Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Доклад на тему: Роль заместителя директора в формировании единого образовательного пространства учебного заведения по формированию познавательных и творческих способностей учащихся - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Доклад на тему: Роль заместителя директора в формировании единого образовательного пространства учебного заведения по формированию познавательных и творческих способностей учащихся


Автор(ы): Сизых Надежда Григорьевна, учитель литературы, заместитель директора по УВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предлагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей”, – говорится в Концепции модернизации образования до 2010 года.
Все педагоги (учителя-предметники, классные руководители) на уроках и во внеурочное время, насколько это возможно, работают над развитием познавательных и творческих способностей учащихся, используя разнообразные виды заданий, ситуаций, типы уроков. Но, как выявило диагностирование, 76 % учителей нашей школы удовлетворительно решают данный вопрос.
Отправной точкой в решении данного вопроса стал научно-практический семинар “Развитие творческого мышления и способностей учащихся” (1999–2000 год). Учителям были предложены вопросы:
  1. Творческая личность, какова она?
  2. Как можно узнать, в какой степени человек способен творчески мыслить?
  3. Развитие творческого мышления в процессе обучения
  4. Развитие творческой личности во внеурочной деятельности.
Анкетирование среди детей в классах с повышенной мотивацией к учению
  1. Умеете ли вы удивляться? Чему вы удивляетесь?
  2. Что такое творчество?
  3. Пытались ли вы сочинять стихи, рисовать, изобретать?
  4. В каких творческих кружках ты занимаешься или хотел бы заниматься?
Вот что получилось.
5-а 6-а 7-а 8-в 9-а 11-а
Пытались рисовать
82 % 80 % 50 % 66 % 70 % 70 %
Сочинять музыку
18 % 16 % 20 % 10 % 20 % 7 %
Изобретать
50 % 16 % 18 % 30 % 25 %
Сочинять, писать стихи
60 % 48 % 65 % 70 % 50 % 50 %
То есть, творческие задатки есть в каждом ребенке, надо только увидеть их и развить.
А гармоничное развитие личности предполагает и гармонию разных видов творчества учащихся: учебно-познавательного, художественного и технического. Формирование творческих черт должно проходить с учетом трех основных сфер деятельности:
  1. При усвоении учебных предметов
  2. В воспитательной внеурочной работе
  3. Во включении учащихся в общественную деятельность
При формировании учебного плана учитывали, как включенные в план дисциплины будут развивать личность ребенка.
Вариативная часть плана:
1 ступень.
  • “Детская риторика” – 2 класс,
  • “Естествознание” – 2 класс,
  • “Экология” – 3 класс,
  • “Введение в историю” – 4 класс.
2 ступень.
  • “Наглядная геометрия” – 5-6 класс,
  • “Русская словесность” – 5–7 класс,
  • “Литература и культура Сибири”,
  • “История Сибири” – 8 класс.
3 ступень.
  • “Экология” – 10–11 класс,
  • “Экономика” – 10–11 класс.
На начальной ступени обучения введены предметы гуманитарной направленности, способствующие развитию познавательных интересов, речи детей, воспитывающие интерес к истории, бережное отношение к окружающему.
На 2 ступени обучения 7 лет в школе ведется предмет “Культура и литература Сибири”, способствующий изучению и сознательному познанию культуры родного края. Учитель Барчук Т.А. использует разнообразные типы уроков (встречи, экскурсии, конференции, драматизация) и виды заданий, способствующие развитию творческой, познавательной деятельности. Ею создана авторская программа, утвержденная в 2003 году. Изучение и отслеживание результатов по данному предмету велось в течение 7 лет. Преодолевая все трудности и противоречия, возникающие при преподавании, учитель делился своими находками на методсовете, давал открытые уроки как для коллег школы, так и учителей города, выступал с опытом работы на научно-практической конференции, постоянно получал удовлетворение от своего труда, проводя анкетирование и контрольные срезы.
Интерес к предмету связан с познавательным характером изучаемого (из анкет: “Много узнал о своих родных, узнаем много интересного, нравится, что изучаем о нашем городе, старине и о России”).
