Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Доклад на тему: Роль заместителя директора в формировании единого образовательного пространства учебного заведения по формированию познавательных и творческих способностей учащихся
Автор(ы): Сизых Надежда Григорьевна, учитель литературы, заместитель директора по УВР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предлагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей”, – говорится в Концепции модернизации образования до 2010 года. Все педагоги (учителя-предметники, классные руководители) на уроках и во внеурочное время, насколько это возможно, работают над развитием познавательных и творческих способностей учащихся, используя разнообразные виды заданий, ситуаций, типы уроков. Но, как выявило диагностирование, 76 % учителей нашей школы удовлетворительно решают данный вопрос. Отправной точкой в решении данного вопроса стал научно-практический семинар “Развитие творческого мышления и способностей учащихся” (1999–2000 год). Учителям были предложены вопросы: - Творческая личность, какова она?
- Как можно узнать, в какой степени человек способен творчески мыслить?
- Развитие творческого мышления в процессе обучения
- Развитие творческой личности во внеурочной деятельности.
Анкетирование среди детей в классах с повышенной мотивацией к учению - Умеете ли вы удивляться? Чему вы удивляетесь?
- Что такое творчество?
- Пытались ли вы сочинять стихи, рисовать, изобретать?
- В каких творческих кружках ты занимаешься или хотел бы заниматься?
Вот что получилось. 5-а | 6-а | 7-а | 8-в | 9-а | 11-а | Пытались рисовать | 82 % | 80 % | 50 % | 66 % | 70 % | 70 % | Сочинять музыку | 18 % | 16 % | 20 % | 10 % | 20 % | 7 % | Изобретать | 50 % | 16 % | 18 % | 30 % | 25 % | — | Сочинять, писать стихи | 60 % | 48 % | 65 % | 70 % | 50 % | 50 % | То есть, творческие задатки есть в каждом ребенке, надо только увидеть их и развить. А гармоничное развитие личности предполагает и гармонию разных видов творчества учащихся: учебно-познавательного, художественного и технического. Формирование творческих черт должно проходить с учетом трех основных сфер деятельности: - При усвоении учебных предметов
- В воспитательной внеурочной работе
- Во включении учащихся в общественную деятельность
При формировании учебного плана учитывали, как включенные в план дисциплины будут развивать личность ребенка. Вариативная часть плана: 1 ступень. - “Детская риторика” – 2 класс,
- “Естествознание” – 2 класс,
- “Экология” – 3 класс,
- “Введение в историю” – 4 класс.
2 ступень. - “Наглядная геометрия” – 5-6 класс,
- “Русская словесность” – 5–7 класс,
- “Литература и культура Сибири”,
- “История Сибири” – 8 класс.
3 ступень. - “Экология” – 10–11 класс,
- “Экономика” – 10–11 класс.
На начальной ступени обучения введены предметы гуманитарной направленности, способствующие развитию познавательных интересов, речи детей, воспитывающие интерес к истории, бережное отношение к окружающему. На 2 ступени обучения 7 лет в школе ведется предмет “Культура и литература Сибири”, способствующий изучению и сознательному познанию культуры родного края. Учитель Барчук Т.А. использует разнообразные типы уроков (встречи, экскурсии, конференции, драматизация) и виды заданий, способствующие развитию творческой, познавательной деятельности. Ею создана авторская программа, утвержденная в 2003 году. Изучение и отслеживание результатов по данному предмету велось в течение 7 лет. Преодолевая все трудности и противоречия, возникающие при преподавании, учитель делился своими находками на методсовете, давал открытые уроки как для коллег школы, так и учителей города, выступал с опытом работы на научно-практической конференции, постоянно получал удовлетворение от своего труда, проводя анкетирование и контрольные срезы. Интерес к предмету связан с познавательным характером изучаемого (из анкет: “Много узнал о своих родных, узнаем много интересного, нравится, что изучаем о нашем городе, старине и о России”). Проведенные срезы