Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Программа факультатива Развитие интеллектуальных способностей
Автор(ы): Токаева Татьяна Николаевна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Передо мной, как и перед и всеми учителями математики стоит задача не только вооружить ученика конкретными математическими знаниями, но и развить его интеллектуальные способности, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей. За время обучения ребенка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях . Он должен успешно усвоить программу, у него должны быть сформированы основные компоненты учебной деятельности, кроме того, должен сформироваться качественно новый, более взрослый тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Однако, в силу ряда факторов (воспитание в семье, среда, природные задатки, неподготовленность к школе), учителя начального звена не успевают сформировать у учащихся данные умения и навыки в полной мере. Это приводит к тому, что учащиеся недостаточно готовы к обучению в основной школе, особенно трудности возникают при изучении математики. Математический стиль мышления проявляется в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов математического мышления включается развитие мыслительных операций, таких как: анализ и синтез, обобщение и конкретизация; индукция и дедукция; классификация и систематизация; абстрагирование и аналогии.. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умение формулировать обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитания умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач - основной учебной деятельности на уроках математики - развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Однако нигде не отражен необходимый уровень развития данных учебных навыков, которые относятся к общеучебным, не указаны конкретные этапы их формирования, не зафиксированы требования, которые необходимо соблюдать при контроле над их овладениями, что создает достаточно большую размытость и неопределенность. В результате развитие интеллектуальных способностей происходит “вообще” - без знания системы необходимых приемов, их содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что логическое мышление в значительной мере развивается стихийно. И если целенаправленной работы с учащимися не будет проводиться, то часть из них так и не овладеет начальными приемами мышления даже в старших классах, а без них полноценного усвоения материала не происходит, так как недостаток логики учащиеся стараются компенсировать механическим заучиванием (зубрежкой), что негативно сказывается на качестве знаний. Так к 15 годам у ребенка формируется (или не формируется) логика взрослого человека, то целесообразно начинать работу по формированию логических умений в 10-11 лет. Эта целесообразность диктуется и потребностями самого курса математики. Занятия по формированию приемов учебной деятельности включает в себя: 1) диагностику сформированности данного приема; 2) постановку целей учебной деятельности и принятие их учащимися; 3) инструктаж, введение приемов учебной деятельности; 4) упражнения по отработке введенного приема учебной деятельности; 5) оперативный контроль и коррекцию процесса формирования приема учебной деятельности; 6) применение усвоенных приемов учебной деятельности; 7) обобщение и перенос усвоенных приемов учебной деятельности; 8) закрепление обобщенных приемов; 9) нахождение новых приемов учебной деятельности, 10) определение уровня сформированности приема (низкий, средний, высокий) при помощи самостоятельной работы, определение зон развития ребенка; 11) рекомендации учащихся и родителей для занятий дома; 12) рефлексия на каждом этапе занятия. Чтобы ребенок мог полноценно и качественно мог усваивать учебный материал, необходимо ему предоставить возможность выполнять логические действия на наглядном и “ощутимом” материале из своего жизненного опыта, на примерах из математики, русского языка, литературы, природоведения и так далее. Поэтому цель данного курса состоит в том, чтобы сформировать у учащихся общие и специальные приемы учебной деятельности, развить память, внимание и возвратить ученику заложенные природой: самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самоконтроль, саморегулирование и через них представить возможность для саморазвития, самоопределения, самоосмысления, самовыражения, саморегуляции и самоорганизации. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс 1 час в неделю, всего 34 часа 1.Диагностика сформированности мышления, познавательных процессов: речи, внимания.(6часов) Л. Ф. Тихомирова. “Развитие логического мышления детей” Стр. 229-231. Л. Ф. Тихомирова. “Развитие интеллектуальных способностей школьника”. Стр.10-20, 19-22,48-55. 2 Развитие логического мышления. (17 часов). Свойства, виды свойств и приемы их выделения. (2 часа). Сравнение. Сравнение двух и более объектов. (2 часа). Определение. Составление определений. (3 часа). Классификация предметов и явлений.