Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Н и НН в прилагательных и причастиях - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Н и НН в прилагательных и причастиях


Автор(ы): Дружинина Марина Валерьевна, учитель русского языка высшей квалификационной категории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Одной из специфических особенностей уроков русского языка является большой объём работы, которую необходимо осуществить для приобретения соответствующих умений и навыков, а также характер этой работы: кропотливое выполнение упражнений, переписывание из учебника иди другой учебной книги дидактического материала с одновременным выполнением каких-либо заданий. Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения: повысить темп урока, увеличить долю самостоятельной работы учащихся. Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля за усвоением знаний и навыков учащихся. А как же я использую компьютеры на своих уроках русского языка?! В качестве примера я хочу описать урок, проведённый в 7 классе по теме “Н и НН в причастиях и прилагательных”. Этот урок проводился как урок зачёт с применением компьютера. Работа строилась так. Я традиционным способом объяснила сначала условия правописания н, нн в причастиях и прилагательных. Затем перешла к опорному конспекту по этой теме. Так как с этой темой мы встречались раньше, то опорный конспект рассказала одна из учениц класса. На парте перед каждым учеником лежали перфокарты. В течение урока ученик должен был сделать работу и на перфокарте, и на компьютере. Была создана экспертная группа, которая проконтролировала результаты работы учеников, так один учитель справиться с этим не сможет. Результаты заносились в табло оценок. В результате у ученика было две, три оценки: за устный ответ(если отвечал), за перфокарту, за компьютер. Каждая программа на компьютере состоит из трёх автономных блоков: обучающего, тренировочного и контролирующего. Любой из этих блоков может быть использован как самостоятельное педагогическое программное средство и органически, впитаться в канву традиционно проводимого урока путём выбора меню, предложенного на экране монитора перед началом работы.
Цели урока
  1. Вооружение школьников технологией, позволяющей достичь высокой грамотности в написании слов с-н- и -нн-
  2. Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы.
  3. Воспитание культурного навыка работы со справочными пособиями различных видов как основы для дальнейшей самостоятельной деятельности в старших классах.
Ход урока
Первый этап. Орг. Момент: вступительное слово учителя.
Второй этап. Повторение пройденного: презентация с правилами, фронтальный опрос можно провести в виде форума.
Вопросы форума:
Когда в прилагательных пишется нн?
Назовите исключения из этих правил.
Как отличить отглагольные прилагательные с суффиксом -н- от причастия с -нн-?
Какие исключения в правописании отглагольных прилагательных вам известны?
Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных и причастий?
Сколько н пишется в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий?
Третий этап. Работа с опорным конспектом, подготовленным в word.
Четвёртый этап. Применение полученных теоретических званий на практике.
Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н, во 2-м — с нн).
Размешанные краски
Бесценная вещь
Выкрашенные лавки
Поляна освещена
Тканый узор
Туристы размещены
Комиссия образована
Румяные лица
Свиные окорока
Некрашеная ткань
Писаная красавица
Тетрадь исписана
Кожаный портфель
Ветреный день
Ветряной двигатель
Безветренный день
Рассеянный мальчик
Нечаянная ошибка
Работа экстренной группы: 18 баллов – 5, 17-16 баллов 4, 15-14 баллов – 3.
Пятый этап. Алгоритм правописания –н- и –ин- в прилагательных и причастиях.
Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:
кожа — кожаный: песок, рожь;
барабан — барабанный: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;
глина — глиняный: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;
вязать — вязаный: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;
валять — валяный: веять, паять, сеять, стрелять.
графически объясните написание н и ин в словах:
кошеный луг - некошеный, скошенный и кошенный по росе луг;
выкрашенный забор - крашеный — давно не крашеный — некрашеный;
нетканая скатерть — тканная золотом — сотканная — несотканная;
раненый воин — раненный в бою — легкораненый — поранены плугом;
жженый сахар — полусожженная рукопись — выжженная пустыня.
проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н и нн.
Старый Мазай любит до старости свой низменный край (Н. Неркасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. З) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А. Фадеев). б) Ни санного, не звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни вороного коня. 8) Станица обнесена земляным валом (Л. Толстой). 9) Настя была столь же ветрена, как и её барышня (А. Пушкин). 10) Ночь была безветренная.
Составьте и запишите диктант из слов-исключенний на все случаи данной темы.
Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов -ость-, - ний-, -ений- существительные, обозначьте орфограммы.
Сдержа_ый, рассмотре_ый, опубликова_ый, плавле_ый, расплавле_ый, консервирова_ый, суше_ый, кале_ый, вяза_ый, вороне_ый, усовершенствова_ый, да_ый, несмышлё_ый, свяще_ый.
Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, выделите суффиксы.
Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пр_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.
Объясните разницу в написании однокоренных слов.
Все мои друзья образованны. Комиссии уже образованы.
Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были озабочены зачётом.
Сборы прошли организованно. Организовано хорошее питание.
Шерсть вся запутана котенком. Эта история запутана и неясна.
Море взволновано бурей. Говорил взволнованно, горячо.
Таких заданий на одного ученика около 5. Учащиеся должны правильно поставить или нет н в причастия и прилагательные. Компьютер как бы вместе с учеником проходит путь усвоения умений и навыков правильного написания. Он как бы призывает учащихся работать совместно. “Прекрасно! Верный ответ”, - говорит компьютер при правильном ответе. А на неправильный ответ он “реагирует” звуковым сигналом и мигает слово “Ошибка!”. Если учащийся допустил ошибку, то спустя заданное время компьютер высвечивает на экране правильную запись словосочетания, в котором была допущена ошибка. По окончании работы выставляется оценка по 5 бальной системе. Шкала оценок соответствует принятым в педагогической практике нормам. При работе на компьютере ученику приходятся быть внимательным и постоянно анализировать, используя определённые умственные операции. Так как компьютеров на каждого ученика не хватает, то учащиеся у меня на таких уроках работают поочерёдно. Часть ребят работают на компьютерах, часть — делают перфокарты, затем меняются. Обмениваются перфокартами, ставят друг другу отметки, которые вносятся экспертной группой в табло. Табло сдаётся мне, и я на его основании ставлю отметки в журнал. Как я уже говорила, на своих уроках я применяю перфокарты. Их я делаю многоразового использования. Они находятся внутри тонкой пластиковой плёнки. Учащиеся работу выполняют на плёнке. Во время следующей работы предыдущие задания просто стираются.
Шестой этап. Контроль усвоения пройденного материала.
Карточки контроля
№1
Задание 1. Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.
Образец: румяный — ребёнок румян, девочка румяна, дитя румяно.
Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.
Задание 2. Объясните написание слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.
Образец: масленица — масленый (блин).
Непринуждённость, бешено, бесцеремонность, жизненно, доверенность, гостиница, ветрено, лиственница, карманник, таможенник, родственник.
№2
Задание 1. Вставьте н и нн, выделите суффиксы.
Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.
Задание 2. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.
Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.
№3
Задание 1. Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.
Образец: время революции - революционное время.
Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.
Задание 2. Объясните написание н и нн по образцу.
Образец: копчёность — копчёный.
Смышлёность, воспитанник, мудреность, масленица, избранник, туманность, путаница, запутанность, ремесленник, юность.
№4
Задание 1. Превратите причастия в прилагательные.
Образец: печенная в золе рыба - печеная рыба, позолоченное кольцо — золоченое кольцо.
Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, груженная лесом баржа, вымощенная улица, раненный в руку воин, давно не крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные детьми кусты.
Задание 2. От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса –о-
Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.
№5
Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.
Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.
Задание 2. Превратите прилагательные в страдательные причастие, добавив либо зависимое слово, либо приставку.
Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестрижены...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.08.11 | Просмотров: 2935

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340