в 2002 году (в 5-а классе – 100 %–80 %; в 5-б классе – 100 %–85 %), показали, что учащиеся знают понятия “микро” и “макротопонимика”, приводят примеры, знают жанры малого фольклора. В 6-а классе – 95 %–80 %, знают народности Сибири, особенности быта, занятий, изображают орнаменты северных народностей, сравнивают сказки народов Сибири с русскими народными. В 8-а классе (100 %–83 %), называют фамилии людей, внесших свой вклад в сохранение исторических и культурных ценностей, имена Сибирских сказателей, декабристов. Проведена в 2003 году анкета-опрос. В 9-а классе опрошено 12 человек, в 9-б классе – 10 человек (не изучал): - Назвать коренных жителей Сибири (9-а класс – 11 национальностей, 9-б класс – 3: буряты, тунгусы, якуты)
- Что такое топонимика? Примеры топонимики Усть-Кута (9-а класс – 7 человек, 9-б класс – 0)
- Фамилии Сибирских писателей, поэтов (9-а класс: Ершов – 5; Вампилов – 10, М.Сергеев – 4, Г.Михасенко – 6, Фраерман – 10, Г.Граубин; 9-б класс: Вампилов – 8)
- Культурные учреждения Усть-Кута (9-а класс – 10 человек, 9-б класс – 6 человек)
Она показала, что уровень владения информацией выше в 9-а классе. Учащиеся 7-х классов участвовали в творческом конкурсе, проводимом областной библиотекой “Авторучку мечтой начиняю”, в котором Щербак Егор стал призером. Развитию познавательных и творческих способностей способствует и предмет “Русская словесность”, введенный в 2001 году. Введение данного предмета было связано как с низкой речевой культурой учащихся, так и недостатком часов, необходимых для развития творческих способностей, падением интереса к чтению. На уроках словесности большое ме6сто занимает творчество. Цель не в том, чтобы сделать из учеников писателей и поэтов, а в том, чтобы пробудить и развить заложенное в ребенке творческое начало. А творческое начало, если его реализовать в занятиях словесностью, проявится и в жизни подростка, и в любой деятельности, которой посвятит себя человек в будущей взрослой жизни. Словесные игры, сочинение стихов, былин, загадок, частушек, рассказов, углубление знаний об языке (в 6 классе дается понятие синекдохи и метонимии) развивают и обогащают детей. Проведенное анкетирование в конце 5 и 6 класса по вопросам - Ваше отношение к предмету
- Трудно или легко воспринимается материал?
- Что дает вам изучение данного предмета?
- Как долго готовите домашнее задание?
- Какие виды заданий и формы работы вам нравятся?
- Ваше отношение к учителю?
показало, что в 5-б классе (отвечало 16 человек): нравится всем, легко усваивается- 12 человек, 2 – трудно, 2- нормально, предмет дает дополнительные знания – 13 человек, учит культурно разговаривать – 1, не дает – 1, особенно нравятся словесные игры – 12 человек. К учителю Сизых Н.Г отношение хорошее (1 написал “меня понимают, и я понимаю”) Проведенный открытый урок для заместителей директоров, а также выступление на районном методическом совещании учителей-словесников получило одобрение коллег. А самое главное, когда дети в своих “корявых строках” “изливают самое сокровенное”. Толмачева А. 6-б класс Школа, школа – Это первый раз, Это первый класс, Первая учительница, Первая любовь, Школа, школа – Это дом родной, Где мы учимся с тобой, Учимся жить и любить, Учимся дружбой дорожить. | Лазина Настя 6-а класс Родная школа, Моя родная школа. Блестит на холме, Да и всего 2 слова вновь дарят Радость мне. Шестая моя школа Тебя я не забуду. И лишь тебе одной Всегда верна я буду. | Проведенный психологом вербальный тест Айзенка показал оптимальное владение словом (в середине 6-го класса). Наряду с уроками математики развитию логического и пространственного мышления помогает “Наглядная геометрия” в 5–6 классах. Данный предмет ведется 5 год, интересен для детей, позволяет подготовить к систематическому курсу изучения геометрии, создает резерв для опережающего и углубленного изучения отдельных тем, формирует графическую культуру. Контрольные срезы. 