Я остановлюсь на обсуждении сочетания работы на уроке лишь с одним видом внеурочной работы домашними экспериментальными заданиями.
Домашние исследования могут проводиться как обязательные домашние задания или предлагаться для желающих как одна из форм внеклассной работы. Очевидно, первое возможно в тех случаях, когда проведение исследования требует непродолжительного времени (дабы не вызывать перегрузки учащихся) и наличия самого элементарного оборудования. При этом если экспериментальная работа дается в качестве обязательного домашнего задания, то, очевидно, задания других видов сведены до минимума.
Опыт работы убеждает, что доступные экспериментальные исследования полезно давать в качестве обязательного домашнего задания, чтобы привлечь к ним школьников. Дело в том, что проведение этих работ, как правило, пробуждает любознательность у всех учащихся, в том числе и слабоуспевающих, а систематическое включение их в учебный процесс способствует формированию глубокого познавательного интереса.
Внеклассные (домашние) опыты и наблюдения чрезвычайно важны как дополнения к школьному физическому эксперименту. Они позволяют расширить область связи теории с практикой, приучить учащихся к самостоятельной исследовательской работе, развить у них интерес к физике и технике, преодолеть ошибочные представления некоторых из них о том, что физические явления можно наблюдать лишь с помощью специальных приборов.
Домашние опыты и наблюдения пропагандировал ещё в дореволюционное время А.В.Цинкер, а в советский период – П.А.Знаменский и особенно С.Ф.Покровский. Однако до сих пор этот метод обучения не имеет достаточного распространения на практике. Как известно, эффективность усвоения знаний зависит от подключения к процессу познания разнообразных органов чувств человека и основывается на непосредственных ощущениях, восприятиях, представлениях при контакте с реальными предметами и явлениями.
Развитие творческого мышления учащихся, приобщение их к конструированию и изобретательству – важная задача, решение которой поможет ребятам стать полноценными людьми.
Наиболее эффективно, с моей точки зрения, можно развивать у школьников творческие способности, если включать в домашние экспериментальные опыты конструкторские и рационализаторские задания. Они называются поэтически – “Я изобретаю!”. В этом названии – и признание важности работы, и гордость за неё, и уверенность в успехе, и заведомо высокая оценка возможностей своего “Я”... Ребятам это нравится. Здесь я предлагаю придумать простейший прибор, сделать его, проградуировать, объяснить принцип действия, выдать главные технические характеристики изделия. Как его изготовлять я не говорю, но предоставляю материалы, которые можно использовать, на начальном этапе подсказываю идею конструкции, излагаю порядок конструирования (для каждого задания он индивидуален), т.е. план работы.
Вот перечень части возможных заданий, относящихся только к измерительным приборам.
  1. Изготовить и проградуировать измерительный цилиндр.
  2. Сделать весы.
  3. Изготовить и проградуировать динамометр.
Выполнение подобного рода домашних экспериментальных заданий логически увязывает теоретические знания с жизненным повседневным опытом школьников, способствует осознанному переносу знаний из одной теоретико-практической ситуации в другую, формирует техническое мышление, развивает воображение и расширяет сферу применения знаний учеников развивается пытливость ума, смекалка, самостоятельность в суждениях, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.
При изучении явления испарения на уроке обсуждается вопрос о том, от каких факторов зависит быстрота испарения жидкости.
При этом следует обратиться к частично-поисковому методу: предложить учащимся высказывать гипотезы и попытаться их обосновать, исходя из молекулярных представлений. Но в условиях урока трудно провести экспериментальные исследования, подтверждающие сделанные выводы, так как опыты требуют много времени. Эти исследования можно предложить провести в домашних условиях.
Сначала предлагают исследовать зависимость быстроты испарения жидкости от площади ее свободной поверхности. Для этого надо наполнить пробирку водой, вылить воду на плоский поднос или плоскую тарелку и вновь наполнить водой пробирку; записать дату и время начала опыта; наблюдать за испарением воды и отметить время, когда...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1199

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340