(5 часов). Простейшие умозаключения. Доказательства в один - три шага. Опровержение с помощью контрпримера. (3 часа). Основная цель. Учащиеся должны овладеть элементами логических действий, знать, что существенные признаки - это такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных. Сравнить пары понятий – это, значит, найти в них общие и различные признаки. Для этого следует проанализировать каждое понятие в паре, выделить существенные признаки каждого понятия, сравнить существенные признаки анализируемой пары понятий. Классификацию проводят по следующим правилам: а) в одной и той же классификации необходимо применять только одно основание. Основание это признак, по которому данные предметы делятся на группы или классы; б) члены классификации должны взаимно исключать друг друга; в) объем членов классификации должен равняться объему классифицируемых объектов. То есть все предметы, которые даны, после классификации должны быть отнесены к какому-либо классу; г) подразделение на классы в проводимой классификации должно быть непрерывным, то есть необходимо брать ближайший подкласс и не перескакивать в более отдаленный подкласс, иначе не все классифицируемые объекты станут членами такой классификации, следовательно, она будет проведена неверно. Логическое действие классификации по своей структуре является сложным действием и включает ряд отдельных операций: а) выделение основания классификации; б) деление объектов на классы по заданному условию; в) отнесение объектов к классу; г) словесная характеристика каждого класса; д) контроль результатов проведенной классификации. Определить понятие - значит, установить его ближайший род и видовое отличие. Такое определение понятия через род и видовое отличие является самым распространенным видом определения. Определения имеют простую и четкую структуру. Элементами определения являются род, вид и объем понятия. Определение должно отвечать следующим правилам: а) определение не должно быть громоздким; б) определение не должно быть отрицательным; в) определение должно быть ясным, точным, не должно содержать двусмысленностей. Для того, чтобы научиться строить определения, учащиеся должны освоить следующие мыслительные операции: а) отнесение понятия к роду; б) установление последовательности подчинения понятий, то есть их обобщение и ограничение; в) выделение видового отличия понятия; г) проверка правильности определения. Простейшие правила вывода умозаключений изучаются на примерах. Учащиеся должны уметь: а) выделять совокупность объектов, о которых идет речь в предложении; б) для данного суждения нарисовать простейшую схему; в) проверить правильность данного рассуждения с помощью круговой схемы; г) дополнить данное умозаключение; д) составить рассуждение по указанной схеме. Л. Ф. Тихомирова “Развитие логического мышления детей” стр. 24-28. С. И. Демидова, Л. О Денищева. “Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике” стр. 57-60. 3 Подготовка учащихся к конкурсу “Кенгуру”. (3 часа). 4.Общие приемы работы по математике. (2 часа) Работа с учебником математики и математической литературой. Основная цель: учащиеся должны уметь а) пользоваться оглавлением, предметным указателем, справочным материалом, в учебнике; б) найти в учебнике (пользуясь оглавлением, предметным указателем) нужный пункт, параграф. в) отделить в тексте учебника формулировки определений, правил от объяснений и примеров. г) найти в тексте ответы на контрольные вопросы (имеющиеся в учебнике или поставленные учителем); д) разбить текст на отдельные смысловые единицы (часть пункта учебника); е) составить простой план прочитанного текста. В.С. Сивакова, К.П.Блинова “Управление формированием общеучебных умений и навыков” стр. 32 33, 58. 5. Специальные приемы работы по математике. (4 часа). Текстовая задача. Составные части задачи. Приемы поиска решения задачи. Приемы контроля решения задачи. Основная цель: учащиеся должны уметь 1) анализировать текст задачи; 2) осуществлять поиск способа решения задачи; 3) составлять план решения задачи; 4) осуществлять план; 5) анализировать найденное решение. В процессе решения задачи естественно происходит формирование таких умений, как умение планировать свою деятельность, мотивировать каждый шаг, внимательно воспринимать информацию, логически осмысливать условие и результаты, рационально запоминать (записывать) результаты своих действий, осуществлять самоконтроль, выделенных в дидактике как основные умения самостоятельного учебного труда. С.И.Демидова, О.Л.Денищева “Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике” стр.89-97. 6. Диагностика. Тренинг по результатам диагностики. (2часа). Конспекты занятий. Занятие 7. Тема: Виды свойств и приемы их выделения. Цель: формирование умения выделять в предметах свойства. Ход занятия. - Умственная гимнастика (тренинг памяти).
