Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Метод проектов на уроках физики
Автор(ы): Скворцова Ирина Михайловна, учитель физики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и “модным”, что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум”.[6]. В результате многочисленных проб и ошибок я твёрдо уверовала, что этот метод необходимо применять при изучении физики, но чётко себе представлять, кто и зачем будет участвовать в этом проекте и какой результат будет получен. Использование мною в течение долгих лет групповой работы на уроках физики плавно перешло в применение метода проекта при изучении отдельных тем курса физики как средней, так и старшей школы. Так, метод проектов впервые мною был использован при изучении темы “Оптика”. Творческое название проекта “Семейный альбом”, подразумевало самостоятельные исследования по вопросам “Эволюция фотоаппарата”, “Химическое действие света”, “Цветная и черно-белая фотография”. Результатом этого проекта стала научно – практическая конференция, на которой обсуждались не только теоретические вопросы темы, но и была оформлена выставка различных фотоаппаратов, стенды “Наша семейная реликвия” и “Моё хобби - фотография”. Об Интернете и персональных компьютерах, цифровых фотоаппаратах мы тогда даже и не слышали, а вот фотоаппарат Kodak, моментально выдававший цветное фото в нашей выставке уже присутствовал. Повальное увлечение лазерными указками (некоторое время наш город широко сотрудничал с Китаем, откуда было поставлено большое количество этих игрушек) мне тоже удалось направить в нужное русло. Все 29 человек одиннадцатого класса вдохновенно погрузились в проект “От фантазии к реальности”. Одни совершили путешествие по страницам научно-фантастических книг, другие по страницам медицинских журналов и клинике МКТ “Хирургия глаза”, открывшейся в Тамбове, третьи упорно искали информацию о применении лазера в промышленности, а самые продвинутые изучали возможности передачи информации по лазерному лучу. Итогом проекта стала галерея газет. Всегда радуюсь, когда дети приходят с желанием поработать в индивидуальном проекте, значит, материал, изученный на уроках физики, пробудил интерес, заставил увидеть проблему, включил фантазию, побудил к творчеству. Вот темы последних индивидуальных проектов: “Физика и воинский устав”, “Физика и криминалистика”, “Сигнализация”, “Пакетный выключатель”, “Физика в игрушках”. В этом учебном году вместе с учащимися 8 “Б” класса мы осуществили ещё один проект в рамках изучения темы “Виды теплопередачи”. Творческое название проекта звучало так “Три способа согреться”. Эта тема носит большой прикладной характер. В результате осуществления проекта, учащиеся не только усвоили механизмы передачи тепла, но и широко исследовали использование их в быту, технике, природе. Цели и задачи проекта: Формирование компетентности в области приобретения знаний из различных источников: учебника, дополнительной литературы, Интернета, CD, рассказа сверстника и т.д. Формирование компетентностей в области обработки информации для предоставления её в различных видах. Формирование компетентностей в сфере распространения знаний среди сверстников. Изучить виды теплопередачи, сформировать умения описывать и объяснять механизмы передачи тепла от одного тела к другому. Углубить знания учащихся о роли теплопередачи в различных областях человеческой деятельности. Урок 1. | Этапы урока | Используемые методы, приёмы | Результаты | Актуализация знаний по теме “Внутренняя энергия тела и способы её изменения” | Фронтальная беседа | Учащиеся хорошо различают, когда ВЭ изменяется за счёт совершения работы, а когда за счёт теплопередачи. | Постановка проблемы | Проблемный метод | Проблема: как передают тепло (энергию) от одного тела к другому? Как путешествует энергия? | Формулировка гипотез для решения проблемы. | Фронтальная беседа с демонстрациями | Энергия может путешествовать тремя способами. | Выявление предмета (цели) исследования | “Мозговой штурм” по выявлению вопросов подлежащих исследованию в группах | Название способа передачи энергии, механизм передачи энергии, опыт, иллюстрирующий данный вид теплопередачи, использование данного вида теплопередачи, особенности данного вида теплопередачи. | Самостоятельная работа по изучению нового материала | Групповая форма организации познавательной деятельности | Каждая группа, проработав соответствующий § учебника, заполняет свою колонку в таблице “Виды теплопередачи”. | Закрепление новых знаний | Групповая форма организации познавательной деятельности | Работа с дидактическим материалом “Найди свою задачу и реши её” | Домашнее задание | Работа в парах | Заполнение таблицы “Виды теплопередачи” | Урок 2. | Проверка домашнего задания | Работа в парах | Первичная оценка знаний, выставление оценок в журнал по желанию. | Закрепление ЗУН | Физический бой | Выявлены вопросы, на которые ответить пока не можем. | Определение тем самостоятельных исследований | Фронтальная беседа | Создание мини-групп для решения проблемных вопросов | Определение способов и методов исследования | Дискуссия | Разработка хода исследования мини-проекта | Определение форм отчётности | “Мозговой штурм” | Распределение ролей для защиты проекта. | Домашнее задание | Групповой метод | Сбор информации по проблеме | Обсуждение вопроса об авторских правах | Объяснение учителя | Знакомство с критериями оценивания публикаций, презентаций, сайтов. | Урок 3. | Проверка домашнего задания | Групповая форма работы | Создание сценария защиты мини-проекта | Самостоятельная работа | Групповая форма работы | - Анализ собранной группами информации, полученной в результате самостоятельных исследований. - Выводы по направлениям работы, аргументация | Домашнее задание | Групповая форма организации познавательной деятельности | Доработка проектов и подготовка их к защите | 4 урок: | | | | Самостоятельные исследования учащихся: | Материалы, подготовленные группами для защиты: | Греет ли шуба? | Видеофильм | Можно ли считать воздух строительным материалом? | Сообщение | Растает ли лёд в кипятке? | Демонстрация и объяснение опыта. | Можно ли вскипятить воду в бумажной кастрюле? | Демонстрация и объяснение опыта | Почему дует от закрытого окна? | Сообщение, рисунки | На лёд или под лёд? | Сообщение, график | Как образуются бризы? | Презентация (приложение 1) | Как уберечь тепло? | Модель термоса | Что такое тяга? | Презентация, демонстрация опыта (приложение 2) | Почему самолёты серебристые? | Информационный буклет | Какое время года у нас под ногами? | Информационный буклет | Как энергия путешествует через вакуум? | Информационный буклет | Задачи для закрепления знаний. | 1. Почему ручки кранов у баков с горячей водой делают деревянными? | 2. В каком платье летом менее жарко: в светлом или в тёмном? Объясните почему? | 3. В какой обуви больше мёрзнут ноги зимой: в просторной или тесной? Почему? | 4. Какие из перечисленных ниже веществ обладают хорошей теплопроводностью: медь, воздух, алюминий, вода, стекло, водяной пар? | 5. Что остынет быстрее: стакан компота или стакан киселя? Почему? | 6. Летом лёд сохраняют под слоем опилок и земли. Почему? | 7. В алюминиевую и стеклянную кастрюли одинаковой вместимости наливают горячую воду. Какая из кастрюль быстрее нагреется до температуры налитой в неё воды? | 8. Почему в холодную погоду многие животные спят. Свернувшись в клубок? | 9. Почему весной снег тает быстрее в городе, чем в поле? | 10. Обыкновенный или пористый кирпич обеспечит лучшую теплоизоляцию здания? Почему? | ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2013.08.10 | Просмотров: 1924
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|