Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России
Автор(ы): Бабкина Татьяна Алексеевна, учитель географии; Дец Ирина Робертовна, учитель технологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - выяснить, в чем своеобразие природы и культурных ценностей разных уголков Русской равнины;
- обобщить и углубить знания по изученному материалу;
- познакомить учащихся с географией народных промыслов европейской части России, историей их возникновения, художественной ценностью;
- познакомить с объектами всемирного наследия, находящимися на территории Русской равнины;
- развивать умения работать с источниками географической информации;
- воспитывать чувство патриотизма.
Задачи: - провести фронтальный опрос по теме “Русская равнина”;
- закрепить знания географической номенклатуры;
- провести игру-путешествие по природным и культурным достопримечательностям Русской равнины;
- провести практическую работу;
- провести викторину “Почемучка”.
Оборудование: карта Российской Федерации; атласы; контурные карты; выставка изделий народного творчества; компьютер и фотоматериалы из Интернета; энциклопедия для детей “Россия: физическая и экономическая география”, книга “География Саратовской области”, магнитофон, аудиозапись музыкальных произведений. Планируемый результат: выявить уровень усвоения программного материала по изучаемой теме, *вызвать интерес к народному творчеству, к изучению географии России. Ход урока 1. Организация класса Учитель географии: Здравствуйте, ребята! Мы рады вас видеть, и очень хотим работать с вами! Хорошего вам настроения и успешной работы. Проверка подготовленности школьников к учебному занятию. 2. Актуализация полученных знаний – Сегодняшний урок мы посвятим обобщению знаний по теме “Русская равнина” и “Народные промыслы Центральной и Северо-Западной России”. Урок не совсем обычный, так как ведут его два учителя технологии и географии. Как вы думаете, какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть на уроке? Почему для нас важно знать природу России, культурные традиции жителей Русской равнины? Сегодня мы выясним, в чем своеобразие природы и культурных ценностей разных уголков Русской равнины, а помогут нам в этом ваши знания, а также фантазия и воображение. 1. Проверка основных знаний по изучаемой теме (фронтальный опрос) – разминка перед путешествием. Учитель географии: Почему Восточно-Европейская равнина называется Русской? (Здесь находится центр Древней Руси, большая часть населения – русские, здесь расположена столица России – Москва.) – Опишите географическое положение Русской равнины. (Русская равнина расположена на западе России: от государственной границы до Уральских гор – на востоке. На севере равнина омывается Баренцевым и Белым морями, на юге Черным и Азовским до Кавказских гор. С севера на юг равнина простирается на 2500 км. На севере равнину пересекает Северный полярный круг. Это территория ближе всех расположена к Атлантическому океану.) – На каком участке земной коры расположена равнина? (Она находится на древней русской платформе.) – Как называются участки платформы, где фундамент выходит на поверхность? Какой щит находится на Русской платформе? (Это Балтийский щит.) – Какие формы рельефа преобладают на Русской равнине? (Тектоническое строение обусловило равнинность территории. Неровности фундамента определяют размещение крупных возвышенностей и низменностей.) – Покажите на карте. (Дети показывают.) – Какие территории имеют наибольшую высоту? (Горы Хибины на Кольском полуострове.) – Что оказало большое влияние на рельеф северной части Русской равнины? (Древнее оледенение.) – Почему на северо-западе равнины много озер? (Результат влияния древнего оледенения, отступления ледника.) – Какой климат Русской равнины? (Умеренно-континентальный, континентальность нарастает к юго-востоку.) – К бассейнам каких океанов относятся реки Русской равнины? Приведите примеры. – Почему природа Русской равнины разнообразна? Какая наиболее характерная особенность природы русской равнины? (Хорошо выраженная природная зональность ландшафтов.) – Назовите природные зоны Русской равнины. (Тундра, лесотундра, тайга, смешенные и широколиственные леса и т.д.) – Какими природными ресурсами богата Русская равнина? (Минеральными, агроклиматическими, на северо-западе – водными, лесными, рекреационными.) 