Проведенные срезы в 2002 году (в 5-а классе – 100 %–80 %; в 5-б классе – 100 %–85 %), показали, что учащиеся знают понятия “микро” и “макротопонимика”, приводят примеры, знают жанры малого фольклора. В 6-а классе – 95 %–80 %, знают народности Сибири, особенности быта, занятий, изображают орнаменты северных народностей, сравнивают сказки народов Сибири с русскими народными. В 8-а классе (100 %–83 %), называют фамилии людей, внесших свой вклад в сохранение исторических и культурных ценностей, имена Сибирских сказателей, декабристов.
Проведена в 2003 году анкета-опрос. В 9-а классе опрошено 12 человек, в 9-б классе – 10 человек (не изучал):
  • Назвать коренных жителей Сибири (9-а класс – 11 национальностей, 9-б класс – 3: буряты, тунгусы, якуты)
  • Что такое топонимика? Примеры топонимики Усть-Кута (9-а класс – 7 человек, 9-б класс – 0)
  • Фамилии Сибирских писателей, поэтов (9-а класс: Ершов – 5; Вампилов – 10, М.Сергеев – 4, Г.Михасенко – 6, Фраерман – 10, Г.Граубин; 9-б класс: Вампилов – 8)
  • Культурные учреждения Усть-Кута (9-а класс – 10 человек, 9-б класс – 6 человек)
Она показала, что уровень владения информацией выше в 9-а классе. Учащиеся 7-х классов участвовали в творческом конкурсе, проводимом областной библиотекой “Авторучку мечтой начиняю”, в котором Щербак Егор стал призером.
Развитию познавательных и творческих способностей способствует и предмет “Русская словесность”, введенный в 2001 году. Введение данного предмета было связано как с низкой речевой культурой учащихся, так и недостатком часов, необходимых для развития творческих способностей, падением интереса к чтению.
На уроках словесности большое ме6сто занимает творчество. Цель не в том, чтобы сделать из учеников писателей и поэтов, а в том, чтобы пробудить и развить заложенное в ребенке творческое начало. А творческое начало, если его реализовать в занятиях словесностью, проявится и в жизни подростка, и в любой деятельности, которой посвятит себя человек в будущей взрослой жизни. Словесные игры, сочинение стихов, былин, загадок, частушек, рассказов, углубление знаний об языке (в 6 классе дается понятие синекдохи и метонимии) развивают и обогащают детей.
Проведенное анкетирование в конце 5 и 6 класса по вопросам
  1. Ваше отношение к предмету
  2. Трудно или легко воспринимается материал?
  3. Что дает вам изучение данного предмета?
  4. Как долго готовите домашнее задание?
  5. Какие виды заданий и формы работы вам нравятся?
  6. Ваше отношение к учителю?
показало, что в 5-б классе (отвечало 16 человек): нравится всем, легко усваивается- 12 человек, 2 – трудно, 2- нормально, предмет дает дополнительные знания – 13 человек, учит культурно разговаривать – 1, не дает – 1, особенно нравятся словесные игры – 12 человек. К учителю Сизых Н.Г отношение хорошее (1 написал “меня понимают, и я понимаю”)
Проведенный открытый урок для заместителей директоров, а также выступление на районном методическом совещании учителей-словесников получило одобрение коллег. А самое главное, когда дети в своих “корявых строках” “изливают самое сокровенное”.
Толмачева А.
6-б класс
Школа, школа –
Это первый раз,
Это первый класс,
Первая учительница,
Первая любовь,
Школа, школа –
Это дом родной,
Где мы учимся с тобой,
Учимся жить и любить,
Учимся дружбой дорожить.
Лазина Настя
6-а класс
Родная школа,
Моя родная школа.
Блестит на холме,
Да и всего 2 слова вновь дарят
Радость мне.
Шестая моя школа
Тебя я не забуду.
И лишь тебе одной
Всегда верна я буду.
Проведенный психологом вербальный тест Айзенка показал оптимальное владение словом (в середине 6-го класса).
Наряду с уроками математики развитию логического и пространственного мышления помогает “Наглядная геометрия” в 5–6 классах. Данный предмет ведется 5 год, интересен для детей, позволяет подготовить к систематическому курсу изучения геометрии, создает резерв для опережающего и углубленного изучения отдельных тем, формирует графическую культуру.
Контрольные срезы.
2000 год 2001 год 2002 год 2003 год
7-а класс 8-а класс 9-а класс 7-а класс
96 %–76 % 100 %–77 % 95 %–78 % 100 %–68 %
В 9-а классе из 20 учащихся 16 выбрали сдавать геометрию.
