Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Сценарий проведения уроков по географии с использованием электронного учебного издания и компьютерного текста по теме Климат и внутренние воды Южной Америки. 7-й класс
Автор(ы): Королева Зоя Владимировна, учитель географи
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема изучается в течение двух уроков. Первый урок. Климат Южной Америки. Второй урок. Внутренние воды Южной Америки. Сценарий первого урока “Климат Южной Америки”. Цели и задачи урока: - Закрепить и конкретизировать знания о климатообразующих факторах, об основных и переходных климатических поясах.
- Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата материка Южная Америка, выявить причины, определяющие эти особенности климата.
- Продолжить формирование умения работать с картами и климатическими диаграммами, составления графического конспекта на контурной карте.
- Продолжить формирование навыков работы с электронным учебником по географии.
- Развитие логического и творческого мышления.
Оборудование и дидактические материалы: 1. Учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. Для учащихся 7 классов. 2. Карты географического атласа (7 класс): А) “Климатические пояса и области мира” Б) “Южная Америка”. Физическая карта. В) “Южная Америка”. Климатическая карта. 3. Контурная карта “Южная Америка. Климатические пояса и области” 4. Раздаточный материал: Инструктивная карточка с заданиями и вопросами. Содержание инструктивной карточки Тема урока: Климат Южной Америки. Для выполнения заданий вам потребуются: 1. Учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. Для учащихся 7 классов. 2. Карты географического атласа (7 класс): А) “Климатические пояса и области мира” Б) “Южная Америка. Физическая карта”. В) “Южная Америка. Климатическая карта”. 3. Контурная карта “Южная Америка. Климатические пояса и области” Алгоритм работы с электронным учебником: меню - материки – Южная Америка – Климат - Самый влажный материк При выполнении задания из электронного издания использовать: тематические карты, видеоролики, практическое задание №3, климатограммы. Выполнение задания 1. Нанесите на контурную карту климатообразующие факторы: одной коричневой линией покажите основное направление Анд; обведите линии экватора и тропика. С помощью стрелок покажите направление господствующих ветров. Стрелками красного и синего цвета покажите направления теплых и холодных течений у берегов Южной Америки (подумайте, какое влияние будет оказывать на климат побережья каждый из этих типов течения). Правильность выполнения вы можете проверить, выполнив задание №3 в разделе “Практика”. 2. Ознакомьтесь с климатической картой в разделе “Климат”, надпишите на контурной карте названия климатических поясов и областей. 3. Выберите курсором климатическую диаграмму в экваториальном климатическом поясе, щелкните один раз левой клавишей мыши по ней. Климатограмма увеличится в размере, проанализируйте ее, на контурной карте в экваториальном климатическом поясе сделайте следующую запись: Лето: 1) укажите индекс основной воздушной массы, формирующей здесь климат летом; 2) среднюю летнюю температуру воздуха; 3) влажно или сухо (зависит от количества осадков в этом сезоне). Ваша запись должна выглядеть так: Лето: ЭВМ, Т ср. +24, влажно. Эти же действия выполните для зимы: Зима: …. Далее напишите Осадки:… (укажите сумму осадков за год и их режим). 4. Аналогичные действия выполните для субэкваториального климатического пояса. Обратите внимание, что этот климатический пояс находится в двух полушариях (северном и южном) и климат в них будет различаться по сезонам. Проанализируйте климатограмму и определите субэкваториальный климат какого полушария она характеризует. Сделайте запись в соответствующем климатограмме полушарии. Сделайте запись для этого же климатического пояса в противоположном полушарии. Чем они различаются? 5. Внимание!!! Следующим характеризуете умеренный климатический пояс. 6. Если вы выполнили все предыдущие задания, и у вас осталось более 10 минут, вы молодец!!! Запишите характеристику климата тропического климатического пояса (климат высокогорий не описывайте). Проанализируйте графический конспект и сформулируйте ответы на следующие вопросы: - В каких климатических поясах находится большая часть материка Южная Америка, а, следовательно, какой климат преобладает на нем?
- Какой это материк по увлажнению (сухой или влажный)?
- Какой из океанов, омывающих Южную Америку, оказывает меньшее влияние на климат материка и почему?
- Объясните, почему в умеренном климатическом поясе сформировались две климатические области, резко отличающиеся количеством осадков за год. (Западную часть называют “мокрым углом”, а в восточной части - пустынный и полупустынный климат).
- 5=* Объясните, почему в тропическом климатическом поясе на Атлантическом побережье формируется область тропического пустынного (сухого) климата, а в умеренном – область морского (влажного) климата. А в восточной части материка – наоборот: в тропическом климатическом поясе формируется область тропического влажного климата, а в умеренном – область умеренно континентального (сухого) климата?
