Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Итоговый урок по интегрированному курсу Физика. Химия в 6-м классе - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Итоговый урок по интегрированному курсу Физика. Химия в 6-м классе


Автор(ы): Воронова Виктория Яковлевна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
На протяжении нескольких лет я веду пропедевтический курс “Физика, Химия” в 5-6 классах. Очень удачный учебник авторов Гуревича А.Е. и Исаева Д.А. Дети с удовольствием проводят все лабораторные работы, с интересом познают азы физики и химии. С большим интересом и тщательно готовятся ребята в 6 классе к заключительному уроку.
Итоговый урок по курсу “Физика, Химия” я провожу в форме смотра знаний. Подготовку к нему начинаю за 2-3 недели. На занятие продолжительностью 2 астрономических часа приглашаются родители, которые садятся за одну парту со своими детьми. Все родители получают приглашение (приложение №3).
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся; проверить усвоение и качество знаний; выявить степень готовности учащихся к дальнейшему изучению курсов физики и химии; продолжить формирование интереса к физике и химии как наукам о природе; побудить учащихся к самостоятельному изучению различных физических явлений, развитие навыков применения полученных знаний к объяснению явлений природы, окружающей нас.
Оборудование:
  1. Портреты учёных-физиков, химиков.
  2. Измерительные приборы: динамометр, психрометр, барометр-анероид, амперметр, вольтметр, термометр;
  3. Труба Ньютона (с перышком, дробинкой и пробкой);
  4. Насос Камовского;
  5. Стакан с водой и стеклянной трубкой;
  6. Тарелка с водой, монета, свеча и стакан;
  7. Полоса бумаги, ножницы:
  8. 3 стакана и лист бумаги.
  9. Другое оборудование, которое учащиеся использовали при подготовке домашних экспериментов.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на нашем заключительном уроке курса “Физика. Химия”. За два года вы, ребята, познакомились с многочисленными явлениями физики и химии, узнали об основных научных методах познания. За это время вы не только много узнали о физических приборах и лабораторном оборудовании, но и сами стали исследователями и проделали более 30 лабораторных работ, завершающих темы, как по физике, так и по
химии. Ну а моих помощников Физикона и Химилу, надеюсь, Вы узнали.
Химила: Два года назад мы с Физиконом вам, ребята представили 2 новые для вас науки: Физику и Химию.
Физикон: Всё это время мы были вашими помощниками, сопровождая вас на каждом уроке.
Химила: Вот и завершилось ваше первое путешествие в мир двух наук Физики и Химии. Теперь вы знаете, что эти науки очень нужны человеку.
Физикон: Как много может человек понять и сделать, используя законы Физики и Химии. И это вы сегодня нам докажите.
Химила: Теперь и вы, глядя вокруг, наблюдая окружающий мир, многие явления понимаете и сможете объяснить.
Учитель: Сегодняшний урок – урок-отчёт перед самим собой, перед вашими родителями. Сегодня смотр знаний.
Учитель: Цель нашего урока – обобщить знания полученные вами за 2 года, и показать чему и как вы научились, продемонстрировать не только свои знания по физике и химии, но и свои умения проводить эксперименты.
Эпиграфом нашего урока станут известные слова Козьмы Пруткова: “Глядя на мир нельзя не удивляться”.
Химила: Поразительно, на сколько точно поэты предвосхищают порой важнейшие проблемы научного исследования. В связи с этим, нельзя не вспомнить удивительное стихотворение А.С. Пушкина, где каждая строка – глубокая мысль, под которой с удовольствием подпишется любой современный физик:
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
И случай, бог изобретатель
Физикон: Поэт в коротеньком стихотворении сумел предвосхитить целый ряд выводов, к которым впоследствии пришла наука. Высказанные в поэтической форме идеи воскресили более, чем через сто лет в строгой научной форме. Химила: С нами пришли главные эксперты – это наши выпускники.
Учитель: Так как у нас сегодня смотр знаний, то нам необходимо жюри. Я предлагаю включить в состав жюри Химилу и Физикона и наших экспертов.
Сейчас жюри произнесет слова клятвы в своей объективности. Положите руки на приборы (на столе – вольтметр, амперметр, психрометр, динамометр и так далее).
Химила зачитывает клятву:
Мы, стоящие перед вами члены жюри,
Именем всех великих умов человечества,
Положа руку на святое святых физики,
Торжественно клянемся судить по совести.
Жюри (хором):
Клянемся!
Химила: Клянемся судить, не взирая на лица.
Жюри: Клянемся!
Химила: Наш приговор будет неоспорим, как неоспорим закон Ньютона, как верен закон Архимеда.
Жюри: Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Учитель: Прошу жюри занять свои места. Наш урок сегодня состоит из 6 этапов (все они записаны на доске):
I. Физико-химическая эстафета (20 минут).
II. Конкурс теоретиков (20 минут).
III. Калейдоскоп “Что? Как? Почему?” (10 минут).
IV. Конкурс экспериментаторов (20 минут).
V. “Ваше слово, эрудиты” (игра “Умники и Умницы”). (30 минут).
VI. Заключительный этап. Подведение итогов (10 минут).
1 этап: Физико-химическая эстафета (20 минут) (Приложение №1).
Основные понятия, законы, правила отвечают учащиеся быстро и точно, кратко и понятно без подготовки. Каждый имеет право участвовать в порядке очерёдности. Если кто-то не знает ответа, то отвечает следующий. За каждый правильный ответ Физикон и Химила выдают учащимся жетоны.
2 этап: Конкурс теоретиков (20 минут) (Приложение №2).
Отвечают на него самостоятельно, но имеют право на 3 подсказки родителей, сидящих с ними. Через 20 минут члены жюри собирают тесты и проверяют их. За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл.
3 этап: Калейдоскоп – Что? Как? Почему?
“Давайте удивляться чудесам” или “Физика вокруг нас”.