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 7-а класс | 8-а класс | 9-а класс | 7-а класс | 96 %–76 % | 100 %–77 % | 95 %–78 % | 100 %–68 % | В 9-а классе из 20 учащихся 16 выбрали сдавать геометрию. Ребята в анкетах на вопросы “Помогло ли изучение геометрии в 5-6 классах?”, отвечают: “Помогло. Хорошо провожу построения. Легко решаю логические задачи. Можем глубже изучать геометрию”. В 2002 году опыт Копцевой Т.Д. по раннему преподаванию геометрии обобщен в школе, в 2003 году она выступала на педчтениях, доклад получил высокую оценку. Освоение экономических знаний, раскрытие возможностей учащихся в их профессиональном самоопределении осуществляется на уроках экономики. Данный предмет 8 лет ведется в нашей школе. Необходимость ведения предмета вызвана изменениями в социально-экономической жизни страны, которые требуют от каждого гражданина ориентированного экономического мышления, знания определенного минимума экономических знаний, умения ориентироваться в современной экономической жизни. Опыт преподавания также обобщен в школе, проверялась результативность: 2000 год, 11 класс: - тест – 100 %-73 %
- термины – 100 %- 100 %
- теория – 100 %- 80 %
Экзамены. 1997–1998 | 1998–1999 | 1999–2000 | Выбрало 3 человека | Выбрало 9 человек | Выбрало 13 человек | 100 %–100 % | 100 %–90 % | 100 %–80 % | Поступили в экономические вузы: - 1998–1999 год – 7 человек
- 1999–2000 год – 10 человек
Учащиеся принимали участие в научно-практической конференции, выступая с темой “Управление в фирме “Ириус” (доклад получил 2 место) Предмет учащимся нравится, более всего они предпочитают такие формы занятий, как деловые игры и практические занятия. Считают, что изучение предмета дает возможность ориентироваться в жизни, использовать знания в жизни. С современной экологией и экологическими проблемами знакомит предмет “Экология” в 10–11-х классах (учитель Тетерина Т.Н.). Каждый предмет, введенный вариативно, обогащает и развивает личность ребенка. Но введение новых предметов тщательно отслеживается, изучается и координируется завучем . Важнейшие задачи воспитания гармонически развитой личности продолжают решаться и во внеурочной, внеклассной работе. В 2002 году создана постоянно действующая литературная гостиная (руководитель Барчук Т.А.). Формы проведения гостиных разнообразны: встреча, устный журнал, юбилей, книги. Хозяева гостиной – 10–11-е классы. Были проведены гостиные: “Встреча с Мариной Цветаевой”, “В.Высоцкий – поэт, певец, актер”, “Иркутские поэты”, “Виват, Санкт-Петербург”, “Юбилей книги “Маленький принц”. Учащиеся (16 человек) положительно относятся к проведению гостиных (“я очень рада, что такое проводится в нашей школе”). Более всего запомнили гостиные о М. Цветаевой и Санкт-Петербурге. Участие принимает весь класс – 19 человек. На вопрос “Какую роль играют в вашем развитии?” ответили: - Получил много полезного – 5.
- Учит оратор искусству – 1.
- Учит умению выступать в аудитории – 6.
- Стихи стала лучше читать – 1.
- Стала больше читать стихов – 2.
- Учит этикету – 1.
Кроме “хозяев” на гостиных присутствовали желающие учащиеся 7, 9, 10-х классов. Эти праздничные встречи, я думаю, останутся в памяти у всех. Очень дети любят инсценирование, и если это удается на уроках литературы, то они рады. Возможность выступать перед аудиторией, перевоплощаться, развивать свои творческие способности получили дети в студии “Вдохновение”. Студия “Вдохновение” под руководством Плисовой Г.Ф. начала работать в 2002 году. Ею созданы спектакли “Прометей прикованный”, “Признание” по рассказу А.П.Чехова, “Гроза” по пьесе Островского А.Н., “Верь в великую силу любви”, “Новогодний шабаш”. Участниками студии являются учащиеся 10-х классов, но привлекаются к участию и 7-е классы. На вопрос анкеты (отвечало 20 человек) “Нужна ли в школе студия?”, 18 ответили: “Да, обязательно, конечно, нужна и не одна”, 2 – не знаю. Нравится ли заниматься в студии? (“Да” – 18, нет – 1, не знаю – 1. Какие качества личн...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1865
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|