Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Морфологический разбор имени существительного (5-й класс)
Автор(ы): Севастьянова Татьяна Демьянова, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: - создать условия для обобщения и систематизации знаний об имени существительном.
Задачи: - повторить ранее изученный материал;
- установить порядок морфологического разбора;
- учить выполнять морфологический разбор существительного;
- развивать аналитическое мышление;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Ход урока 1. Организационный момент. Запись даты. 1мин 2. Актуализация. 2мин - Какой раздел учебника изучаем? (Существительное) - Что такое существительное? (Часть речи) - Выберите из данных слов и словосочетаний те, которые характеризуют слово как часть речи. (Заранее на доске). - Орфография
- Грамматическое значение
- Способы образования
- Морфологические признаки
- Пунктуация
- Синтаксическая роль
- Охарактеризуйте существительное как часть речи. (Появляется на доске). - грамматическое значение «предмет»
- морфологические признаки:
- одушевленное/неодушевленное
- собственное/нарицательное
- род
- число
- падеж
- склонение
Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение, сказуемое, обращение, вводное слово 3. Тема, целеполагание.1 мин -Как называется разбор, который характеризует слово как часть речи? (Морфологический) - Определите, какой будет тема сегодняшнего урока? Морфологический разбор имени существительного. (Запись на доске и в тетрадях) - Что мы должны сегодня узнать? Знать: порядок разбора - Чему должны учиться? Уметь: выполнять морфологический разбор существительного. 4. Открытие знания. - Предлагаю начать работу с определения порядка разбора. - Каждая группа получает карточку с заданием. Читают, определяют уровень задания. 4мин Заполните пробелы I.Общее грамматическое значение (ОГЗ) - _______________. Вопрос. Часть речи. Н. ф. – (_____________) II. Морфологические признаки. 1. ________________________: а) _________________________; б)_________________________; в)_________________________; г) _________________________. 2. ________________________: а) ________________________; б)_________________________. III. _______________________________. - Выступление групп. 5 мин - У вас на столах лежат желтые карточки с правильным вариантом морфологического разбора. Прочитайте его и проверьте себя. (Читает один вслух) Все ли сделано верно? Оценивание. 5мин 5. Закрепление. - Каким будет следующий этап работы? (учиться выполнять) - упр.531 на стр.276. Читаем задание и текст вслух. 3мин Тема текста: словарь 5мин ОМ: словарь - это история, культура, память народа. Словарь – это хранилище памяти нации, ее культуры, истории, языка. Запись предложения с объяснением знака препинания. - Разбор 2-х существительных: 1 – словарь, другое – хранилище (с комментарием с места). 10 мин. Словарь I. ОГЗ – предмет. (Что?) словарь. Существительное. Н. Ф. – словарь. II. Морфологические признаки. 1. Постоянные признаки: А) нарицательное; Б) неодушевленное; В) мужской род; Г) 2 склонение. 2. Непостоянные признаки: А) именительный падеж; Б) единственное число. III. Синтаксическая роль – подлежащее. хранилище I. ОГЗ – предмет. Словарь (что такое?) хранилище. Существительное. Н. Ф. – хранилище II. Морфологические признаки. 1. Постоянные признаки: А) нарицательное; Б) неодушевленное; В) средний род; Г) 2-е склонение. 2. Непостоянные признаки: А) именительный падеж; Б) единственное число. III. Синтаксическая роль – составное именное сказуемое. 6. Самостоятельная работа. 5мин - продолжаем работу в группах. Выберите из предложенных слов те, которые соответствуют морфологическому разбору и восстановите по ним пословицу о языке. Слово – серебро, а молчание – золото. Карточка №1 Выберите из предложенных слов те, которые соответствуют морфологическим разборам, восстановите по ним пословицы о языке. СЛОВО ПЕРОМ ЗОЛОТО МОЛЧАНИЕ К ОТВЕТУ ВОРОБЕЙ ТОПОРОМ _______________ I ОГЗ – предмет. Что?_______________ Сущ. Н.ф. - _____________ II Морфологические признаки. 1 Постоянные: А) нарицательное; Б) неодушевленное; В) ср.р.; Г) 2 скл.; 2 Непостоянные признаки: А) им.п.; Б) ед.ч. III Синтаксическая роль – подлежащее. _______________ I ОГЗ – предмет. _____________ Что это? ________________. Сущ. Н.ф. - _____________ II Морфологические признаки. 1 Постоянные: А) нарицательное; Б) неодушевленное; В) средний род; Г) 2 скл. 2 Непостоянные признаки: А) им.пад.; Б) ед.ч. III Синтаксическая роль – составное именное сказуемое. ____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ Что написано пером, то не вырубишь топором. Карточка №2 Выберите из предложенных слов те, которые соответствуют данным морфологическим разборам, восстановите по ним пословицы о языке. СЛОВО ПЕРОМ ЗОЛОТО МОЛЧАНИЕ К ОТВЕТУ ВОРОБЕЙ ТОПОРОМ _____________ I ОГЗ – предмет. ________________Чем? _____________. Сущест. Н.ф. - ____________. II Морфологические признаки. 1 Постоянные признаки: А) нарицательное; Б) неодушевленное; В) ср.р.; Г) 2 скл. 2 Непостоянные признаки: А) Тв.п.; Б) ед.ч. III синтаксическая роль – косвенное дополнение. _________________ I ОГЗ – предмет. ___________Чем? ________________. Сущ. Н.ф. - _____________. II Морфологические признаки. 1 Постоянные признаки: А) нарицательное; Б) неодуш.; В) м.р.; Г) 2 склонение. 2. Непостоянные признаки: А) Тв.п.; Б) ед.ч. III Синтаксическая роль – косвенное дополнение. ___...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.07.31 | Просмотров: 3260
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|