Ход урока Этап 1. Ориентировочно-мотивационный. 5 мин Учитель сообщает тему, задачи урока, раздает учащимся инструктивные карточки. Учитель: Перед тем как приступить к изучению нового материала, давайте вспомним некоторые вопросы из ранее пройденных тем, которые пригодятся нам при изучении нового материала: Актуализация знаний: фронтальная беседа по вопросам: - Перечислите природные компоненты
- Почему климат изучают сразу после рельефа, раньше, чем внутренние воды, почвы, растительный и животный мир?
- План описания климата (перечислить пункты плана).
- Какие климатообразующие факторы являются ведущими в формировании климата?
- Какие постоянные ветры господствуют в умеренных широтах? — в экваториальных широтах? Какое влияние они оказывают на климат?
- Какие месяцы года являются в южном полушарии летними, какие – зимними?
- Проанализировав географическое положение материка Южная Америка, предположите, в каких климатических поясах он может находиться?
- Какой климат там преобладает – холодный или жаркий?
Этап 2. Операционно-исполнительский. 25-30 мин Учитель: Сегодня вам предстоит выполнить новый вид работы: составить графический конспект на контурной карте, т.е. показания с клитатограммы вы будете записывать на контурной карте в соответствующем климатическом поясе, составляя таким образом его характеристику. Дальше вам предстоит проанализировать этот графический конспект и сформулировать ответы на вопросы в конце инструктивной карточки (устно или письменно), а затем ответить устно. Для субтропического климатического пояса климатораммы не даны. Характеристика климата этого климатического пояса пойдет домашним заданием. Для выполнения этого домашнего задания используйте учебник и карту атласа “Южная Америка. Климатическая карта”. Графический конспект, который вы сегодня выполните, пригодится вам еще на следующем уроке при изучении темы “Внутренние воды” для характеристики водного режима рек. Выполнение заданий: 1. Индивидуальная работа за компьютером с учебным электронным изданием и картами атласа по инструктивным карточкам. 2. Составление графического конспекта на контурной карте. 3. Отвечать на вопросы в инструктивной карточке. Дополнительное задание (для тех, кто раньше других справился с работой): Задание № 3 из раздела “практические задания” в электронном издании Этап 3. Рефлексивно-оценочный. 5-10 мин Фронтальная работа: проверка ответов на вопросы в конце задания, обсуждение правильности выводов о причинах формирования двух климатических областей в умеренном климатическом поясе. Если осталось время, обсудить дополнительный 5-тый вопрос из инструктивной карточки. В ином случае этот вопрос идет как задание на дом и обсуждается в начале следующего урока. Контурные карты с графическими конспектами собираются на проверку. По результатам фронтального опроса выставляются отметки в журнал, кроме этого каждый ученик получит отметку за графический конспект на контурной карте (см. приложение №1). Второй возможный вариант выполнения работы – это при анализе климатограмм заполнять таблицу Характеристика климатических поясов материка Южная Америка Название климатического пояса (области) | ГПпояса | Воздушная масса | Средняя Температура воздуха | Влажность(осадки) | Сумма осадков за год, режим осадков | Особенности климата | Зима | Лето | Зима | Лето | Зима | Лето | Экваториальный | | ЭВМ | ЭВМ | +26 | +26 | влаж-но | влаж-но | 2860 мм.Равномерно | Весь год жарко и влажно | Субэкваториальный | | | | | | | | | | Тропический | | | | | | | | | | Субтропический | | | | | | | | | | Умерен-ный влажный | | | | | | | | | | Умерен-ный сухой | | | | | | | | | | Сценарий второго урока “Внутренние воды Южной Америки”. Цели и задачи урока: - Продолжать формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Южной Америки.
- Сформировать у учащихся представление об основных чертах рек и озер материка.
- Продолжить формирование у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи (установить зависимость внутренних вод материка от рельефа и климата), работая с различными источниками информации.
- Продолжить формирование умения составлять характеристику географических объектов.
- Продолжить формирование навыков работы с электронным учебником по географии.
Оборудование и дидактические материалы: 1. Учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. Для учащихся 7 классов. 2. Карты географического атласа (7 класс): А) “Климатические пояса и области мира” Б) “Южная Америка”. Физическая карта. 3. Контурная карта “Южная Америка. Климатические пояса и области”, с выполненным на ней на первом уроке графическим конспектом . 4. Компьютерный тест. 5. Раздаточный материал: Инструктивная карточка с заданиями и вопросами. Содержание инструктивной карточки Тема урока: Внутренние воды Южной Америки. Для выполнения заданий вам потребуются: 1. Учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. Для учащихся 7 классов. 2. Карты географического атласа (7 класс): А) “Климатические пояса и области мира” Б) “ Южная Америка”. Физическая карта. 3. Контурная карта “Южная Америка. Климатические пояса и области”, с выполненным на ней на предыдущем уроке графическим конспектом по климату. Алгоритм работы с электр...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.08.08 | Просмотров: 2972
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|