Ребята в анкетах на вопросы “Помогло ли изучение геометрии в 5-6 классах?”, отвечают: “Помогло. Хорошо провожу построения. Легко решаю логические задачи. Можем глубже изучать геометрию”.
В 2002 году опыт Копцевой Т.Д. по раннему преподаванию геометрии обобщен в школе, в 2003 году она выступала на педчтениях, доклад получил высокую оценку.
Освоение экономических знаний, раскрытие возможностей учащихся в их профессиональном самоопределении осуществляется на уроках экономики. Данный предмет 8 лет ведется в нашей школе. Необходимость ведения предмета вызвана изменениями в социально-экономической жизни страны, которые требуют от каждого гражданина ориентированного экономического мышления, знания определенного минимума экономических знаний, умения ориентироваться в современной экономической жизни. Опыт преподавания также обобщен в школе, проверялась результативность:
2000 год, 11 класс:
  • тест – 100 %-73 %
  • термины – 100 %- 100 %
  • теория – 100 %- 80 %
Экзамены.
1997–1998 1998–1999 1999–2000
Выбрало 3 человека Выбрало 9 человек Выбрало 13 человек
100 %–100 % 100 %–90 % 100 %–80 %
Поступили в экономические вузы:
  • 1998–1999 год – 7 человек
  • 1999–2000 год – 10 человек
Учащиеся принимали участие в научно-практической конференции, выступая с темой “Управление в фирме “Ириус” (доклад получил 2 место)
Предмет учащимся нравится, более всего они предпочитают такие формы занятий, как деловые игры и практические занятия. Считают, что изучение предмета дает возможность ориентироваться в жизни, использовать знания в жизни.
С современной экологией и экологическими проблемами знакомит предмет “Экология” в 10–11-х классах (учитель Тетерина Т.Н.).
Каждый предмет, введенный вариативно, обогащает и развивает личность ребенка. Но введение новых предметов тщательно отслеживается, изучается и координируется завучем .
Важнейшие задачи воспитания гармонически развитой личности продолжают решаться и во внеурочной, внеклассной работе.
В 2002 году создана постоянно действующая литературная гостиная (руководитель Барчук Т.А.). Формы проведения гостиных разнообразны: встреча, устный журнал, юбилей, книги. Хозяева гостиной – 10–11-е классы. Были проведены гостиные: “Встреча с Мариной Цветаевой”, “В.Высоцкий – поэт, певец, актер”, “Иркутские поэты”, “Виват, Санкт-Петербург”, “Юбилей книги “Маленький принц”. Учащиеся (16 человек) положительно относятся к проведению гостиных (“я очень рада, что такое проводится в нашей школе”). Более всего запомнили гостиные о М. Цветаевой и Санкт-Петербурге. Участие принимает весь класс – 19 человек. На вопрос “Какую роль играют в вашем развитии?” ответили:
  1. Получил много полезного – 5.
  2. Учит оратор искусству – 1.
  3. Учит умению выступать в аудитории – 6.
  4. Стихи стала лучше читать – 1.
  5. Стала больше читать стихов – 2.
  6. Учит этикету – 1.
Кроме “хозяев” на гостиных присутствовали желающие учащиеся 7, 9, 10-х классов. Эти праздничные встречи, я думаю, останутся в памяти у всех.
Очень дети любят инсценирование, и если это удается на уроках литературы, то они рады. Возможность выступать перед аудиторией, перевоплощаться, развивать свои творческие способности получили дети в студии “Вдохновение”.
Студия “Вдохновение” под руководством Плисовой Г.Ф. начала работать в 2002 году. Ею созданы спектакли “Прометей прикованный”, “Признание” по рассказу А.П.Чехова, “Гроза” по пьесе Островского А.Н., “Верь в великую силу любви”, “Новогодний шабаш”.
Участниками студии являются учащиеся 10-х классов, но привлекаются к участию и 7-е классы. На вопрос анкеты (отвечало 20 человек)
“Нужна ли в школе студия?”, 18 ответили: “Да, обязательно, конечно, нужна и не одна”, 2 – не знаю.
Нравится ли заниматься в студии? (“Да” – 18, нет – 1, не знаю – 1.
Какие качества личн...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1865

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340