Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности


Автор(ы): Бухольцева Оксана Васильевна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Русский мыслитель Д.И. Писарев в работе "Наша университетская наука" в 1863 г. писал о системе образования того времени: "Различные предметы не связываются в общий цикл знаний, не поддерживают друг друга, а стоят каждый сам по себе, стараясь вытеснить своего соседа… Каждый предмет бывает то победителем, то побежденным, история их бесконечных раздоров составляет историю умственной жизни каждого гимназиста; мозг ученика - вечное поле сражения, а пора экзаменов - время самых истребительных войн между отдельными предметами". Эта мысль находит подтверждение и в современной системе образования.
После того как я начала работать в гимназии, где приоритетным является гуманитарное образование, выработалась потребность, чтобы от моих уроков у ребят оставалось чувство красоты Природы, преклонение перед совершенством Науки, возможность самому приложить свои знания для преобразования Мира…Но существующий на тот момент учебно-методический комплекс не соответствовал возникшим потребностям. Конечно, цели грандиозные, но как воплотить их на практике?
Переработав программный материал по физике за курс средней школы, я, во-первых, попыталась показать, как можно скоординировать программы по физике, биологии, химии. Эту проблему старалась ликвидировать, осуществляя преподавание за счет межпредметной координации учебного материала для улучшения качества их знаний и экономии учебного времени. В 2003 году мною создана и апробирована программа “Введение в научно-исследовательскую деятельность”.
Во-вторых, исходя из миссии гимназического образования, назрела необходимость в гуманитаризации предмета физики. В основе решения данной проблемы лежит гносеологический подход – формирование многомерной полифонической картины мира, основанной на сопряжении различных способов и форм постижения действительности. В 2005 году совместно с учителями гуманитарного цикла создана программа спецкурса “На перекрестке наук”, разработаны интегрированные уроки с использованием ИКТ.
В гимназии на основе обязательного минимума содержания физического образования уровня “А” в соответствии с Базисным учебным планом разработана программа для классов гуманитарного профиля (по 2 часа в неделю). При изучении физики в этих классах используем учебно-методический комплект авторов А.Н. Мансурова, Н.А. Мансурова. Широкое использование различного типа задач по физике из сборников А.П. Рымкевича, Г.Н. Степановой, Малинина А.Н. помогает мне решить проблему дифференцированного, индивидуального подхода к учащимся при обучении физике.
Ведущим направлением в преподавании физики для меня остаётся отбор оптимальных способов, средств и технологий обучения. Среди большого многообразия существующих педагогических технологий особое место занимают технологии личностно-ориентированного образования, которое основано на диагностике. В условиях гимназии для меня оптимальными являются ТРИЗ – технология, проектная и научно-исследовательская деятельность. Общими характеристиками технологического направления в преподавании физики являются учет субъективного опыта школьников.
В процессе преподавания физики главной задачей для меня остаётся качественная подготовка к уроку, поэтому методическое совершенствование и реализация творческого подхода к обучению немыслимо без анализа особенностей современного урока физики. В результате сравнительного анализа целеполагания традиционного и современного уроков я пришла к выводу, что ранее, работая в общеобразовательной школе, я ориентировалась на предметные цели (результаты), т.е., на формирование знаний, умений и навыков. Но они отражали систему действий только меня как учителя и формулировались следующим образом: “Вывести формулу…”, “познакомить учащихся…”, “показать демонстрационный эксперимент…”, “провести физический практикум…” и т.д. Понятно, что при таком подходе ученики – это объекты воздействия учителя, а не равноправные партнеры. То в настоящее время я всегда представляю цели собственной деятельности и цели деятельности обучаемых. Мои уроки физики ориентированы на те внутренние изменения в развитии личности ученика не только в когнитивной сфере, но и в равной степени в эмоционально-волевой и поведенческой. В связи с этим, цели урока физики, ориентированные на развитие личности ученика я представляю следующим образом:
  • цели, ориентированные на развитие отношения учащихся (личностно-смысловое отношение к физике; ценностные отношения к окружающей действительности: учебно-познавательной деятельности, к другому человеку, к себе…);
  • цели, ориентированные на развитие культуры школьников (интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной и т.д.).
На сегодня для всех педагогов современная теория и практика преподавания физики предлагает большой арсенал активных форм обучения: уроки-проекты, лекции, семинары, практикумы, лабораторные работы, деловые игры, тренинги и т.д. Моя творческая инициатива рождает самые неожиданные и оригинальные формы уроков. Поэтому на каждом уроке присутствует интересный опыт или эксперимент, развивающий интерес к физике и исследовательские умения учеников. Например, на уроках с использованием технологии ТРИЗ в 7 классе по теме “Воздухоплавание” учащиеся выявляют противоречия и находят пути выхода из них. Результатом данного урока являются фантастические проекты.
