Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Наблюдение над использованием синонимов и антонимов в поэтических текстах
Автор(ы): Иванова Ирина Самуиловна, учитель русского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
I. Проверка усвоения предыдущей темы “Использование переносного значения слова в художественных текстах”. – Что такое “лексика”? Лексическое значение слова? Вспомним секреты слова, связанные с его значением. 1. Прочитайте стихотворение Ф. Кривина (распечатанные тексты раздаются детям перед уроком): Машинка песенку поет, Машинка днем и ночью шьет. Бежит челнок и кружится, Река плетется кружева. Сидит рыбак на челноке И ловит рыбку он в реке. – Какая особенность слова обыгрывается в стихотворении? Почему одно и то же слово обозначает такие разные, на первый взгляд, предметы (почему, например, кружевное полотно можно назвать “рекой”)? 2. Переносное значение слова позволяет сделать речь выразительной, образной. Прочитайте стихотворение (стихотворение написано ученицей): Ночь Ночь пришла на качелях мечты, Тихо шепнула на ушко: “Молчи!” Меж занавесками – света полоска. Облокотилась на стул у окна… В сон отправляюсь на чудо-повозке, Мне освещает дорогу луна. (Марина Туркестанова, 5 класс) – Какую картину вы вообразили? Как называется художественный прием, использованный Мариной? Как вы понимаете выражение “на качелях мечты”, “света полоска облокотилась на стул у окна”? 3. Чтение наизусть стихотворения Ф.Тютчева “Полдень” (домашнее задание). Полдень Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река, В лазури пламенной и чистой Лениво тают облака. И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет, И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет. (Ф. Тютчев) – Какую картину рисует поэт? Какое слово является ключевым в стихотворении? (При анализе стихотворения обратим внимание на лексический, синтаксический повторы, на инверсию, на звуковую оболочку слова “лениво”.) 4. Красота, выразительность речи во многом определяется богатством русской лексики, русского слова. Зачитайте ваши миниатюры, которые мы назвали “Гимн Слову” (домашнее задание. Примеры детских работ даны в приложении). II. Использование синонимов и антонимов в изобразительных целях На вооружении у лексики есть и другие изобразительно-выразительные средства. – Что такое синонимы? Антонимы? Какова их роль в речи? Наличие большого числа синонимов и антонимов выгодно отличает русский язык от других языков. Их использование – одна из особенностей русской народной речи. – Приведите примеры использования синонимов и антонимов в сказках, антонимов – в пословицах. Синонимами и антонимами широко пользуются русские писатели, поэты. Помните, у Пушкина: Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился…, ждет-пождет с утра до ночи… с белой зори до ночи…, негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон… – А это – из какой сказки? Где здесь синонимы, антонимы? (Текстовые.) За горами, за лесами, За широкими морями, Не на небе – на земле Жил старик в одном селе. Синонимы и антонимы позволяют по-разному выражать смысл, делают текст не только точным, сжатым, но и образным. 1. Послушайте стихотворение М. Цветаевой. Какой прием положен в его основу? Полюбил богатый – бедную, Полюбил ученый – глупую, Полюбил румяный – бледную, Полюбил хороший – вредную: Золотой – полушку медную – Где, купец, твое роскошество “Во дырявом во лукошечке!” – Где, гордец, твои учености? “Под подушкой у девчоночки!” – Где, красавец, щеки алые? “За ночь черную растаяли!” –Крест серебряный с цепочкою! “У девчонки под сапожками!” Не люби, богатый, – бедную, Не люби, ученый, – глупую, Не люби, румяный, – бледную, Не люби, хороший, – вредную: Золотой – полушку медную! Вы правы, все стихотворение построено на противопоставлении. Перечитайте стихотворение (уточним значения непонятных слов; выясним, понятен ли детям смысл). – Назовите антонимы. Кстати, как графически подчеркнуто противопоставление? – А какие слова здесь выступают в роли… синонимов? Назовите оба ряда текстовых синонимов и найдите ключевое слово к каждому ряду. – В каком значении употреблено слово “золотой”? Но это слово рождает здесь и другие ассоциации. Какие? Приведите примеры употребления этого слова в данном значении (золотой характер, золотой человек…). Так ширится, множится смысл стихотворения, создается поэтический образ. 2. Послушайте еще одно стихотворение М. Цветаевой: Если душа родилась крылатой – Что ей хоромы – и что ей хаты! Что Чингис-хан ей и что – Орда! Два н...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.08.12 | Просмотров: 2323
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|