Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Пейзаж и его функции в романе Д.Дефо Робинзон Крузо - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Пейзаж и его функции в романе Д.Дефо Робинзон Крузо


Автор(ы): Киселёва Елена Леонидовна, директор,учитель литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Ход урока
I. Беседа о способах создания характера
  • Кто такой Р. Крузо? В какое время он жил?
  • Какие качества ценит автор в Робинзоне? (целеустремленность, трудолюбие, терпение, веру в Бога, рассудительность)
  • Какими средствами автор создает характер героя? (фиксируем на доске ответы)
Средства создания характера:
а) поступок (например: несмотря ни на что Робинзон стремиться в море);
б) речь героя (например: “Но, видно, глупость, удел молодежи, как удел людей зрелого возраста, умудренных дорого купленным опытом, осуждать безрассудства молодежи”);
в) отношение к чему-либо или кому-либо (например: отношение к деньгам, золоту (считает бесполезными вещами); к библии (берет эту книгу с корабля как нужную вещь); к Пятнице и т.д.)
г) интерьер (например: описание пещеры, где все было продумано и рассчитано, все в определенном порядке расставлено).
д) пейзаж.
  • Правильно ли я поняла, что пейзаж – это средство создания характера? (да…, нет…?)
  • А что такое характер? (это качества человека, их совокупность)
  • Значит, пейзаж – это то, что раскрывает какие-то качества человека? (да)
II Работа по формированию понятия “пейзаж” и его функции
Создание проблемной ситуации.
Задание 1: Найдите в тексте описание острова (дневник Робинзона с 15 июля)
“По берегам его тянулись красивые луга, ровные, гладкие, покрытые травой, а дальше – там, где низина постепенно переходила в возвышенность и куда, как надо было думать, не достигал разлив – рос в изобилии табак с высокими и толстыми стеблями…”
  • То, что я прочитала можно назвать пейзажем? (да, это описание природы)
  • Характеризует ли это описание природы героя (нет, здесь просто описано место действия)
  • Значит, описание места действия не является способом создания характера? (да, не является)
  • Значит, пейзаж не является способом создания характера? (…)
Задание 2: Найдите в тексте описание самого первого шторма в жизни Робинзона.
“Между тем ветер крепчал, и по морю ходили высокие волны, хотя эта буря не имела и подобия того, что я много раз видел, потом… но на другое утро ветер стал стихать, волнение поулеглось, и я начал понемногу осваиваться с морем…”
  • Этот отрывок характеризует героя? (Да. Он во время шторма боится, клянется Богу, что никогда больше не ступит на корабль, и будет слушать отца, но когда шторм прошел и Робинзон увидел ослепительно сияющее море, то забыл о своих клятвах. Здесь герой поступает легкомысленно).
  • Значит ли это, что данный отрывок не является пейзажем? (Нет. Это пейзаж. Здесь описывается природа - море)
  • Что же можно сказать о функции пейзажа, которую он здесь выполняет? (Это описание подчеркивает состояние героя. Ему страшно, когда бушует шторм, и он успокаивается, когда светит солнце).
Задание 3: Найдите в тексте описание урагана после землетрясения на острове.
“Между тем собрались тучи; потемнело, как перед дождем… Эта мысль меня ободрила, а может быть, и дождь, мочивший меня, придал мне решимости…”
  • Какую функцию выполняет это описание природы? (Здесь передается состояние героя. Еще это описание и на читателя воздействует. Нам тоже сначала страшно, а потом мы успокаиваемся. И характер героя раскрывается).
Задание 4: Найдите в тексте описание грозы до строительства Робинзоном пещеры.
“Как-то раз, когда я приготовился ставить палатку и рыть пещеру, набежала вдруг густая туча, и хлынул проливной дождь. Потом блеснула молния, и раздался страшный раскат грома. В этом, конечно, не было ничего необыкновенного, и меня испугала не столько сама молния, сколько мысль, быстрее молнии промелькнувшая в моем мозгу: “Мой порох!”
  • Какую функцию пейзаж играет в этом отрывке? (Он как действующее лицо. Как в сказке природа действет, так и здесь молния “подсказывает” мысль герою).
  • А нам, читателям, что-то “подсказывает” этот отрывок? (Да, мы тоже задумываемся о том, что умный герой всегда найдет правильное решение и выживет в самых сложных условиях).
  • Вспомним, что “Робинзон Крузо” - это просветительский роман. О чем же хочет заставить задуматься читателя автор? Какова идея произведения? (Разумный герой в борьбе со стихией способен победить. У него больше шансов выжить).
Вывод: Можно сказать, что пейзаж помогает читателю понять произведение.
III Работа в тетрадях (обобщение)

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1845

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340