Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Доклад на тему Интегрировнный урок как средство позитивной мотивации в обучении младших школьников - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Доклад на тему Интегрировнный урок как средство позитивной мотивации в обучении младших школьников


Автор(ы): Алексеева Анна Алексеевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
СЛАЙД № 1 (Приложение 1)
Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.
Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. В современной школе предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Введение интегрированных уроков позволит учителю преодолеть эти противоречия и с первых шагов обучения научить ребенка представлять мир, окружающий его, как единое целое.
Ещё несколько лет назад моё представление об интегрированном уроке было весьма поверхностным, как и , наверное, у многих учителей. Мне казалось, что интегрированный урок должен занимать по времени два урока, объединяя два разных предмета. Используя на уроках межпредметные связи, элементы творческой деятельности, я думала, что занимаюсь интеграцией.
В течении нескольких последних лет мне посчастливилось побывать на интегрированных уроках в школах города Орехово-Зуево.
Все увиденные мною уроки были интересными, безупречно подготовленными и великолепно приведёнными. На этих уроках я искренне восхищалась высоким профессионализмом моих коллег. Но всё таки на вопрос: что такое интегрированный урок? так и не нашла конкретного ответа. Пытаясь самостоятельно изучить эту тему, я пришла к некоторым выводам, с которыми хочу поделиться в этом докладе.
СЛАЙД №2 (Приложение 1)
Начну с определения понятия «интеграция». В словаре Ушакова «интеграция» трактуется, как объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития.
Что же понимают под интеграцией в обучении? Среди дидактов единой точки зрения на трактовку данного понятия нет.
СЛАЙД № 3 (Приложение 1)
Более точно и объёмно, на мой взгляд, дано определение интеграции в работе Кульневича С. В., Лакоценина Т.Т. «Анализ современного урока»: «Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области».
СЛАЙД № 4 (Приложение 1)
Мне думается, что применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения: во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения). Интеграция направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.
СЛАЙД № 5 (Приложение 1)
Есть три уровня интеграции:
  • внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов;
  • межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин, что и должен использовать педагог при подготовке интегрированного урока;
  • транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
В начальной школе содержание интеграции может иметь разную структуру, где отдельные знания или их элементы «сцепляются» между собой различным образом.
Идея о единстве научных знаний, хоть и в примитивных натур-философских представлениях находила отражение в работах древних мыслителей: Аристотеля, Демократа, Эпикура, Платона. К этой проблеме обращались Г. Гегель и И. Кант, Л. Фейербах.
СЛАЙД № 6 (Приложение 1)
И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.
К.Д. Ушинский путём интеграции письма и чтения, разработал и внедрил аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Более того, в интеграции изначально состояла новизна и сущность этого метода, так как он, по замыслу автора, позволял приспособить и слить в единое целое отдельные элемент двух видов речевой деятельности – письмо и чтение.
Блестящим примером проведения интегрированных уроков был опыт В.О.Сухомлинского, его «уроки мышления в природе», которые он проводил в Павлышской школе для шестилетних детей Это – интеграция основных видов познавательной деятельности (наблюдения, мышления, речи) с целью обучения, воспитания и развития детей.
Во второй половины 80-х годов интегративные подходы в отечественном образовании вновь начинают играть доминирующее значение. Остро встаёт вопрос о создании интегрированных курсов.
Такие курсы в начальной школе дело не новое. Природоведение – подобный курс, объединивший, по меньшей мере семь областей знаний. Чтение включает помимо художественных литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика тоже сама по себе интегрированный предмет. Содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал. Некоторые школьные предметы имеют интергративный характер. Чаще это была интеграция внутрипредметного уровня: например, уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму) – уже интегрированный урок.
СЛАЙД № 7 (Приложение 1)
Безусловно интегрированным курсом можно считать учебный курс А.А. Плешакова «Мир вокруг нас». На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.
СЛАЙД № 8 (Приложение 1)
Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» также относится к интегрированным курсам. На уроках по этой программе вводится игровая драматургия, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
СЛАЙД № 9 (Приложение 1)
Пример интегрированного курса может служить авторская разработка Н. Б. Шумаковой «Одаренный ребенок», направленная на развитие у ребенка целостной картины мира и понимание места в ней человека. В основу программы положены не отдельные факты и предметы, а обобщения и большие философские темы, что обеспечивает широту и насыщенность содержания.
Интегрированный курс «Мир и ребенок» (Н. В. Уварина). Цель курса достигается через решение следующих задач:
— создание у ребенка достаточно широкого, яркого представления о мире, в котором он живет, приобщение его к разговору с человеком и обществом, природой и наукой, культурой и искусством;
— развитие творческих качеств, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность;
— формирование у школьников коммуникативных качеств, нравственных ценностей;
— развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, самоуважения.
Интегрированный эстетический курс для начальной школы» Л. П. Ильенко . Основу разработанного содержания эстетического курса составляют программы предметов искусства (литературное чтение, изобразительное искусство, музыка). Предложено тематическое планирование уроков для учащихся начальных классов, разработанное на учебный год из расчета 4 часа в месяц.
Программа «Зелёный дом» А. А. Плешакова. Она представляет собой систему учебных курсов с экологической направленностью, разработанную для всех классов начальной школы. На первом этапе обучения (1-й и 2-й классы школы «1—4») дети знакомятся с окружающим миром, включая природу, общество, человека, а в последующих классах изучают природоведение.
Конечно, использовать эти курсы в своей работе учителя начальных классов не всегда могут, по разным причинам, но подготовить интегрированный урок по силам многим педагогам.
СЛАЙД № 10 (Приложение 1)
Физиологами и психологами доказано, что дети начальных классов не могут в течение целого урока заниматься только одной деятельностью, например, читать и писать. Поэтому целесообразно проводить интергированные уроки, где одной теме (идее) подчиняются разные виды деятельности. Интеграции знаний из разных областей, помогает снять причины детской усталости.
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.
Вот некоторые из таких задач:
  • повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
  • рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
  • показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
СЛАЙД № 11 (Приложение 1)
Учителя, которые планируют включить в свою педагогическую деятельность проведение интегрированных уроков, должны учитывать затруднения, которые могут при этом возникнуть.
Во-первых, следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное – выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.
Во-вторых, если урок готовиться 2 учителями, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента. Особенно это правило необходимо соблюдать, когда педагоги делают первые попытки проведения интегрированных уроков, не имея достаточного опыта совместного сотрудничества. Неопытные педагоги очень легко увлекаются, забывая, что при проведении данного типа урока количество времени, отводимое каждому из учителей, сокращается вдвое, и зачастую не успевают уложиться в рамки одного урока.
В-третьих, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока; продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал. Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.
В-четвертых, не стоит забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов серьёзной тщательной подготовки к уроку. Учителя должны строго соблюдать регламент урока, тщательно продумывать формы и методы работы на таких уроках. Такие уроки больше похожи на театральную постановку, а следовательно, требуют от учителя умения импровизировать.
Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки детей впечатлениями и не был безладной мозаикой отдельных картин. Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала – нелёгкая задача для учителя.
Я бы не советовала злоупотреблять проведением интегрированных уроков,...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2747

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340