Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Духовное становление личности - основа гражданского воспитания (концепция развития личности учащегося)
Автор(ы): Краснова Ирина Федоровна, учитель русского языка и литературы, зам. директора
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Актуальность проблемы. Д.С. Лихачев сказал: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно». Сегодня у нас в стране остро стоит проблема становления личности как гражданина в условиях всеобщего кризиса духовности. А. Солженицын так сказал когда-то об этом: «Русский вопрос к концу XX века стоит очень недвусмысленно: быть нашему народу или не быть? Если дело пойдет так и дальше, то еще через век слово «русский» как бы не пришлось вычеркивать из словарей». Что происходит сегодня у нас в стране, в России? Каковы же причины бездуховности? Обратимся к статистике. Экономический кризис в стране. Более 90% населения - за чертой бедности. Резкое расслоение российского общества по имущественному признаку. 1% богатых и миллионы ведущих нищенское существование на одном полюсе. Доходы 10% самых богатых людей в России в 15-20 раз выше, чем самых бедных граждан, т. е. сформировалась пирамида несправедливости, чем достойнее, культурнее человек, тем он беднее и наоборот: чем безнравственнее поступки человека (вор!), тем он живёт лучше. Эта ситуация входит в противоречие с теми истинами, которым с малых лет мы обучаем в детских садах и школах, на которых построены сказки и басни. Все наши призывы к добру и справедливости бесполезны, если в реальной жизни, те, кто честно и много работает, живут впроголодь, а те, кто должен сидеть в тюрьме разъезжают на дорогих иномарках и покупают футбольные клубы. Эта ситуация является разрушительной для еще несформировавшихся нравственно детских душ. Всем понятно, что на честные заработки прожить трудно, а «красивая жизнь» - для тех, кто умеет нарушать закон. Всё это оказывает отрицательное влияние на подростков: они начинают злоупотреблять алкоголем, наркотиками, приобщаются к сектам, азартным играм, с лёгкостью совершают преступления. За последние 5 лет в 13,5 раз повысилось количество людей, употребляющих наркотики; в 40 раз возросло число людей, страдающих венерическими заболеваниями. По статистике в России рождается 21% дебилов. Могут быть признаны здоровыми лишь около 20% детей и подростков. В стране 18 миллионов наркоманов и 38 миллионов алкоголиков. Повседневная речь многих людей - очевидное свидетельство духовно-нравственного кризиса общества, выраженного неблагополучия социального здоровья людей. Подрастающее поколение всё хуже владеет родной речью, дети затрудняются объединять слова в предложения, правильно строить фразы и выражать свои мысли. Родители же слишком погружены в свои заботы, и живое общение заменяет телевизор, компьютер. Восприятие информации на слух или из книг становится для ребёнка более сложным, он привыкает к тому, что его развлекают без усилий, и особенно пагубно влияет на его развитие содержание того, что он смотрит. Десятилетний ребёнок проводит больше времени перед телевизором (около 30 часов в неделю). И к 16-летнему возрасту, зритель видит около 13000 убийств и множество актов насилия. Мало на экранах отечественных фильмов, которые воспитывают доверие, взаимопомощь, любовь к родителям. Это все является разрушительной силой для еще несформировавшихся нравственно детских душ. Мы видим, что происходит вымирание нации: снижена рождаемость, несмотря на правительственные меры; появилась тенденция рождения детей в основном алкоголиками, наркоманами. Мы живем в пространстве всеобщей отчужденности и бессистемности. И все это видят дети, подростки, молодежь. Все это отражается на их моральном состоянии и поведении. Именно отсюда, из атмосферы бессистемности и всеобщей отчужденности (дети-родители-школа-общество), как из ящика Пандоры (вспомните древнегреческий миф о любопытной красавице Пандоре, нарушившей запрет богов и выпустившей на Землю из ящика с грехами злость, коварство, ненависть, зависть…) вылетают проституция, наркомания, алкоголизм, стяжательство, актуализм (стремление жить только сегодняшним днем) и другие виды и формы бездуховности. Мы видим, что некогда могучая русская духовность пришла в упадок, то же происходит и с нравственностью. Ясно, что человек, отчужденный от общества и от самого себя как личности, выпавший из исторического процесса, привязанный к сиюминутным интересам и заботам, не знающий ни своих родовых, ни национальных, ни общечеловеческих корней, оказавшийся в положении Ивана, родства не помнящего, этот человек не способен стать созидателем жизни. Думается, что именно в нашей всеобщей бездуховности кроется источник всех наших бед - дефицит интеллигентности, милосердия, сострадания, доброты, честности и ответственности, утрата приоритета нравственных ценностей. 2. Цели и задачи. В Законе РФ «Об образовании» сказано: - статья 2: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека...». Цель нашей школы: Создание системы развития личности, направленной на формирование бережного отношения к самому себе, к окружающим людям, к семье, природе и исторической памяти. Задачи, над которыми работает наша школа: - Повышение культурного уровня обучающихся.