Программа модернизации образования в Российской Федерации ориентирована не только на усвоение каждым школьником определённой суммы знаний, но и на развитие личностной сущности ученика, его познавательных и созидательных способностей, его творческой самореализации. Федеральный компонент базисного учебного плана предусматривает изучение физики в VII-IX классах основной школы по 2 часа в неделю. В гимназии в 2005/2006 уч. году на старшей ступени обучения введен базовый уровень изучения физики - 2 часа в неделю (профиль классов – социально - гуманитарный). Согласно нормативным документам при любом профиле обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике и ее практическим приложениям, школа может увеличить число часов на изучение физики путем предоставления возможности выбора элективных курсов по физике. Вследствие этого у меня как учителя физики появилась широкая возможность в отборе содержания физического образования в зависимости от потенциальных возможностей и способностей учащихся, а также от условий функционирования образовательного учреждения - в стенах гимназии приоритетным считается гуманитарное направление.
Описание авторских разработок и анализ опытной проверки системы оценки качества образования, новых форм и методов организации работы в учебной и внеклассной работе.
Мною разработаны спецкурсы “Введение в научно-исследовательскую деятельность” и “На перекрестке наук”, которые предполагают непрерывность и круглогодичность. В связи с этим в 2003 году на базе гимназии создана летняя школа-лаборатория “Эндемики”. Программы одобрены научно-методическим советом гимназии, представлены на семинаре “Исследовательская деятельность на уроке физики” для преподавателей физики г.Северобайкальска, Северо-Байкальского и Муйского районов, на VII региональном научном симпозиуме “Проблемы и перспективы научно-ориентированной педагогики в современной системе образования” в г.Усолье-Сибирское в секции “Формы, модели, мероприятия НИР” и др. (Приложение 1)
Программы апробированы и имеют положительные результаты реализации. В настоящее время программа “ВНД” реализуется не только в стенах гимназии, но и в других школах города.
Ежегодно программа обновляется согласно запросам учащихся и их родителей. Коррекция содержания программ происходит на основе комплексного мониторинга, который включает в себя анкетирование, соц. опрос, тестирование, выполнение творческих заданий и др.
Так в 2005 году мною была создана программа летнего отдыха “Байкальская регата”. Сочетание летней школы-лаборатории “Эндемики” МОУ “Гимназия №5” и яхт-клуба “Белый парус” довольно эффективно, потому что ребенку предлагается активное участие сразу в нескольких специфических программах: это интеграция проектной и научно-исследовательской деятельности летней школы “Эндемики” и спортивно-оздоровительной работы яхт-клуба “Белый парус”.
Летний лагерь с дневным пребыванием “Байкальская регата” на базе яхт-клуба “Белый парус” и муниципального общеобразовательного учреждения гимназии№5 представляет собой уникальную среду для формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни: положительные эмоции, связанные с Байкалом, ожидание новых интересных и нужных дел, впечатлений, знакомств, встреч с новыми людьми, предвкушения радости от общения с природой и умения жить в гармонии с природой. Обсуждение физических и моральных качеств моряков; несовместимости вредных привычек и морской службы в современных условиях; опасности алкоголизма и наркомании для людей, работающих на воде; о роли воды в здоровье человека, что формирует у ребят в дальнейшем осознанные действия, поступки и инициативы, которые способствуют выбору ребенком здорового стиля жизни. В начале сезона был определен объект комплексного исследования, предположительно – это яхта. (“Роль яхты в истории человечества”, “Гидро-, аэро- динамические исследования яхты”, “Художники и море”, “Яхта – как один из показателей развития туризма в регионе”, “История создания яхт-клуба “Белый парус””, “О чем говорят названия яхт?”, “Парусный спорт: вчера, сегодня, завтра”, “Роль железной дороги в развитии яхт-клуба”, и др.) В конце сезона создан проект “Яхт-клуб на Байкале”.
По итогам Республиканского конкурса программ летнего отдыха – наш лагерь занял 2 место. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
3. Описание и анализ апробации и внедрения новых форм, методов и средств обучения;
Познакомившись с методом учебных проектов, я поняла, что это достаточно эффективный способ познакомить учащихся с достижениями современной науки, с ее теорией и практическим применением полученных знаний. Что же лично меня привлекает в данном методе? Прежде всего, тема проекта, как правило, не ограничивается рамками одного стандартного урока, она гораздо шире и глубже. Во-вторых, это богатейшие межпредметные связи. Что еще важно – так это возможность создания групп по интересам, воспитание взаимоподдержки и взаимовыручки. И, наконец, возможность использования не только учебного материала, но и расширение информационного пространства за его рамки (развитие навыков поиска необходимой информации) и умение преподносить плоды собственной деятельности (презентация).
Главное, что необходимо подчеркнуть, - проект обязательно находит практическое применение.
Огромное внимание уделено развитию коммуникативных навыков в информационном обмене и ролевом взаимодействии, а также умению проводить самоанализ и рефлексию.
Проведенная экспериментальная работа и полученные результаты тестирования, анкетирования учащихся, проведение итоговых зачетных мероприятий в игровой форме показали, что проектная деятельность в курсе физики, в программах “ВНД” и “На перекрестке наук” положительно повлияло на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к физике, усиление речевой активности, активизацию мыслительных способностей, ускорение развития общеучебных интеллектуальных умений и навыков, снятие синдрома тревожности, создание благоприятного психологического климата на уроках, социализацию школьного коллектива (класса) и формирование социального опыта в труде и общении каждого члена коллектива.
В связи с тем, что в кабинете физики ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2353

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340