Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Дистанционное обучение в средней школе как личностно-ориентированная форма лицейского образования
Автор(ы): Матвеева Ольга Ивановна, учитель информатики и ИКТ
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Содержание
- Введение.
- Опора на средства новых технологий.
- Наличие развитой среды обучения.
- Образовательное Интернет – пространство.
- Взаимосвязь с современными педагогическими технологиями.
- Индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения.
- Опыт моей работы.
- Заключение.
Введение Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. В некоторых случаях необходим приезд обучающегося для сдачи экзамена или защиты выпускной работы. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line. Интерес к дистанционному обучению в последнее время постоянен. В школах, также как в вузах, оно уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Для специалистов в области информатизации образования это явление, несомненно, положительное: по своей сути программированное, дистанционное обучение требует использование компьютера, а следовательно, органически включает его в учебный процесс и естественным путем, в силу необходимости, привлекает к его освоению все больший круг учителей школ. Опора на средства новых информационных технологий Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и обучаемым. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (графика, звук, анимация, видео). Компьютерные обучающие и контролирующие программы помогают учащимся быстрее и глубже освоить учебный материал, дают возможность учителю осуществлять оперативный контроль уровня усвоения учебного материала. В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг:
- электронная почта;
- телеконференции;
- пересылка данных (FTR- серверы);
- гипертекстовые среды (WWW – серверы);
- ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы);
- видеоконференции.
С помощью каждого из этих типов взаимодействия ученика и учителя решаются специфические и дидактические задачи. С помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учащимся: рассылка учебных заданий, вопросы преподавателя и к преподавателю. Электронная почта намного облегчает учителю массовую рассылку материала. Позволяет отслеживать историю переписки с учащимся. Телеконференции позволяют организовать общую дискуссию среди обучаемых на учебные темы. Телеконференции проходят под управлением преподавателя. Преподаватель формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих в конференцию сообщений. Участники конференций могут просматривать поступившие сообщения. Присылать свои собственные письма (сообщения) в конференцию, принимая, таким образом, участие в дискуссии. Услуги FTR-серверов могут потребоваться при пересылки данных (файлов), в том числе больших размеров. FTR-серверы располагают удобными функциям для организации и контроля таких пересылок. На WWW-серверах преподаватель может разместить учебные материалы. Эти материалы будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию. Ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал. Преподаватель с помощью поисковых систем, справочников по ресурсам Интернет может готовить набор ссылок на WWW-страницах, содержащие интересный с его точки зрения материал по изучаемым темам, и сообщать эти ссылки обучаемым. Если они имеют выход в Интернет, то смогут воспользоваться этим материалом. Видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения конференций. Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями в «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями. Такие лекции высококвалифицированных специалистов весьма популярны в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи. Наличие развитой среды обучения Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам могут предлагаться:
- компьютерные обучающие программы;
- электронные учебные пособия;
- компьютерные системы тестирования и контроля знаний;
- электронные справочники;
- учебные аудио и видеоматериалы;
- информационные материалы.
Перечисленные средства безусловно способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний. Образовательное Интернет-пространство «Образовательное Интернет - пространство» - термин часто используется как интуитивно понятный, не требующий четкого определения. Образовательное Интернет пространство не только совокупность образовательных ресурсов Интернета. Оно имеет сложную инфраструктуру, которая включает в себя:
- технические и технологические средства Интернета;
- человеческие ресурсы, вовлеченные в образование и процессы информатизации образования;
- систему отношений в сообществе специалистов, работающих в образовании с опорой на средства новых информационных технологий и Интернет.
Основные условия формирования образовательного Интернет-пространства – свободный доступ для всех вовлеченных в инфраструктуру специалистов к ресурсам и механизмам инфраструктуры, беспрепятственная коммуникация в Интернет – обществе. В нем должны действовать механизмы саморазвития, реализующие внутреннюю логику существования системы. Таким образом, создаваемые средства информационной поддержки развития образовательного Интернет – пространства должны быть направлены на:
- расширение Интернет – пространства, в том числе создание мотивационных механизмов;
- изучение информационных и коммуникативных потребностей системы образования и создание ресурсов, сервисов служб Интернета, направленных на удовлетворение этих потребностей;
- создание условий для реализации творческого потенциала школьной общественности;
- повышение квалификации учителей школ в области новых информационных и педагогических технологий;
- поддержку обращенных во вне мероприятий, укрепляющих взаимосвязи образовательного Интернета с многочисленными контекстами общества, общественными структурами.
Взаимосвязь с современными педагогическими технологиями Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических технологий. В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику, как процедура выработки необходимых знаний и умений, хотя разумеется, упомянутые элементы учебного процесса полностью не отрицаются. Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простые по уровню применяемых педагогических подходов образовательных курсов. В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся. Индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения Современные ср...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1209
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|