Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа факультативного курса Математический калейдоскоп. 5-й класс - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Программа факультативного курса Математический калейдоскоп. 5-й класс


Автор(ы): Моргунова Светлана Павловна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
«Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случаев делать
его немного занимательным»
Блез Паскаль
Пояснительная записка
Процесс реформирования системы общего среднего образования, переход на двенадцатилетний срок обучения должен включать в себя не только модернизацию школьного курса математики, но и дополнение его новым содержанием, позволяющим повысить уровень математического развития подрастающего поколения. Знания, получаемые школьниками на уроках во время изучения основного курса, не всегда являются достаточными. В связи с этим возрастает роль факультативных занятий по математике, на которых учащиеся углубляют и систематизируют знания по основному курсу, получают дополнительную информацию, исходя из достижений математической науки.
Факультативный курс «Математический калейдоскоп» может привлечь внимание учащихся 5 классов, которым интересна математика и ее приложения, кто хочет глубже и основательно познакомиться с ее методами и идеями. Предлагаемый курс освещает намеченные, но совершенно не проработанные в базовом курсе школьной математики вопросы. Вопросы, связанные с созданием у учащихся 5-го класса положительной мотивации к обучению, наиболее актуальны именно для этого возраста. Возрастные особенности учащихся требуют включения работы различных органов чувств, а значит, разнообразия видов деятельности учащихся на уроке. Именно для этого возраста качество знаний существенно зависит от применения различных технических средств обучения и наглядных пособий. Поэтому предлагаемые задачи подаются с использованием мультимедийных технологий.
Возникновение интереса к математике во многом зависит от методики ее преподавания, и это особенно актуально для учащихся 5-х классов, когда еще только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Раскрыть притягательные стороны математики помогают дидактические игры и игровые формы занятий. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что его предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, очень сильно проявляющегося в ходе решения текстовых задач, здесь же развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Решение текстовых задач вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.
Цели курса:
  • привитие интереса учащимся к математике;
  • углубление и расширение знаний учащихся по математике;
  • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
  • воспитание настойчивости, инициативы.
Задачи курса:
  • формирование прочных и устойчивых навыков использования соответствующего математического аппарата при решении текстовых задач;
  • расширение представлений учащихся об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
  • расширение понимания значимости математики для общественного прогресса.
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности учащихся являются: изложение узловых вопросов данного факультативного курса (лекционный метод), собеседования (дискуссии), тематическое комбинированное занятие, соревнование, решение задач, доклады учащихся. Также при проведении факультативных занятий в основном используются методы изучения математики, а также проблемные формы обучения.
Акцент на факультативных занятиях сделан на самостоятельную работу учащихся. Уделяется больше внимания индивидуальной работе учащихся и меньше - фронтальной работе.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
  • основные методы решения задач,
  • основные типы сюжетных задач и приемы их решения;
  • содержательный смысл терминов «контрапозиция», «инверсия», «уникурсальные кривые»;
должны уметь:
  • применять изученные методы и приемы при решении задач; сюжетных задач,
  • различных типов
  • производить прикидку и оценку результатов вычислений,
  • при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать рациональные способы решения задач.
В ходе освоения содержания программы факультативных занятий «Математический калейдоскоп» 5 класс ожидаются:
1. Развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности школьников;
2. Освоение учащимися на более высоком уровне общих операций логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация и др., в результате решения ими соответствующих задач и упражнений, дополняющих основной материал курса;
3. Повышение уровня математического развития школьников в результате углубления и систематизации их знаний по основному курсу;
4. Реализация гуманистического подхода в обучении школьников через вариативную подачу материала в зависимости от его сложности и степени подготовленности класса к восприятию;
5. Формирование устойчивого интереса школьников к предмету в ходе получения ими дополнительной информации, основанной на последних достижениях математической науки и педагогической дидактики.
Курс ориентирован на учащихся 5 классов в объеме 32 часов из расчета 1 час в неделю.
Учебно-тематический план

п/п
Тема
Кол-во
часов
В том
числе
Форма контроля
лекции
практ.
работа
Раздел 1. Текстовые задачи (28 часов).
1. Практические задачи (6 часов).
1.
Арифметические действия с десятичными дробями
3
1
2
Самостоятельная работа №1
2.
Задачи с экономическим содержанием
3
1
2
Самостоятельная работа №2
2. Логические задачи ( 18 часов).
1.
Задачи, решаемые с конца.
2
1
1
Работа в группах
2.
Задачи на доказательство от противного.
2
1
1
Коллективное решение задач
3.
Задачи на доказательство «по контрапозиции».
2
1
1
Индивидуальная работа
4.
Задачи на перестановку членов (инверсию).
3
1
2
Индивидуальная работа
5.
Задачи на переливание
3
1
2
Групповая работа
6.
Задачи на взвешивание
3
1
2
Самостоятельная работа №3
7.
Занимательные и шутливые задачи
3
1
2
Зачет
3. Геометрические задачи. (4часа)
1.
Геометрические задачи -1 (разрезание)
2
1
1
Самостоятельная работа № 4
2.
Уникурсальные кривые (фигуры)
2
1
1
Сообщение ученика «Пифагор»
Раздел 2. Дидактические игры (6 часов).
1.
Викторина «В мире цифр»
1

1
Индивидуальная работа
2.
Математические фокусы
1

1
Коллективная работа
3.


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2216

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340