Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Доклад на тему: Технология воспитания и личность учителя - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Доклад на тему: Технология воспитания и личность учителя


Автор(ы): Иванова Марина Николаевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
На практике теория осуществляется с помощью технологии. Слово “технология” образовано от латинского слова "техне"- мастерство, "логос"- наука.
Любая деятельность может быть либо технологией, либо мастерством.
С мастерства всё начинается, технологией заканчивается. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место "коллективному мастерству", т.е. технологии.
Сравним деятельность, основанную на индивидуальном мастерстве, с деятельностью, основанной на технологии:
Индивидуальное мастерство: Технология:
1.Учитель всё делает сам; 1.Внедряются "готовые" разработки;
2.В основе лежит опыт, интуиция; 2.В основе лежат научные знания;
3.Используется только самим учителем. 3.Используется всеми.
Вывод:
Достаточно конкретно могли увидеть отличия мастерства учителя от технологии.
Индивидуальное мастерство опирается на технологию, т.е. предоставляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления на научной основе решения какой-либо проблемы.
Педагогическое мастерство - сплав знаний профессиональных умений, личностных качеств и опыта.
Опыт, педагогическая и методическая работа обеспечивает рост знаний, умений, развивают личностные свойства учителя. Для практической работы имеет большое значение формирование комплекса умений, в которых концентрируются знания.
Выделяются следующие группы педагогических умений :
1. Гностические (познавательные, диагностические)
  • умение работать с разными видами информации;
  • получать, обрабатывать и использовать информацию;
  • умение работать с новыми информационными технологиями, словом;
  • умение анализировать пед.реальность, состояние процесса воспитания, диагностировать, т.е. изучать учащихся, выявлять проблемы их развития и воспитания и формировать пед.задачи.
2 Конструктивные
  • умение проектировать , планировать воспитательную и учебную работу;
  • определять состав и порядок действий для достижения целей, т.е. определять цели, средства, методы, формы работы с учениками.
3 Коммуникативные
  • умение воспринимать и понимать учащихся;
  • проявлять способность к эмпатии, обмениваться информацией и осуществлять взаимодействие;
  • строить отношения с учащимися, правильно разрешать конфликты в педагогической работе.
4. Прикладные
  • умения в области искусства, ремесел, спорта, досуга.
Составной частью педагогического мастерства является педагогическая технология, под которой понимают комплекс умений учителя владеть, управлять собой и воздействовать на учащихся психофизическими средствами: голосом, жестом, взглядом.
Как соотносятся педагогическое мастерство и педагогическая технология?
Между ними нет противоречий. Чем выше уровень педагогических умений, тем шире и богаче его опыт, чем основательнее его профессиональная компетентность, научная подготовленность, тем более он свободен в освоении новых технологий, тем более свободен пользоваться системно-технологическим подходом к организации воспитательной работы с учениками.
Основу педагогического мастерства составляет воспитательный процесс с элементами технологизации, что предполагает профессионально - компетентного учителя, владеющего комплексом профессиональных умений, педагогической техникой и технологией
Педагогическая технология- совокупность необходимых профессиональных умений, определяющих воспитательный успех педагогического воздействия.
Все технологии исходят из познавательной активности учащихся и ставят целью её формирование. Особенно эффективно развивают активность:
1. Технологии проблемного обучения, поисковые, проектные, творческие, продуктивные.
Такие технологии выводят ученика в состояние неопределенности, требующее от него самостоятельного поиска.
2. Технология самоопределения личности, которая развивает активность выбора благодаря высокому уровню преподавания предметов, введению некоторых новых спецкурсов, индивидуальных планов учащихся.
3. Технология самоуправления в коллективе.
4. .Технология семейного воспитания
5. Технология дошкольного воспитания.
6. Технология социального воспитания.
Тенденции технологии:
  • от ученика к его личности;
  • от воспитания к самовоспитанию;
  • от педагогики требований к педагогике сотрудничества и партнёрства;
  • от единообразия к вариативности.
7. Технология воспитания
За технологией в области воспитания фактически остаются общие для всех воспитательные этапы, которые необходимо преодолеть на пути формирования всесторонне развитой личности.
Воспитательные этапы:
1. Планирование предполагаемого результата и способов его достижения.
2. Моделирование способов.
3. Разработка планов и моделей.
4. Осуществление управления.
При технологическом решении проблем воспитания каждый учитель обязан пройти путь достижения цели, контролируя и корректируя результаты в заранее определенных этапах деятельности. Между этими этапами каждый действует творчески, в зависимости от конкретных условий и имеющихся возможностей. Нынешняя практика воспитания находится в переходной стадии- педагоги еще не работают по хорошо отлаженной научной технологии, но уже постепенно отходят от замкнутого на индивидуальность интуитивного решения воспитательных задач. В воспитательную работу внедряются апробированные, приносящие пользу технологические находки: разработка спецкурсов, элективных курсов и др. В практической технологии воспитательный процесс осуществляется через комплексный подход.
