Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России


Автор(ы): Бабкина Татьяна Алексеевна, учитель географии; Дец Ирина Робертовна, учитель технологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • выяснить, в чем своеобразие природы и культурных ценностей разных уголков Русской равнины;
  • обобщить и углубить знания по изученному материалу;
  • познакомить учащихся с географией народных промыслов европейской части России, историей их возникновения, художественной ценностью;
  • познакомить с объектами всемирного наследия, находящимися на территории Русской равнины;
  • развивать умения работать с источниками географической информации;
  • воспитывать чувство патриотизма.
Задачи:
  • провести фронтальный опрос по теме “Русская равнина”;
  • закрепить знания географической номенклатуры;
  • провести игру-путешествие по природным и культурным достопримечательностям Русской равнины;
  • провести практическую работу;
  • провести викторину “Почемучка”.
Оборудование: карта Российской Федерации; атласы; контурные карты; выставка изделий народного творчества; компьютер и фотоматериалы из Интернета; энциклопедия для детей “Россия: физическая и экономическая география”, книга “География Саратовской области”, магнитофон, аудиозапись музыкальных произведений.
Планируемый результат: выявить уровень усвоения программного материала по изучаемой теме, *вызвать интерес к народному творчеству, к изучению географии России.

Ход урока

1. Организация класса

Учитель географии: Здравствуйте, ребята! Мы рады вас видеть, и очень хотим работать с вами! Хорошего вам настроения и успешной работы.
Проверка подготовленности школьников к учебному занятию.

2. Актуализация полученных знаний

– Сегодняшний урок мы посвятим обобщению знаний по теме “Русская равнина” и “Народные промыслы Центральной и Северо-Западной России”. Урок не совсем обычный, так как ведут его два учителя технологии и географии. Как вы думаете, какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть на уроке? Почему для нас важно знать природу России, культурные традиции жителей Русской равнины?
Сегодня мы выясним, в чем своеобразие природы и культурных ценностей разных уголков Русской равнины, а помогут нам в этом ваши знания, а также фантазия и воображение.
1. Проверка основных знаний по изучаемой теме (фронтальный опрос) – разминка перед путешествием.
Учитель географии: Почему Восточно-Европейская равнина называется Русской? (Здесь находится центр Древней Руси, большая часть населения – русские, здесь расположена столица России – Москва.)
– Опишите географическое положение Русской равнины. (Русская равнина расположена на западе России: от государственной границы до Уральских гор – на востоке. На севере равнина омывается Баренцевым и Белым морями, на юге Черным и Азовским до Кавказских гор. С севера на юг равнина простирается на 2500 км. На севере равнину пересекает Северный полярный круг. Это территория ближе всех расположена к Атлантическому океану.)
– На каком участке земной коры расположена равнина? (Она находится на древней русской платформе.)
– Как называются участки платформы, где фундамент выходит на поверхность? Какой щит находится на Русской платформе? (Это Балтийский
щит.)

– Какие формы рельефа преобладают на Русской равнине? (Тектоническое строение обусловило равнинность территории. Неровности фундамента определяют размещение крупных возвышенностей и низменностей.)
– Покажите на карте. (Дети показывают.)
– Какие территории имеют наибольшую высоту? (Горы Хибины на Кольском полуострове.)
– Что оказало большое влияние на рельеф северной части Русской равнины? (Древнее оледенение.)
– Почему на северо-западе равнины много озер? (Результат влияния древнего оледенения, отступления ледника.)
– Какой климат Русской равнины? (Умеренно-континентальный, континентальность нарастает к юго-востоку.)
– К бассейнам каких океанов относятся реки Русской равнины? Приведите примеры.
– Почему природа Русской равнины разнообразна? Какая наиболее характерная особенность природы русской равнины? (Хорошо выраженная природная зональность ландшафтов.)
– Назовите природные зоны Русской равнины. (Тундра, лесотундра, тайга, смешенные и широколиственные леса и т.д.)
– Какими природными ресурсами богата Русская равнина? (Минеральными, агроклиматическими, на северо-западе – водными, лесными, рекреационными.)
2. Проверка знаний номенклатуры по европейской части России. “10” из “10”. Фронтальная работа с картой. В парах по очереди показать объекты:
Учитель географии:
1-й вариант: Онежская губа, Соловецкие острова, Валдайская возвышенность, Северные Увалы, Прикаспийская низменность, реки: Волга, Днепр, Волхов, озера: Ильмень, Чудское.
2-й вариант: Кандалакшский залив, остров Колгуев, Приволжская возвышенность, Тиманский кряж, горы Хибины, реки: Печора, Северная Двина, Кубань, озера: Ладожское, Селигер.