Игра “Предметы”.Участники игры разбиваются на две команды. Из каждой команды выбирают по водящему. Члены каждой команды выкладывают на стол по одному предмету. Водящий смотрит и запоминает, кто какой предмет положил. После этого каждый водящий должен ответить на вопрос: “кто и в какой последовательности, какой предмет положил?” Учитель оценивает результаты ответов водящих и самому внимательному вручает приз. В роли водящего должен выступить каждый ученик. - Объяснение нового материала.
А) Выделение свойств. Я вам показываю карандаш. Какой он? Запишите в тетради. (Обычно указывают 1-3 свойства). Какие свойства карандаша вы записали? Для того, чтобы выделить свойства какого-нибудь предмета, необходимо сравнить его с другими, обладающими разными свойствами. Давайте, сравним карандаш с: а) яблоком; б) стеклом; в) куском поролона; г) блестящим шариком; д) тяжелой гирей и так далее. Значит, какими свойствами обладает карандаш? Я вам показываю кубик (синий пластмассовый). Давайте запишем, какой он? Кубик: синий, пластмассовый. А теперь сравним его с другими предметами. Учащиеся выделяют: - форму;
- размер;
- одноцветность;
- несъедобность;
- твердость;
- непрозрачность и так далее.
Все выписанное называют свойствами кубика. Если сравнивать кубик с другими предметами, то легко открыть в нем множество других свойств. Как лучше выделять свойства предмета? -Сравнить его с другими предметами. Запишите свойства яблока. Дома: записать свойства а) ручки, в) апельсина. Б). Общие и отличительные свойства. (Для работы используются несколько кубиков: маленький синий пластмассовый, большой деревянный красный, разноцветный стеклянный кубик с блестящей поверхностью, кубик из металла, кубик из поролона, концентрат бульона в виде кубика, каркасная модель куба, развертка куба, кубик из бумаги; цилиндр; блестящий елочный шар; стекло в виде треугольника; деревянный треугольник.) Сравните различные кубики. Чем они отличаются друг от друга? Вы выделили отличительные свойства. Назовите их. Чем похожи? Вы выделили свойства, которые одинаковы у всех кубиков - это общие свойства. Сравните: два кубика Кубик и цилиндр; Кубик и стекло и так далее. У кубиков некоторые свойства разные, а некоторые одинаковые. Что общего у всех кубиков? Общее форма: КУБИЧЕСКАЯ ФОРМА. Обладают ли цилиндр и шар этим свойством? -Нет. Значит общее свойство у всех кубиков – кубическая форма. Давайте рассмотрим книги и выделим у них сначала отличительные свойства, затем общие. 3. Домашнее задание. Сравните: а) столы, б) автомобили. Выделите общие и отличительные свойства. 4. Итог урока. Как лучше выделять свойства предмета? Что общего у вас со всеми учащимися, чем вы отличаетесь от остальных? Что общего у Тани Вахрушевой и Тани Парфеновой? Чем они отличаются? Что можно сказать о тигре, кошке, мыши, слоне, как о животных? Назовите свойства: а) треугольника, б) квадрата. Назовите свойства чисел: 2, 24, 241. 5. Самостоятельная работа. Запишите свойства: а) пенала; б) пятиугольника. Н.Ф.Талызина, “Формирование познавательной деятельности учащихся” стр.24-26. Занятие 8. Тема: Существенные и несущественные признаки. Цель: научить отличать существенные, важные признаки от несущественных, второстепенных. Ход занятия. 1. Умственная гимнастика (тренинг внимания). Игра “Пропусти число”. Участники игры находятся в кругу. Условия игры: ведущий предла...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1669
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|