- Формирование личности, осознающей приоритет общечеловеческих ценностей.
- Воспитание чувства гражданской ответственности за все происходящее на Земле.
3. Роль педагога – организующая, направляющая, основывающаяся на свободном творческом взаимодействии ученика с учителем, коллективом и обществом. Задачи, которые призван решать педагог ежедневно: - всемерно развивать творческие способности учащихся, раскрывая творческий потенциал каждого;
- ориентировать учащихся на высокие нравственные ценности, интегрировать в систему национальной и мировой культур, направлять в дальнейшем на участие в духовном развитии общества;
- оказывать помощь ребенку в его самопознании, самоопределении, саморазвитии, самовоспитании и самоутверждении в жизни, социуме, в самореализации своих возможностей через опору на общечеловеческие ценности.
Истинное назначение педагога – духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности. Учитель – не просто предметник, а учитель жизни, который помогает ученикам найти свое предназначение. Обладая самостоятельностью и гибкостью мышления, учитель, как творец, всегда найдет оптимальные формы и методы для истинного познания. Процесс познания – творческий процесс, где учитель и ученик - одно целое. Учитель должен, прежде всего, убедить учеников в их человеческой ценности и развивать то, что заложено в них. Учитель, как носитель духовного опыта человечества, должен учить самостоятельному, творческому, личностному подходу к окружающей действительности, к своей личности и обществу. Передача этого опыта предполагает диалог, творческое оформление, пробуждение чувств. Именно учитель должен встать на защиту нравственного, духовного становления и гражданской позиции личности подрастающего поколения, воспитывать людей не только знающих, но и желающих действовать на благо общества. 4. Анализ возможностей учебно-воспитательного процесса школы для решения этих задач. Н.И. Пирогов утверждал: «Литература более других учебных дисциплин способствует развитию духовно-нравственных ценностей, моральных принципов личности, реализации творческих способностей». Несомненно, богатые возможности в плане духовного становления ребенка, его эстетического развития дают такие предметы гуманитарного и эстетического циклов, как литература, история, ИЗО, МХК, а также спецкурсы, элективные курсы, такие как «Речь и культура общения», «Мир через культуру», «Русская литература. Классика и современность». Но особое место в формировании личности ребенка все же занимают такие предметы как литература и русский язык, так как содержательный компонент данных предметов обращен к гуманистическим идеалам добра, справедливости, сострадания, равноправным отношениям между людьми. Продумывая содержание уроков, учителя предметов гуманитарного цикла нашей школы стремятся создавать условия: - для гармонического развития личности,
- для усвоения учениками системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях,
- для осмысления нравственно-этических понятий и нравственных позиций,
- для воспитания гуманистического мировоззрения,
- для формирования эстетических вкусов, эстетической восприимчивости, интереса к ценностям культуры,
- для расширения творческого потенциала, кругозора учащихся.
