Главная / Методические материалы / Классное руководство
Классный час в 10-м классе Выбор профессии – взгляд в будущее, взгляд внутрь себя
Автор(ы): Петросян Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы, мировой художественной культуры
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы. (Томас Карлейль) Берись за то, к чему ты годен. (Пословица) Цель урока: показ разнообразия специальностей; развитие творческого потенциала у учащихся для выбора профессии; приложение творческих способностей к той или иной деятельности. Задачи: 1) формирование представлений о роли профессии в жизни человека; 2) расширение представлений о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессии; 3) представление современных профессий, их видов; 4) ознакомление с ситуацией на рынке труда; 5) выявление психологической компетентности учащихся; 6) формирование умения вести дискуссию, рассуждать и воспитывать толерантное отношение к другим мнениям План урока. Мизансцена. Слово учителя о теме, целях и задачах урока, выработка критериев профессионального выбора. Представление учениками рекламных роликов – презентаций их будущих профессий (Приложение 1 – “Профессия художника-модельера”, Приложение 2 – “Профессия фотографа”, Приложение 3 – “Профессия эколога”). Определение учениками названия современных профессий по их характеристике. Представление учениками собственных коллажей “Я через 10 лет”. Рынок труда сегодня: спрос и предложения. Перечень положительных и отрицательных сторон мира современных профессий. Слово родителей о выборе профессии (видеоролики). Рефлексия (в качестве итога: я узнал, я понял, я удивлен) – создание портрета профессионала, способного доказать свои лучшие качества в условиях высокой конкуренции. Оборудование. Рекламные проспекты учебных заведений, вузов Москвы и Московской обл. Ход урока. I. Мизансцена. Ученик 1: Кто на стульчике сидел, Кто на улицу глядел. Дима пел, Сергей молчал, А Тимур ногой качал. Ученик 2: Дело было вечером, Делать было нечего. Галка села на забор, Кот забрался на чердак. Ученик 3: Тут сказал ребятам Дима Просто так: “Я хочу стать программистом, ну а вы?” Ученик 1: Программистом – это клёво! Ну а я не знаю, кем. Все профессии нужны, Все профессии важны! Первоклассница: Только выбрать вам придется окончательно - одну! Ученик 2: Тут вмешался в разговор наш Тимур. Ученик 4: А сегодня в нашем классе разговор пойдет серьезный О профессиях таких, Перспективных, деловых! Ученик 1: От школьного порога дорог уходит много На стройки, на заводы, в полет за облака. И мне уже 16, и надо бы решаться, Где работать мне и как, чем заниматься? Ученик 2: Да, ученье хорошо, А богатство лучше, В менеджеры я б пошел, Пусть меня научат! Я рубли бы добывал, Доллары и центы, А для школы отчислял Крупные проценты! Ученик 3: Да, богатство хорошо, Ну а свой банк лучше, Я банкиром бы пошел, Пусть меня научат. Ультиматум предъявил бы Я своим родителям: Чтоб учиться хорошо, Вы за то платите мне! Ученик 4: Ой, банкиром хорошо, А известность лучше, Я б актрисой бы пошла, Пусть меня научат. Ах, родной киноэкран, Фильм растянут на года, Санта-барбарские страсти не угаснут никогда. Лучше фильмов счастья нет, Без кино не мил мне свет. Ученик 5: Не шофером, не гипнотизером, Не шахтером, на худой конец, Нет, мечтал быть с детства прокурором. Я, худой, веснушчатый малец Представлял, как строгий, неподкупный, Я сижу, затянутый в мундир, Повергая в трепет мир преступный, Да и прочий, заодно уж, мир. Вступление. II. Учитель: Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости! Сегодня мы снова встретились, чтобы поговорить о вашем будущем. Вы хотите быть счастливыми? Люди давно ищут формулу счастья. Одна из таких формул звучит так: счастлив тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот почему так важно правильно выбрать профессию. В настоящее время существует около 40 тыс. профессий. В мире постоянно появляются новые профессии, исчезают старые. Это связано с бурным развитием науки и информационных технологий. В последнее время исчезли многие профессии, требующие тяжелого физического труда. А вот профессия “космонавт” существует всего 40 лет, но наряду с этим недавно появились и такие, как “дизайнер”, “маркетолог”. Как ориентироваться в многообразном мире профессий? Для этого мы спланировали урок следующим образом: - выработка критериев профессионального выбора и представление рекламных роликов – ваших презентаций о профессии;
- представление мира современных профессий, понятие профессионализма и его слагаемые;
- предложения рынка труда;
- проба описания портрета профессионала, способного доказать свои лучшие качества.