3. Игра-путешествие

Учитель географии: Ребята, кому из вас приходилось далеко выезжать за пределы своего села? Где вы успели побывать?
А сейчас давайте подключим свое воображение, фантазию и представим себе, что мы –корреспонденты. И отправляемся в разные точки Европейской части нашей страны. Сейчас, благодаря спутниковой связи и нашему монитору, мы начнем получать телетайпные сообщения из разных мест.
Итак, на связи север Русской равнины.
1. Телетайпное сообщение ученика о Карелии, которое иллюстрируется картинками, полученными с помощью Интернета.
Учитель технологии: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь свою прелесть русской природы, удивишься красоте архитектурных ансамблей, прикоснёшься сердцем к прекрасным твореньям русского народа. О старой Руси, бывшей когда-то сплошь деревянной, о русской народной архитектуре наш репортаж “Русь деревянная”.
И снова на связи наш корреспондент с острова в Онежском озере, где находится музей русского деревянного зодчества под открытым небом – Кижи.
2. Телетайпное сообщение ученика о Кижах, о русском деревянном зодчестве с демонстрацией фото… (Звучит музыка)
Учитель географии: К северо-западу от Онежского озера находится другое озеро, не менее уникальное, чем Онежское. Послушаем сообщение корреспондента с Ладожского озера.
3. Телетайпное сообщение ученика о Ладожском озере.

Физкультминутка

“Я закрываю глаза, я чувствую, как наливается теплом всё моё тело. Я прислушиваюсь и ощущаю, как ровно и спокойно бьётся моё сердце. Я закрываю глаза. На душе светло и тихо. Мой ум чист и ясен. Я маленькая неповторимая частичка этого мира. Я открываю глаза. Я дышу глубоко и ровно. Мне хорошо и радостно. Я хочу подарить добро и радость другим. Иначе для чего ещё человек рождается на Земле?”
Учитель технологии: По Северо-Восточному региону проходит всемирно-известный туристский маршрут “Золотое кольцо России”. Города кольца – памятники русского зодчества. Здесь есть древние величественные соборы, Успенский и Дмитриевский( XII век), и Золотые ворота Владимира, Кремли Ростова, Суздаля и Новгорода; ансамбли монастырей в Переславле-Залесском, Костроме, Ярославле.
Учитель географии: Эти места отнесены к объектам всемирного культурного наследия.
(Демонстрация фотографий на фото-выставке, краткий к ним комментарий, показ иллюстраций из энциклопедии для детей “Россия: физическая и экономическая география”.)
– Начнем с города Москва, с Кремля, который включен в список объектов всемирного наследия. Издревле украшением Москвы являлись ее храмы. “Сорок сороков” церквей создавали неповторимый облик столицы православия. Успенский собор Кремля играл важнейшую роль в жизни страны. В нем присягали великому князю московскому удельные властители, проходили торжественные коронации царей и императоров. В ансамбль Соборной площади Кремля входят также Благовещенский и Архангельский соборы. Рядом с Кремлем, на Красной площади стоит Покровский собор, более известный в народе как храм Василия Блаженного. Это жемчужина древнерусской архитектуры. Этот напоминающий резную шкатулку храм стал наряду с Кремлем одним из символов России. (Предлагаю рассмотреть иллюстрации и фото с изображением памятников древнего русского зодчества.)
Учитель технологии: Однако туристов влекут не только достопримечательности, но и неповторимая атмосфера старинных русских городов центра России, которая позволяет прикоснуться к самой душе России, ощутить уклад жизни ее глубинки. Здесь находятся центры русского декоративно-прикладного искусства. И сейчас мы познакомимся с ними.
– На связи центры древних русских ремесел.
3. Телетайпное сообщение из центров русских ремесел. (Звучит музыка)
Учитель географии: А сейчас мы отправимся на юг России, увидим великую русскую реку Волгу, узнаем о ее своеобразии.
4. Телетайпное сообщени...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 5154

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340