Так и моя методическая проблема «Духовно-нравственный аспект на уроках литературы» охватывает не только учебный процесс, но и связана с задачами воспитательными. Я хочу, чтобы мои ученики прониклись вечными ценностями : добротой, гуманностью, милосердием, -увидели вокруг себя мир гармонии и красоты. Это бывает не так просто сделать, особенно в нашей противоречивой жизни, в которой преобладают ценности совсем другого характера. Но книга, урок литературы – это надежда, помощь, спасение. Когда я вижу, что мои ребята стали чуть-чуть внимательнее друг к другу, добрее, воспитаннее - радуюсь, значит, не напрасны мои бессонные ночи, позднее возвращение домой, моё горячее желание достучаться до их душ. Учебный процесс закладывает основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирование эстетического отношения к жизни. Творческая художественная деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время, на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности, духовное обогащение их личности. Обучающиеся нашей школы имеют возможность развивать свои способности в кружках и студиях нравственной направленности как внутри школы, так и в других культурно-образовательных центрах, таких как центр детского творчества «Светлячок», танцевальная студия «Ветер перемен», музыкальная студия «Оле-Лукое», музыкальная школа. Это все дает огромные возможности в плане духовного становления личности. 5. Известный опыт духовно-нравственной направленности, используемый в работе школы. Проблема духовности во все времена волновала умы и сердца людей. Вспомним отечественную классическую педагогику с ее общечеловеческим содержанием, непреходящими вековыми гуманистическими ценностями, с ее заботой об «образовании сердца и ума», об органичном слиянии воспитания с развитием на принципах природосообразности, провозглашенной Л.Н. Толстым «идеологией любви» как деятельной нравственности. Великая дидактика Я.А. Коменского еще в средние века включала в себя «вечные основы человечности», «одаренный чувствами ум», «гармонию тела и души». Отечественная классическая педагогика Толстого и Белинского, Добролюбова и Ушинского заботилась «об украшении души, склоняя волю к деланию добра», о «взращивании человеколюбия и любочестия», об охране от тщеславия, сребролюбия и щегольства, означавших «сжатый рассудок». Многие из этих понятий, несущих в себе заряд высокой духовности, ушли из живого языка. Думается, что история мировой школы, богатый опыт отечественной педагогики должны стать путеводной звездой в решении проблемы бездуховности сегодня. У школы единственный выход - обратиться к «разумному, доброму, вечному», к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций. Сегодня школа должна строиться на принципах гуманизации, природосообразности, культуросообразности. И по этому пути уже сегодня идут многие школы, строя свои воспитательные системы « на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека...». Это и Базисная концепция воспитательного процесса в школе Н.М. Таланчук, основа которой- формирование гармонически развитой личности. Это и Концепция воспитания творческой самодеятельной личности школьника В.М. Коротова, ориентирами которой являются общечеловеческие ценности. Показателен в этом отношении опыт воспитательной концепции доктора педагогических наук, народного учителя В.А. Караковского. Главные ориентиры воспитания в его концепции- общечеловеческие ценности. Как возможную систему таких понятий, к которым необходима выработка ценностных отношений, он в своей концепции выбрал: «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Мир», «Человек». Цель: максимальное развитие личности обучающегося. 6. Творческое заимствование (для решения задач, стоящих перед школой). Наша школа, изучив опыт школ, строящих свои воспитательные концепции согласно государственной политике в области образования, изучив современные воспитательные технологии, творчески заимствовала некоторые идеи для решения задачи формирования личности, осознающей приоритет общечеловеческих ценностей. 7. Теоретическая основа вопроса (терминология, формируемые качества, система). Сегодня мы говорим о духовном становлении личности как основе гражданского воспитания. Что такое человек, личность, душа человека? Что происходит с душой человека сегодня? Как сделать так, чтобы душа была «нравственной»? Как сделать так, чтобы личность осознавала приоритет общечеловеческих ценностей? Каким воспитать человека, личность, гражданина? Эти и многие другие вопросы волнуют сегодня родителей, общество и нас, педагогов. Начнем с понятий, заглянув в словари. «Человек» -высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. (Советский энциклопедический словарь). «Личность» -человек, как носитель каких-нибудь свойств, лицо. (Советский энциклопедический словарь). «Душа» -внутренний, психический мир человека, его сознание, то или иное свойство его характера. (Словарь русского языка С.И. Ожегова ). «Воспитание» -навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. (Словарь русского языка С.И. Ожегова). «Воспитать» - вырастить ребенка, воздействуя на духовное и физическое развития, дав образование, обучив правилам поведения;
- привить, внушить что-нибудь кому-нибудь. (Словарь русского языка С. И. Ожегова).
«Гражданин»- лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. «Гражданский» -свойственный гражданину как сознательному члену общества. (Словарь русского языка С. И. Ожегова). Сегодня мы говорим о том, что гражданское воспитание-главная задача государства. Следовательно,...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1554
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|