Итак, класс делится на 4 команды, каждая из которых начнет работать на свой рейтинг. Подчеркиваю, вы будете не соревноваться друг с другом, а повышать свой рейтинг, т. е. компетентность в выборе профессии. Готовимся к реальной жизни! В условиях высокой конкуренции на современном рынке труда очень важно быть лучшим. Готовы? 1.Что же такое профессия? (Ответы учеников: род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования (с лат. “объявлять своим делом”)) 2. Чем надо руководствоваться в выборе, профессиональном самоопределении? (Кем стать; к какой социальной группе принадлежать; где и с кем работать) 3. В зависимости от особенностей труда (с чем или с кем приходится работать) все профессии делятся на 5 главных типов: “человек - природа”, “человек-техника”, “человек-человек”, “человек- знаковая система”, “человек-художественный образ”. В соответствии с целями профессиональной деятельности, профессии подразделяются на классы: гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать). Эту классификацию предложил академик Климов, с результатами такого тестирования вы можете ознакомиться. 4. Перечислим же важные факторы, влияющие на выбор профессии: - призвание и талант (ученики добавляют: хобби, увлеченность, склонности, мотивы труда, способности, внутренние возможности);
- семейные династии и советы друзей (продолжение дела родителей);
- желание и знакомство (это может быть идеал, кумир или пример живого человека);
- практицизм и романтизм, связанные с личностными качествами, с самооценкой, с интересами. Вот такова карта наших личных интересов класса. Например, я мечтала о своей профессии очень рано и выбрала, я – педагог.
III. Слово рекламным роликам… Ученики класса подготовили мультимедийные презентации о выборе следующих профессий: эколог, повар, ландшафтный дизайнер, фотограф, художник-модельер, мультипликатор, дизайнер интерьера, экономист. Каждое выступление составляло 1 минуту, в течение которой ученик должен был озвучить следующие параметры: содержание профессии, престижность, перспективность, причины выбора, материальная сторона, личностные особенности человека (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3). IV. Но мы не назвали еще и новые современные профессии, названия которых так и пестрят сегодня в газетах, журналах и видеороликах и “бьют” по ушам всеми своими согласными. Это имиджмейкер, логистик, бренд-менеджер, мерчендайзер, web-дизайнер и др. Посмотрим, каков ваш рейтинг компетентности по этому вопросу. Определите по характеристике названия профессий: Специалисты, которые экономят деньги. Их задача – достичь максимальной прибыли при минимальных затратах (Логистик). Специалисты работают, основываясь на индивидуальность человека, т. е. создают коррекцию поведения своего клиента, используя знания по психологии и этикету (Имиджмейкер). Специалист, занимающийся продвижением своей продукции, доказывая при этом ее необходимость и практичность (Бренд-менеджер). Специалист, обладающий навыками культуры общения, умеющий быстро и уверенно говорить, удерживать внимание аудитории (Радио-джей). Специалист, хорошо знающий основы программирования, имеющий логический склад ума и творческий способности. Он работает на фирму или организацию, создает ее страницу в интернете, привлекающий внимание сайт (Web-дизайнер). ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.06.29 | Просмотров: 2024
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|