Учитель зачитывает вопросы, учащиеся отвечают после обсуждения вопроса со своими родителями.
За каждый правильный ответ Физикон и Химила выдают жетон.
1. В кастрюле с водой плавает стакан. Как изменится уровень воды в кастрюле, если зачерпнуть в стакан немного воды? (Так как содержимое кастрюли не изменяет своей массы, то не изменится и сила давления на дно кастрюли. Отсюда следует, что уровень воды останется прежним).
2. Что быстрее падает и объясните почему?
  • 5 рублевая монета – или кусочек бумаги.
  • 1 кг гиря – или монета.
  • Кусочек бумаги – или шарик из бумаги.
  • Труба Ньютона (перо, дробинка или пробка).
(После ответа демонстрируется опыт).
3. Выходя из воды животные встряхиваются. Какой физический закон используется при этом. (Закон инерции).
4. Почему, плывя на спине, легче держаться на воде? (Плыть на спине легче, так как при этом наибольшая часть человека погружена в воду. Это увеличивает выталкивающую силу).
5. Если при переходе по льду человек провалился, то спасающий должен приближаться к нему ползком, а на края полыньи рекомендуется класть доски, лыжи.
Почему? (При передвижении ползком площадь опоры будет увеличиваться, а давление при этом будет уменьшаться. Для той же цели служат доски, положенные на края полыньи).
6. Почему сахар и другие пористые продукты нельзя хранить вблизи пахучих веществ? (Молекулы пахучих веществ, распространившись в воздухе в следствии диффузии, под воздействием сил молекулярного притяжения прилипают к поверхности сахара, площадь которой у всех пористых тел очень велика. Сахар приобретает неприятный запах.)
7. Почему стеклянная палочка, опущенная в воду, кажется изогнутой? (закон преломления).
8. В двух пробирках две бесцветные жидкости, соединили вместе – получилась ярко малиновая окраска. Что было в пробирках? (Основание, фенолфталеин).
4 этап: Конкурс экспериментаторов (20 минут).
“Ловкость рук и никакого мошенничества” или “Простые эксперименты на кухне”.

Учащиеся демонстрируют различные опыты, подготовленные дома.
За демонстрацию опыта и его объяснение учащийся получает 2 жетона.
5 этап:“Ваше слово, ЭРУДИТЫ!”
(Игра “Умники и Умницы”).
Девиз:Квадрат успеха равен
Сумме квадратов
Необходимого остроумия.
Конкурс смекалки,
Конкурс умов
Несколько опытов
И ответ готов!
1 тур. Загадки о физических приборах.
Отгадай что эта за измерительный прибор, найдите его и расскажи о нем.
Его устройство очень просто
Еще проще он в работе
Чем больше растягивают,
Тем больше показывает (Динамометр)
Два брата-близнеца
Одним измеряют ток,
Другим напряжение,
Чтобы их не перепутать, есть у них
Знаки различия
Что это за приборы и какие знаки различия? (Амперметр и Вольтметр).
Он состоит из двух одинаковых приборов,
Всегда показывает сухо и влажно. (Психрометр)
Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда – облака (Барометр).
Я под мышкой посижу
И что делать укажу;
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Термометр)
Что общего у всех названий этих приборов? (Вторая часть названия прибора – “метр”).
Шесть человек, ответивших на эти вопросы переходят во второй тур.
“2 тур”. “КТО ЕСТЬ КТО?” “Открытия, изобретения”.
Выносят портреты под номерами. Учащиеся должны назвать фамилии ученых:
1 – Ньютон;
2 – Резерфорд;
3 – Ломоносов;
4 – Попов;
5 – Паскаль;
6 – Архимед;
Висит плакат: в левом столбце фамилии ученых, в правом – их открытия. Учащиеся должны за 5 минут дать письменный ответ, кто из ученых, изобретателей, что открыл: (За каждый правильный ответ 1 балл).

1. Э.Резерфорд. А. Обнаружил атмосферное давление.
2. Д.И.Менделеев. Б. Генеральный конструктор космических кораблей.
3. И.Ньютон. В. Первый русский летчик.
4. Б. Паскаль. Г. Создатель теории лет...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2304

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340