Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Метод проектов на уроках физики - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Метод проектов на уроках физики


Автор(ы): Скворцова Ирина Михайловна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и “модным”, что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум”.[6]. В результате многочисленных проб и ошибок я твёрдо уверовала, что этот метод необходимо применять при изучении физики, но чётко себе представлять, кто и зачем будет участвовать в этом проекте и какой результат будет получен. Использование мною в течение долгих лет групповой работы на уроках физики плавно перешло в применение метода проекта при изучении отдельных тем курса физики как средней, так и старшей школы. Так, метод проектов впервые мною был использован при изучении темы “Оптика”. Творческое название проекта “Семейный альбом”, подразумевало самостоятельные исследования по вопросам “Эволюция фотоаппарата”, “Химическое действие света”, “Цветная и черно-белая фотография”. Результатом этого проекта стала научно – практическая конференция, на которой обсуждались не только теоретические вопросы темы, но и была оформлена выставка различных фотоаппаратов, стенды “Наша семейная реликвия” и “Моё хобби - фотография”. Об Интернете и персональных компьютерах, цифровых фотоаппаратах мы тогда даже и не слышали, а вот фотоаппарат Kodak, моментально выдававший цветное фото в нашей выставке уже присутствовал. Повальное увлечение лазерными указками (некоторое время наш город широко сотрудничал с Китаем, откуда было поставлено большое количество этих игрушек) мне тоже удалось направить в нужное русло. Все 29 человек одиннадцатого класса вдохновенно погрузились в проект “От фантазии к реальности”. Одни совершили путешествие по страницам научно-фантастических книг, другие по страницам медицинских журналов и клинике МКТ “Хирургия глаза”, открывшейся в Тамбове, третьи упорно искали информацию о применении лазера в промышленности, а самые продвинутые изучали возможности передачи информации по лазерному лучу. Итогом проекта стала галерея газет.
Всегда радуюсь, когда дети приходят с желанием поработать в индивидуальном проекте, значит, материал, изученный на уроках физики, пробудил интерес, заставил увидеть проблему, включил фантазию, побудил к творчеству. Вот темы последних индивидуальных проектов: “Физика и воинский устав”, “Физика и криминалистика”, “Сигнализация”, “Пакетный выключатель”, “Физика в игрушках”.
В этом учебном году вместе с учащимися 8 “Б” класса мы осуществили ещё один проект в рамках изучения темы “Виды теплопередачи”. Творческое название проекта звучало так “Три способа согреться”. Эта тема носит большой прикладной характер. В результате осуществления проекта, учащиеся не только усвоили механизмы передачи тепла, но и широко исследовали использование их в быту, технике, природе.
Цели и задачи проекта:
Формирование компетентности в области приобретения знаний из различных источников: учебника, дополнительной литературы, Интернета, CD, рассказа сверстника и т.д.
Формирование компетентностей в области обработки информации для предоставления её в различных видах.
Формирование компетентностей в сфере распространения знаний среди сверстников.
Изучить виды теплопередачи, сформировать умения описывать и объяснять механизмы передачи тепла от одного тела к другому.
Углубить знания учащихся о роли теплопередачи в различных областях человеческой деятельности.
Урок 1.
Этапы урока Используемые методы, приёмы Результаты
Актуализация знаний по теме “Внутренняя энергия тела и способы её изменения” Фронтальная беседа Учащиеся хорошо различают, когда ВЭ изменяется за счёт совершения работы, а когда за счёт теплопередачи.
Постановка проблемы Проблемный метод Проблема: как передают тепло (энергию) от одного тела к другому? Как путешествует энергия?
Формулировка гипотез для решения проблемы. Фронтальная беседа с демонстрациями Энергия может путешествовать тремя способами.
Выявление предмета (цели) исследования “Мозговой штурм” по выявлению вопросов подлежащих исследованию в группах Название способа передачи энергии, механизм передачи энергии, опыт, иллюстрирующий данный вид теплопередачи, использование данного вида теплопередачи, особенности данного вида теплопередачи.
Самостоятельная работа по изучению нового материала Групповая форма организации познавательной деятельности Каждая группа, проработав соответствующий § учебника, заполняет свою колонку в таблице “Виды теплопередачи”.
Закрепление новых знаний Групповая форма организации познавательной деятельности Работа с дидактическим материалом “Найди свою задачу и реши её”
Домашнее задание Работа в парах Заполнение таблицы “Виды теплопередачи”
Урок 2.
Проверка домашнего задания Работа в парах Первичная оценка знаний, выставление оценок в журнал по желанию.
Закрепление ЗУН Физический бой Выявлены вопросы, на которые ответить пока не можем.
Определение тем самостоятельных исследований Фронтальная беседа Создание мини-групп для решения проблемных вопросов
Определение способов и методов исследования Дискуссия Разработка хода исследования мини-проекта
Определение форм отчётности “Мозговой штурм” Распределение ролей для защиты проекта.
Домашнее задание Групповой метод Сбор информации по проблеме
Обсуждение вопроса об авторских правах Объяснение учителя Знакомство с критериями оценивания публикаций, презентаций, сайтов.
Урок 3.
Проверка домашнего задания Групповая форма работы Создание сценария защиты мини-проекта
Самостоятельная работа Групповая форма работы - Анализ собранной группами информации, полученной в результате самостоятельных исследований.
- Выводы по направлениям работы, аргументация
Домашнее задание Групповая форма организации познавательной деятельности Доработка проектов и подготовка их к защите
4 урок:
  • Защита проектов.
  • Проверка ЗУН.
  • Рефлексия.

Самостоятельные исследования учащихся: Материалы, подготовленные группами для защиты:
Греет ли шуба? Видеофильм
Можно ли считать воздух строительным материалом? Сообщение
Растает ли лёд в кипятке? Демонстрация и объяснение опыта.
Можно ли вскипятить воду в бумажной кастрюле? Демонстрация и объяснение опыта
Почему дует от закрытого окна? Сообщение, рисунки
На лёд или под лёд? Сообщение, график
Как образуются бризы? Презентация (приложение 1)
Как уберечь тепло? Модель термоса
Что такое тяга? Презентация, демонстрация опыта (приложение 2)
Почему самолёты серебристые? Информационный буклет
Какое время года у нас под ногами? Информационный буклет
Как энергия путешествует через вакуум? Информационный буклет

...

Задачи для закрепления знаний.
1. Почему ручки кранов у баков с горячей водой делают деревянными? 2. В каком платье летом менее жарко: в светлом или в тёмном? Объясните почему?
3. В какой обуви больше мёрзнут ноги зимой: в просторной или тесной? Почему? 4. Какие из перечисленных ниже веществ обладают хорошей теплопроводностью: медь, воздух, алюминий, вода, стекло, водяной пар?
5. Что остынет быстрее: стакан компота или стакан киселя? Почему? 6. Летом лёд сохраняют под слоем опилок и земли. Почему?
7. В алюминиевую и стеклянную кастрюли одинаковой вместимости наливают горячую воду. Какая из кастрюль быстрее нагреется до температуры налитой в неё воды? 8. Почему в холодную погоду многие животные спят. Свернувшись в клубок?
9. Почему весной снег тает быстрее в городе, чем в поле? 10. Обыкновенный или пористый кирпич обеспечит лучшую теплоизоляцию здания? Почему?
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.08.10 | Просмотров: 1924

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340