2. Проверка знаний номенклатуры по европейской части России. “10” из “10”. Фронтальная работа с картой. В парах по очереди показать объекты: Учитель географии: 1-й вариант: Онежская губа, Соловецкие острова, Валдайская возвышенность, Северные Увалы, Прикаспийская низменность, реки: Волга, Днепр, Волхов, озера: Ильмень, Чудское. 2-й вариант: Кандалакшский залив, остров Колгуев, Приволжская возвышенность, Тиманский кряж, горы Хибины, реки: Печора, Северная Двина, Кубань, озера: Ладожское, Селигер. 3. Игра-путешествие Учитель географии: Ребята, кому из вас приходилось далеко выезжать за пределы своего села? Где вы успели побывать? А сейчас давайте подключим свое воображение, фантазию и представим себе, что мы –корреспонденты. И отправляемся в разные точки Европейской части нашей страны. Сейчас, благодаря спутниковой связи и нашему монитору, мы начнем получать телетайпные сообщения из разных мест. Итак, на связи север Русской равнины. 1. Телетайпное сообщение ученика о Карелии, которое иллюстрируется картинками, полученными с помощью Интернета. Учитель технологии: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь свою прелесть русской природы, удивишься красоте архитектурных ансамблей, прикоснёшься сердцем к прекрасным твореньям русского народа. О старой Руси, бывшей когда-то сплошь деревянной, о русской народной архитектуре наш репортаж “Русь деревянная”. И снова на связи наш корреспондент с острова в Онежском озере, где находится музей русского деревянного зодчества под открытым небом – Кижи. 2. Телетайпное сообщение ученика о Кижах, о русском деревянном зодчестве с демонстрацией фото… (Звучит музыка) Учитель географии: К северо-западу от Онежского озера находится другое озеро, не менее уникальное, чем Онежское. Послушаем сообщение корреспондента с Ладожского озера. 3. Телетайпное сообщение ученика о Ладожском озере. Физкультминутка “Я закрываю глаза, я чувствую, как наливается теплом всё моё тело. Я прислушиваюсь и ощущаю, как ровно и спокойно бьётся моё сердце. Я закрываю глаза. На душе светло и тихо. Мой ум чист и ясен. Я маленькая неповторимая частичка этого мира. Я открываю глаза. Я дышу глубоко и ровно. Мне хорошо и радостно. Я хочу подарить добро и радость другим. Иначе для чего ещё человек рождается на Земле?” Учитель технологии: По Северо-Восточному региону проходит всемирно-известный туристский маршрут “Золотое кольцо России”. Города кольца – памятники русского зодчества. Здесь есть древние величественные соборы, Успенский и Дмитриевский( XII век), и Золотые ворота Владимира, Кремли Ростова, Суздаля и Новгорода; ансамбли монастырей в Переславле-Залесском, Костроме, Ярославле. Учитель географии: Эти места отнесены к объектам всемирного культурного наследия. (Демонстрация фотографий на фото-выставке, краткий к ним комментарий, показ иллюстраций из энциклопедии для детей “Россия: физическая и экономическая география”.) – Начнем с города Москва, с Кремля, который включен в список объектов всемирного наследия. Издревле украшением Москвы являлись ее храмы. “Сорок сороков” церквей создавали неповторимый облик столицы православия. Успенский собор Кремля играл важнейшую роль в жизни страны. В нем присягали великому князю московскому удельные властители, проходили торжественные коронации царей и императоров. В ансамбль Соборной площади Кремля входят также Благовещенский и Архангельский соборы. Рядом с Кремлем, на Красной площади стоит Покровский собор, более известный в народе как храм Василия Блаженного. Это жемчужина древнерусской архитектуры. Этот напоминающий резную шкатулку храм стал наряду с Кремлем одним из символов России. (Предлагаю рассмотреть иллюстрации и фото с изображением памятников древнего русского зодчества.) Учитель технологии: Однако туристов влекут не только достопримечательности, но и неповторимая атмосфера старинных русских городов центра России, которая позволяет прикоснуться к самой душе России, ощутить уклад жизни ее глубинки. Здесь находятся центры русского декоративно-прикладного искусства. И сейчас мы познакомимся с ними. – На связи центры древних русских ремесел. 3. Телетайпное сообщение из центров русских ремесел. (Звучит музыка) Учитель географии: А сейчас мы отправимся на юг России, увидим великую русскую реку Волгу, узнаем о ее своеобразии. 4. Телетайпное сообщени...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 5154
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|