Это означает единство целей, задач, содержания, методов, форм, средств воспитательного взаимодействия и воздействия.
Требования к комплексному подходу:
  • воздействие на воспитанников по трем направлениям- на сознание, чувства, поведение.
  • положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания и самовоспитания личности.
  • единство и координация усилий в воспитании учащихся семьи, школы, учреждений дополнительного образования, литературы и другие.
  • одновременное осуществление задач умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
  • системный подход к управлению. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними.
Факторы:
1. Сложившийся образ жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или противодействовать ему;
2. Условия жизни, которые содействуют становлению образа жизни в рамках города.
3. Средства массовой информации и пропаганды;
4. Уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность школьника (ВС, нравственные нормы, психологический климат).
5. Нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений;
6. Индивидуальные и личностные особенности воспитанника
.
Являясь составной частью воспитательной работы, педагогическое общение представляет собой взаимодействие учителя с учениками и со всеми участниками педагогического процесса, состоящее в установлении контактов, обмене информацией, в организации совместной деятельности. Педагоги часто делают грубые ошибки в общении, в собственном поведении, что порой приводит к психологическим травмам у учащихся, их родителей, коллег по школе. Причин тому много. Главная, состоит в том, что в педагогическом вузе не учат психологии общения. Неподготовленность учителя выражается в том, что у него часто нет контакта с учениками, доверительных отношений. Педагоги не могут правильно выходить из конфликтных ситуаций, вести индивидуальную работу не только с учащимися, но и с родителями. Попытаемся выделить то главное, что характеризует технику педагогического общения.
1. Учитель занимает позицию поддержки, т.е. принимает ученика как самостоятельную личность, стремящуюся быть лучше, несмотря на отдельные неудачи и промахи; учитель оценивает поступок, а не человека и ценит личность, независимо от временных промахов. Ученики часто говорят. что страдают от предвзятого отношения учителей. Позитивная психотерапия рекомендует в каждом промахе, неудаче находить положительные моменты, это формирует у ребенка положительную Я- концепцию, уверенность в себе, желание быть лучше, контролировать свое поведение.
2. "Развивающая помощь" в общении: диалог партнеров, в котором учитель
оказывает помощь ученику или родителям, побуждающую к положительным изменениям.
Правила техники общения:
  • Прояви интерес к собеседнику, научись смотреть в лицо и слушать.
  • Дай высказаться, умей держать паузу, молчать, постарайся понять состояние и проблемы собеседника.
  • Умей выразить сочувствие, понимание.
  • Умей задавать вопросы, чтобы всё понять, получить необходимую информацию.
  • Направь собеседника на осознание себя, своих проблем и их решение.
Для того чтобы научиться такому общению, учителю необходимо освоить ряд приёмов.
Приёмы:
1. Активного (эмпатического) слушания.
Цель: услышать, понять ученика и показать ему, что его слышат и понимают, помогут принять правильное решение.
2 "Я-высказывание".
Данный прием используют в напряженных или конфликтных ситуациях общения. Я -высказывание состоит в выражении чувств говорящего и не содержит прямой оценки действий партнера, тем самым не восстанавливает его против себя и дает возможность решать конфликт.
3. "Пристальное внимание ".
Данный приём требует, чтобы учитель всегда проявлял чуткость к состоянию, настроению воспитанника, а не только в случаях его отклоняющегося поведения.
Очень важно в общении с учеником устанавливать зрительный контакт, смотреть ему в глаза, обмениваться взглядом при разговоре. В ряде случаев желателен и физический контакт- например, положить руку на плечо. Это служит установлению теплых, неформальных отношений, которые позволяют решать разные вопросы межличностного взаимодействия.
Наряду с использованием ясного и прямого педагогического требования учителю следует ориентироваться и на более тонкий подход: непрямое воздействие на ученика через игру, анализ случаев из жизни, психологически продуманное поведение, общение. Психология и педагогика в практике учителя должны быть неразрывны. Только психологически грамотное поведение обеспечивает педагогический эффект, достижение целей воспитания.
Особое место в педагогическом общении занимает конфликт.
Конфликт -
это столкновение интересов, ценностей, спор из-за вещей, действий. Участники по-разному оценивают жизненно- важные, материально и духовно значимые вещи, явления, что ведет к эмоциональному напряжению, враждебным действиям.
По мнению специалистов, в школе конфликты могут возникать в следующих случаях:
  • на почве деятельности: невыполнение учебных поручений и заданий;
  • на почве поведения: пропуск уроков, нарушение правил поведения, девиантное поведение;
  • на почве отношений: антипатии психологического, морального характера, несовпадение оценок, взглядов.
Как правило, действия участников конфликта ярко эмоционально окрашены и глубоко их затрагивают. Неправильное разрешение конфликта ведут к образованию устойчивых отрицательных стереотипов и реакций, к развитию неврозов, депрессивных состояний, что составляе...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2298

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340