Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Итоговая контрольная работа по курсу физики средней (полной) общеобразовательной школы
Автор(ы): Изюмов Игорь Анатольевич, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
...очень немногие люди, и притом самые замечательные, способны просто и откровенно сказать: "не знаю"... Д.И. Писарев Качество образования есть социальная категория, определяемая совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения, обеспечивающие развитие ключевых компетенций обучающейся молодежи[5, c. 86, 87]: Изучать: | - уметь извлекать пользу из опыта; - организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; - организовать свои собственные приемы обучения; - уметь решать проблемы; - самостоятельно заниматься своим обучением. | Искать: | - запрашивать различные базы данных; - опрашивать окружение; - консультироваться у эксперта; -получать информацию; - уметь работать с документами и классифицировать их. | Думать: | - организовать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; - критически относиться к тому или иному аспекту развития общества; - уметь противостоять неуверенности и сложности; - занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; - видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; - оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; - уметь оценивать произведения искусства и литературы. | Сотрудничать: | - уметь сотрудничать и работать в группе; - принимать решения; - улаживать разногласия и конфликты; - уметь договариваться; - уметь разрабатывать и выполнять контракты. | Приниматься за дело: | - включаться в проект; - нести ответственность; - войти в группу или коллектив и внести свой вклад; - доказать солидарность; - уметь организовывать свою работу; - уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами; | Адаптироваться: | - уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; - доказать гибкость перед лицом быстрых изменений; - показать стойкость перед трудностями; - уметь находить новые решения. | Исходя из целей современного физического образования, обязательного минимума содержания образовательных программ, требований к уровню подготовки выпускников [3, c. 8, 9] и сказанного выше, можно предположить, что в итоговую контрольную работу по курсу физики средней (полной) общеобразовательной школы следует включать преимущественно задания четырех основных типов [1, c. 77, 78]: 1. Вопросы с краткими ответами. Это задание предлагается взамен традиционных теоретических вопросов по физике и позволяет шире, чем обычный устный опрос, проверить усвоение различных понятий. К заданию этого типа предъявляются следующие требования: оно должно быть многоцелевым; для обеспечения быстрой проверки вопросы задания должны иметь, по возможности, однозначный ответ; формулировка задания должна исключать заученные ответы, а способы оценки стимулировать поиск верного ответа и препятствовать выбору ответов наугад; желательна максимальная независимость вопросов с целью обеспечения эффективной проверки важнейших сведений темы. Количество вопросов определяется составителем, исходя из учебных планов различных профилей. 2. Задания на проверку экспериментальных умений и навыков, которые можно разбить на две группы: а) задания для контроля умений и навыков прикладного характера: сноровки, умения читать схемы, выбирать оборудование, собирать установку и ставить эксперимент, проводить наблюдения и т. д.; б) задания для проверки умений, касающихся мыслительных операций, используемых в эксперименте: выдвижение гипотезы, выделение главных параметров и данных, обработка и представление результатов, критическая оценка полученной информации. Особенностью этой группы заданий является предварительное напоминание теории в виде формулировок фундаментальных законов, относящихся к описанной в задании ситуации. Целесообразно также учитывать следующее обстоятельство: в зависимости от начальных условий на один и тот же вопрос могут получиться различные ответы. 3. Задачи. Целью данной группы заданий в основном является проверка следующих интеллектуальных умений: умение выполнять последовательность определенных операций (навык); удачный выбор из нескольких возможных способов решения наиболее целесообразного (диагностика); соединение между собой нескольких выбранных способов с целью получения желаемого результата (стратегия); выражение в математической форме конкретной физической ситуации, описываемой разговорным языком (интерпретация); проявление творчества. Сохраняя в целом классическую форму этого вида заданий и их особенности, целесообразно учесть следующие дополнительные положения: - в задаче с самого начала должна быть указана ее цель (например, сконструировать прибор, который…, сравнить методы измерения … и т. п.); - прежде чем ставить вопросы, связанные с применением формул или математических расчетов, необходимо предлагать качественные вопросы, требующие определенных умозаключений, описания явлений и т. п.; - всякий раз, когда только это возможно, требовать интерпретации полученных результатов; - все числовые данные группировать в начале или конце задачи, поскольку числовые значения величин, предлагаемые последовательно к каждому вопросу, могут представлять собой информацию, затрудняющую ход логических рассуждений; - в условие задачи включать избыточное число данных (однако это обстоятельство не должно быть неожиданным для ученика). 4. Критический анализ научно-популярного текста, целью которого является проверка следующих умений учащихся: извлекать из текста необходимую информацию; находить связи между информацией, содержащейся в тексте и полученной из других источников (например, из учебника, рассказа учителя, лабораторного опыта и т. д.); устанавливать, доказано ли предположение или оно только высказано, опровергнуто или лишь содержит аргументацию против него. При этом научно- популярный текст должен содержать в себе элемент определенной новизны для учащихся. Отбирая его содержание, следует придерживаться такого правила: включенные в текст физические понятия должны быть известны учащимся, но речь о них ведется языком, отличным от употребляемого в процессе обучения. Текст не должен содержать более 500 слов, т. е. он рассчитан на продолжительность чтения около 5 минут. К тексту прилагаются вопросы, ответы на которые находятся либо при анализе текста, либо в результате сравнения извлеченной из него информации с учебным материалом. Допустим и свободный логико-предметный анализ всего текста. Ниже приводится один из возможных вариантов итоговой контрольной работы по курсу физики средней (полной) общеобразовательной школы, включающий в себя задания всех четырех типов. В связи с достаточно большим объемом, время, выделяемое на выполнение работы, должно быть сравнимо со временем, предусмотренным на письменные формы итоговой аттестации учащихся. Задание № 1 [2, c. 634, № 7]. (Цель: проверка знаний по теме “Сведения о молекулах”.) Какая количественная или качественная информация о молекулах содержится в каждом из нижеследующих пунктов? (Не отвечайте одним словом, а дайте короткое объяснение.) а) броуновское движение, б) поверхностное натяжение, в) диффузия (рассеяние) паров брома, г) площадь масляной пленки на воде, д) измерения давления, объема и массы образца воздуха, е) измерения удельной теплоемкости газа при различных температурах. Задание № 2 [1, c. 78]. (Цель: проверка знаний по теме “Фотоэффект”.) Свет падает на металлическую поверхность, выбивая из нее электроны. Дайте краткие (на 2-3 фразы) комментарии к следующим ответам (не обязательно правильным): - Число электронов, вырываемых с поверхности металла в единицу времени, пропорционально напряжению между пластиной и анодом.
- Число вырванных в единицу времени электронов пропорционально частоте падающего света.
- Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов пропорциональна интенсивности падающего света.
- Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов зависит от частоты падающего света.
- Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов не зависит от природы металла.
Задание № 3 [1, c. 76, 77]. (Цель: проверить умение обрабатывать результаты эксперимента и устанавливать пригодность гипотезы.) Напоминание из темы “Столкновение двух твердых тел”: при упругом ударе кинетическая энергия системы не изменяется; если на систему не действуют внешние силы, общий импульс системы постоянен. Условие. На столе с воздушной подушкой могут перемещаться без трения два диска Р1 и Р2 массой m1=100 г и m2=200 г. Впереди диска Р1 прикреплена небольшая пружина, с помощью нити поддерживаемая в сжатом состоянии. Диски бросают навстречу друг другу так, что диск Р2 налетает на пружину диска Р1. фотографическая запись удара позволяет получить таблицу, где зафиксированы положения дисков Х1 и Х2 по отношению к началу отсчета (см. табл. I). Таблица I t, мc | X1, см | X2, см | 020 40 60 80 100 120 140 160 | 0, 010, 0 20, 0 30, 0 40, 0 36, 0 17, 9 -0, 3 -18, 4 | 100, 090, 0 80, 0 70, 0 60, 0 57, 0 61, 0 65, 1 69, 1 | Проблема. а) Изучите количество движения системы. Что о нем можно сказать? Поясните свой ответ. б) Используя экспериментальные результаты, определите, оборвалась или нет во время удара нить, поддерживающая пружину в сжатом состоянии. Ответ поясните. Задание № 4 [1, c. 77]. (Цель: проверить умение составлять схемы электрических установок, планировать эксперимент, проводить измерения и расчеты.) - Как опытным путем определить электроемкость конденсатора? Укажите по крайней мере две схемы установок для этого. Проведите необходимые измерения и расчеты электроемкости.
- Как экспериментальным способом определить коэффициент мощности электрической цепи, содержащей R, L, C? Укажите, какую схему нужно использовать, приведите необходимые измерения и расчеты.
- В черном ящике находится двухполюсник (деталь, имеющая два вывода), который может быть либо активным сопротивлением, либо конденсатором, либо катушкой индуктивности. Какие опыты необходимо провести для определения природы двухполюсника? Укажите необходимое оборудование и монтаж схемы, приведите проделанные измерения и рассуждения, позволившие прийти к выводу.
Задание № 5 [1, c. 77, 78]. Цель: изучение торможения автомобиля и извлечение из этого материала сведений, важных для обеспечения безопасности движения. Условие. Ниже приведены некоторые числовые данные и факты, характеризующие “средний” автомобиль: - масса М=103кг, максимальная мощность N=50 л. с. (1 л. с.=736 Вт); спринтерская скорость на горизонтальной дороге vp=144 км/ч; двигатель развивает максимальную мощность при достижении автомобилем максимальной скорости; - действие тормозной системы довольно сложно; мы сведем ее к действию постоянной силы (если водитель прикладывает постоянное усилие к педали тормоза), направленной противоположно вектору скорости; эта сила Fт достигает максимального значения Fт =5000N; - сила трения о воздух противоположна скорости и равна по модулю Fв=kv2, где k–аэродинамический коэффициент, характеризующий обтекаемость машины. При решении задачи считать, что дорога горизонтальна и машину никогда не заносит. Задания. I. Изучите торможение без учета сопротивления воздуха. I. 1. Выразите минимальный тормозной путь d через его зависимость от скорости автомобиля v. Начертите график этой зависимости d=f(v) на миллиметровой бумаге. При постр...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1543
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|